МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра общих
дисциплин
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Черчение»
для обучающихся 11Б класса
Петрозаводск 2025
Пояснительная записка
Программа среднего общего образования по черчению составлена на
основе требований к результатам освоения программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Одной из важнейших задач стоящих перед курсом черчения в школе является
подготовка учащихся к практической работе, что необходимо для того, чтобы
обеспечить учащимся, заканчивающим школу, условия для свободного
выбора профессии. Чтобы решить эту задачу нужно обеспечить в
преподавании черчения тесную связь теории и практики, узнать
практическое значение изучаемых вопросов, познакомиться с практическими
приложениями и, наконец, научиться пользоваться полученными знаниями в
практических целях.
Цель учебного курса – раскрыть возможности графической дисциплины
«Черчение» в формировании логического и пространственного мышления.
Пройдя учебный курс, учащиеся должны приобрести не сумму отвлеченных,
оторванных от производственной практики сведений, а твердые знания
элементарных основ технического черчения, практические умения и навыки
чтения и выполнения технических рисунков, эскизов и чертежей,
характерных для современной техники, но несложных деталей машин,
приборов и механизмом. Лица, закончившие среднюю школу, должны уметь
читать несложные производственные чертежи и разбираться в них. Без этих
умений весьма затруднительно ориентироваться в современном производстве
и почти невозможно приобрести высокую производственную квалификацию.
При изучении учебного курса «Черчение» ставятся задачи:
- показать применение графических знаний и умений в быту, деловом
общении, бизнесе;
- познакомить с профессиями, в которых графический язык является языком
профессионального общения;
- раскрыть основные направления и перспективы развития графического
языка;
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов,
анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными
материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Общее число часов, рекомендованных для изучения черчения, в 11 классе –
34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по черчению на уровне среднего
общего
образования структурировано по 6 разделам.
Раздел №1 «Нормы и правила выполнения и оформления чертежей»
Раздел №2 «Прямоугольное проецирование»
Раздел №3 «Аксонометрические проекции»
Раздел №4 «Чтение и выполнение чертежей деталей»
Раздел №5 «Сечения и разрезы»
Раздел №6 «Сборочные чертежи»
Каждый раздел программы по черчению обладает содержательной
целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения разделов определяется психологическими
возрастными особенностями обучающихся, принципом системности
обучения и опытом педагогической работы.
Содержание учебного курса «Черчение»
Содержательная часть программы состоит из теоретического материала и
графических работ. Графические работы помогают обучающимся применить
теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный
материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию
практических умений и навыков. Учитель имеет право выбирать количество
и характер графических работ для достижения планируемых результатов.
Графические работы могут оцениваться как выборочно (обучающие и
тренировочные), так и у всех обучающихся (итоговые). Итоговая работа
проводится обязательно на уроках или в виде домашнего задания. Такое
положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение
графических работ в ходе почти каждого урока, когда графическая работа
является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний
по предмету, тематическое планирование, список методических материалов
для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень
графических
и
практических
работ,
перечень
инструментов,
принадлежностей и материалов для черчения. В конце программы приведен
список рекомендованных учебных материалов для обучающихся и
методической литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей
методики преподавания черчения и изложения отдельных разделов курса. В
программе дано примерное распределение времени на изучение тем, которое
учитель имеет право изменить в зависимости от методики преподавания и
особенностей класса.
В основу рабочей программы положены педагогические и дидактические
принципы, направленные на формирование функционально грамотной
личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими
знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что
соответствует требованиям ФГОС СОО и социальному заказу участников
образовательного процесса.
Помимо традиционных форм организации образовательного процесса,
широкое
распространение
получило
модульное
обучение
как
педагогическая технология. Уроки с использованием модульной технологии
включают в себя план активной учебной деятельности учащихся, в процессе
реализации которого определяется исходный уровень знаний и умений
учащихся, затем формируются новые компетентности, проводится контроль,
коррекция и оценка знаний.
11 класс. (34 ч. в год; 1 ч. в неделю)
Нормы и правила выполнения и оформления чертежей деталей (7 ч.)
Чертеж, нормы и правила выполнения и оформления чертежей. Формат и
рамка.
Виды линий чертежа, последовательность нанесения размеров. Основная
надпись чертежа. Шрифт – виды, размеры. Геометрические построения при
выполнении чертежей – деление окружности, сопряжения. Виды
сопряжений:
Сопряжения двух прямых, сопряжения окружности и прямой, сопряжение
двух окружностей.
Прямоугольное проецирование предметов (5 ч.)
Проецирование, как способ построения изображения предметов. Виды и
способы проецирования. Проекция и виды чертежа. Отличие вида от
проекции. Использование на видах чертежа условностей и упрощений.
Аксонометрическое проецирование (5 ч.)
Аксонометрия – наглядное изображение предмета. Виды аксонометрии.
Построение аксонометрических проекций по осям. Аксонометрические
проекции
геометрических
фигур.
Аксонометрические
проекции
геометрических тел.Анализ формы предмета – геометрическая основа.
Чтение и выполнение чертежей деталей. (4 ч.)
Технический рисунок – вспомогательное изображение, без размеров, с
соблюдением пропорций. Развертка – изображение плоской фигуры.
Применение и виды построений. Построение разверток поверхностей
многогранников и тел вращения.
Эскиз – вспомогательное изображение, без размеров, с соблюдением
пропорций, по правилам проецирования.
Сечения и разрезы изображениям (9 ч.)
Сечения – условные изображения, виды и обозначения сечений.
Разрезы – условные изображения, отличия от сечений, виды и обозначения
разрезов. Совмещение половины вида и половины разреза на чертеже.
Сложные разрезы – рассечение предмета несколькими плоскостями,
расположение плоскостей, виды сложных разрезов, применение.
Аксонометрия с вырезом.
Сборочные чертежи. Виды соединения деталей (4 ч.)
Чертежи узлов механизмов. Правила построения и обозначения. Виды
соединений деталей – разъемные и неразъемные. Резьбовые соединения
деталей. Виды резьбы, изображение на чертежах резьбы в отверстии и на
стержне. Обозначение резьбовых соединений на сборочных чертежах.
Деталирование по сборочному чертежу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ЧЕРЧЕНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
черчению направлено на достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебной программы «Черчение»
1)
Патриотическое воспитание:
 проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологии;
 ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2)
Гражданское воспитание:
 готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности
технологиями четвёртой промышленной революции;
 осознание важности морально-этических принципов в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
 освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества.
3)
Эстетическое воспитание:
 восприятие эстетических качеств инженерных объектов;
 умение проектировать и эстетически оформлять графические модели
изделий из различных материалов.
4)
Ценности познавательной деятельности:
 осознание ценности науки как фундамента технологий;
 развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практике достижений науки.
5)
Духовно-нравственное воспитание:
развивать образно - пространственное мышление, умения
самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие
конструкторских, технических способностей учащихся;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
6)
Трудовое воспитание:
 активное участие в решении возникающих практических задач из
различных областей.
7)
Экологическое воспитание:
 воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
 осознание пределов преобразовательной деятельности человека
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
воспитание
обучающихся
через
значение
организации
пространственной среды общеобразовательной организации
обучающиеся должны быть активными участниками (а не только
потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами общеобразовательной организации, среды, календарными
событиями школьной жизни.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
ознакомление учащихся
конструкторских способностей;
с
основами
производства,
развитие
повышение требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого
будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся;
современное графическое образование подразумевает хорошую
подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной
геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение
программами компьютерной графики;
графический язык рассматривается как язык делового общения,
принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую,
эстетическую, техническую и технологическую информацию;
изучение роли чертежа в современном производстве, установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла.
В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к
самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для
решения возникающих проблем.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных
сервисов;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
преобразовательной деятельности;
признавать своё право на ошибку при решении задач, такое же право
другого на подобные ошибки.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в формировании пространственнологического мышления, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
формирование и развитие графической культуры учащихся, их
мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных
графических задач, направленных на формирование технического,
логического, абстрактного и образно-пространственного мышления;
формирования, развития и применения полученных знаний на практике
по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и
творческого характера;
необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их
содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам
сборочных единиц, которые существуют в технике;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями
безопасности;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их
помощью графические отображения объектов, в соответствии с
требованиями ГОСТ и стандартом ЕСКД;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей,
эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного
проектирования (САПР);
овладевать средствами и формами графического отображения объектов
или процессов, правилами выполнения графической документации;
уметь творчески подходить к решению различных конструкторских
технических задач;
получить
возможность
научиться
использовать
технологию
формообразования для конструирования 3D-модели;
оформлять конструкторскую документацию, в том числе с
использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
сформировать представление о мире профессий, связанных с
графическим языком техники, их востребованности на рынке труда.
Тематическое планирование 11 класс курс «Черчение»
№
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Всего
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Нормы и правила выполнения и оформления чертежей
7
5
Библиотека ЦОК
2
Прямоугольное проецирование
5
3
Библиотека ЦОК
3
Аксонометрические проекции
5
3
Библиотека ЦОК
4
Чтение и выполнение чертежей деталей
4
6
Библиотека ЦОК
5
Сечения и разрезы
9
6
Библиотека ЦОК
6
Сборочные чертежи
4
3
Библиотека ЦОК
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
26
Поурочное планирование 11 класс курс «Черчение»
№
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Всего
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Виды изображений, виды чертежа. Линии чертежа
1
-
Библиотека ЦОК
2
Чертежный Шрифт
1
1
Библиотека ЦОК
3
Размеры линейные и угловые. Правила нанесения размеров
1
-
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
5
Размеры линейные и угловые. Вычерчивание контуров
технической детали
Применение и обозначение масштабов
1
1
Библиотека ЦОК
6
Геометрические построения. Деление окружности
1
1
Библиотека ЦОК
7
Сопряжение прямых линий, углов
1
1
Библиотека ЦОК
8
Общие сведения о проецировании. Виды проецирования
1
-
Библиотека ЦОК
9
Прямоугольное проецирование. Две проекции
1
1
Библиотека ЦОК
10
Прямоугольное проецирование. Три проекции
1
-
Библиотека ЦОК
11
Прямоугольное проецирование. Три проекции
1
1
Библиотека ЦОК
12
Анализы геометрической формы предметов
1
1
Библиотека ЦОК
13
Аксонометрические проекции геометрических фигур
1
1
Библиотека ЦОК
14
Аксонометрические проекции многогранников
1
1
Библиотека ЦОК
15
Аксонометрические проекции окружности
1
1
Библиотека ЦОК
16
Аксонометрические проекции тел вращения
1
1
Библиотека ЦОК
17
Аксонометрические проекции предметов
1
1
Библиотека ЦОК
18
Технический рисунок
1
1
Библиотека ЦОК
19
Чертежи разверток поверхностей многогранников
1
1
Библиотека ЦОК
20
Чертежи разверток поверхностей тел вращения
1
1
Библиотека ЦОК
4
21
Эскиз
1
1
Библиотека ЦОК
22
Сечения и разрезы
1
-
Библиотека ЦОК
23
Виды сечений. Вынесенные сечения
1
1
Библиотека ЦОК
24
Виды сечений. Наложенные сечения
1
1
Библиотека ЦОК
25
Виды разрезов
1
-
Библиотека ЦОК
26
Виды разрезов. Фронтальный разрез
1
1
Библиотека ЦОК
27
Виды разрезов. Профильный разрез
1
1
Библиотека ЦОК
28
Виды разрезов. Горизонтальный разрез
1
1
Библиотека ЦОК
29
Соединение части вида и части разреза
1
1
Библиотека ЦОК
30
Аксонометрия с вырезом
1
1
Библиотека ЦОК
31
1
-
Библиотека ЦОК
32
Общие понятия о соединениях деталей. Виды соединения
деталей. Резьба
Болтовое соединение
1
1
Библиотека ЦОК
33
Шпилечное соединение
1
1
Библиотека ЦОК
34
Шпоночное соединение
1
1
Библиотека ЦОК
34
26
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Геометрия. 10-11 классы. Базовый и углублённый уровни. Атанасян Л.С.,
Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., Акционерное общество "Издательство
"Просвещение"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК