Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра воспитания
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогический
совет
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности ООП ООО
«Музей информатизации лицея: создаем и рассказываем»
для обучающихся 5-9 классов
Петрозаводск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музей информатизации лицея:
создаем и рассказываем» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания и Основной образовательной программы МОУ «Лицей № 40».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЛИЦЕЯ: СОЗДАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ»
Актуальность курса обусловлена несколькими важными факторами:
1. Историческое значение: Лицей готовится отметить свое 90-летие, что подчеркивает
необходимость сохранения и передачи истории развития учебного заведения следующим
поколениям учащихся и педагогов. Создание музея информатизации позволит зафиксировать
ключевые этапы становления информационной инфраструктуры лицея, начиная с первых
шагов внедрения компьютеров и заканчивая современными проектами и инициативами.
2. Развитие цифровых компетенций: Курс направлен на формирование у учеников
практических навыков проектирования и реализации проектов в области цифровой культуры и
образования. Учащиеся смогут овладеть инструментами разработки мультимедийных
экспозиций, презентационных материалов и интерактивных экскурсий, что повысит их уровень
подготовки в сфере информационно-коммуникационных технологий.
3. Формирование корпоративной памяти: Музей информатизации станет местом
хранения уникальных артефактов и воспоминаний о развитии информационных технологий в
лицее. Это способствует формированию чувства гордости за достижения своей школы и
укреплению традиций образовательного учреждения.
4. Воспитание интереса к науке и технике: Изучение линейки компьютерной техники
и вычислительных устройств, применявшихся в лицее, помогает учащимся осознать эволюцию
информационных технологий и понять важность непрерывного самообразования в условиях
быстро меняющегося мира.
Таким образом, создание музея информатизации является своевременным проектом,
способствующим сохранению исторической памяти лицея, развитию цифровых компетенций
школьников и воспитанию уважения к научно-техническим традициям родного учебного
заведения.
Цель курса
Формирование у обучающихся комплексного понимания значения информационных
технологий в обучении и повседневной жизни, воспитание навыков самостоятельной
исследовательской деятельности, развитие творческого подхода к изучению и созданию
информационной среды лицея.
Задачи курса
Создать условия для углубленного знакомства с историей информатизации лицея.
Стимулировать
интерес
к
исследованию
вопросов
эволюции
школьных
информационных технологий.
Способствовать освоению методики сбора, обработки и интерпретации историкотехнического материала.
Привлечь внимание к современным тенденциям в образовании посредством интеграции
научных исследований и проектной деятельности.
Воспитать уважение к культурному наследию учебного заведения и чувство
принадлежности к сообществу лицеистов.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЕЙ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЛИЦЕЯ: СОЗДАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ»
Модули курса
1. Интернет в лицее
2. Линейка вычислительной техники в школе
3. Линейка компьютерной техники в лицее
4. Проекты информатизации: Гармония, ИСО, «MLG в Карелии»
5. Проекты информатизации: ЭЖиД
6. Информатика как предмет в школе
Модуль 1. Интернет в лицее
История появления Интернета в лицее.
Первые шаги в создании внутренней сети и подключение к внешним ресурсам.
Изменения, произошедшие благодаря внедрению Интернета в учебный процесс.
Современные инструменты и сервисы, используемые в Лицее.
Модуль 2. Линейка вычислительной техники в школе
Первые вычислительные машины, появившиеся в лицее.
Демонстрация образцов вычислительной техники и изучение алгоритмов их работы.
Модуль 3. Линейка компьютерной техники в лицее
Представление поколений компьютеров, установленных в лицее.
Старинные компьютеры и их влияние на образование.
Современные персональные компьютеры.
Исследование и коллекционирование реликвий.
Модуль 4. Проекты информатизации: Гармония, ИСО, «MLG в Карелии»
История запуска проекта «Гармония»: концепция и реализация.
Проект ИСО: стандарты и сертификация информационных технологий.
Программа «MLG в Карелии»: взаимодействие школы и региона.
Модуль 5. Проекты информатизации: ЭЖиД
Электронный журнал и электронные дневники «NetSchool».
Электронный журнал и электронные дневники «Электронное образование Карелии.
Электронная школа» (БАРС).
Функциональные возможности и применение в практике лицея.
Модуль 6. Информатика как предмет в школе
История предмета «информатика» в образовательной программе.
Линейка учебников по информатике в лицее.
Учителя информатики лицея.
В каждом модуле:
Создание экспозиции музея информатизации лицея.
Проведение экскурсий по экспозициям.
Оформление сценария экскурсии и публикаций об экспозициях музея.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего учебного
заведения.
Развитие личной заинтересованности в сохранении и передаче культурного наследия
лицея.
Укрепление гражданской позиции и социальной активности среди участников курса.
Осознание важности бережного отношения к техническому оборудованию и
информационным ресурсам.
Предметные результаты:
Понимание последовательности технологического прогресса в лицее.
Овладение базовыми понятиями и принципами работы вычислительной техники.
Навык построения хронологии развития информационной инфраструктуры лицея.
Усвоение специфики различных этапов информатизации образовательного процесса.
Метапредметные результаты:
Развитие исследовательских навыков (наблюдение, фиксация фактов, формулировка
выводов).
Расширение кругозора и приобретение умений коммуникации с коллегами и
специалистами в рамках проектной деятельности.
Улучшение навыков публичного выступления и ведения дискуссий.
Получение базовых представлений о методиках музейного дела и организации
культурных мероприятий.
Межпредметные связи:
Установление связей с предметами истории, обществознания, математики, физики и
информатики.
Углубленное погружение в проблематику цифровой экономики и технологичного
общества.
Использование междисциплинарных навыков для осуществления комплексного
подхода к изучению вопроса.
Итоговые показатели успешности прохождения курса:
Подготовленная коллекция информационных объектов (фотографии, схемы, описания
оборудования).
Продуманная структура экспозиции и представленная экскурсия по музею
информатизации.
Разработанный сценарий и визуализированные элементы оформления музея.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование разделов и тем
программы
Количеств
о часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Вводный этап
1.
Введение в тему, обсуждение
целей, знакомство с проектом
1
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
2.
Распределение групп, выбор тем,
постановка задач
1
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
Модуль 1. Интернет в лицее
Обзор, сбор
текущем
интернета
информации о
использовании
4.
Анализ
правил
безопасности
5.
Исследование
источников
информации, подготовка отчета
1
6.
Подготовка
обсуждение
1
3.
мер
и
экспозиции,
https://computer-museum.ru/
1
1
Модуль 2.
Линейка
компьютерной техники
Исследование видов техники,
экскурсия по лицейской технике
4
8.
Настройка техники, изучение
возможностей
1
9.
Создание каталога техники
1
истории
развития
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
7.
10. Анализ
техники
https://computer-museum.ru/
1
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
№
п/
п
Наименование разделов и тем
программы
11. Подготовка
обсуждение
Модуль 3.
техника
экспозиции,
Количеств
о часов
1
Вычислительная
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
12. Обзор видов вычислительной
техники
1
13. Исследование использования в
учебе, сбор кейсов
1
14. Виртуальные
лаборатории,
практическая работа
1
15. Подготовка
обсуждение
1
экспозиции,
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
Модуль 4.
Проекты
информатизации: Гармония,
ИСО, «MLG в Карелии»
https://computer-museum.ru/
16. История
запуска
проекта
«Гармония»:
концепция
и
реализация.
https://computer-museum.ru/
17. Проект ИСО: стандарты и
сертификация информационных
технологий.
1
https://computer-museum.ru/
1
18. Программа «MLG в Карелии»:
взаимодействие
школы
и
региона
1
19. Подготовка отчета и экспозиции
1
https://computer-museum.ru/
Модуль 5.
Проекты
информатизации: ЭЖиД
20. Электронный
электронные
«NetSchool».
журнал
и
дневники
21. Электронный
журнал
и
электронные
дневники
«Электронное
образование
Карелии. Электронная школа»
(БАРС).
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
https://computer-museum.ru/
1
https://computer-museum.ru/
1
№
п/
п
Наименование разделов и тем
программы
Количеств
о часов
22. Функциональные возможности и
применение в практике лицея.
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://computer-museum.ru/
23. Модуль 6. Информатика как
предмет в школе
https://computer-museum.ru/
24. История
предмета
«информатика»
в
образовательной программе.
https://computer-museum.ru/
1
25. Линейка
учебников
информатике в лицее.
1
по
https://computer-museum.ru/
26. Учителя информатики лицея.
1
https://computer-museum.ru/
27. Подготовка отчета и экспозиции
1
https://computer-museum.ru/
2
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
Итоговые мероприятия
28. Планирование общей музейной
экспозиции
29.
Репетиция экскурсии
1
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
30.
Проведение экскурсии
1
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
31.
Обсуждение и рефлексия
1
https://labkabinet.ru/articles/proektna
ya-deyatelnost-v-shkole/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ФОРМЫ РАБОТЫ
 Опросы, анализ, презентации
 Экскурсия, описание, инфографика
 Обзор, кейсы, практические работы
 Документальный анализ
 Исследование, презентация
 Интервью, сбор данных
 Исследование, интервью
 Аналитика, презентации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Левинсон-Браун А.И. «Организация и методика музейной работы». Издательство
МГУ, 2022 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://computer-museum.ru/
https://labkabinet.ru/articles/proektnaya-deyatelnost-v-shkole