МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра информатики
и физики
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика. Углублённый уровень»
для обучающихся 8-9 классов
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения федеральной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с
федеральной рабочей программой по учебному предмету «Информатика», а
также на основе федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на
углублённом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
тематического планирования курса учителем.
Целями изучения информатики на уровне основного общего
образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимание роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
развитие алгоритмического мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными
ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Изучение информатики оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных
ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то
есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности, знания, умения и навыки грамотной
постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения
с
помощью
информационных
технологий,
умения
и
навыки
формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета
в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
В системе общего образования информатика признана обязательным
учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и
информатика». ФГОС ООО предусмотрены требования к освоению
предметных результатов по информатике на базовом и углублённом уровнях,
имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это
позволяет реализовывать углублённое изучение информатики как в рамках
отдельных классов, так и в рамках индивидуальных образовательных
траекторий, в том числе используя сетевое взаимодействие организаций и
дистанционные технологии. По завершении реализации программ
углублённого уровня обучающиеся смогут детальнее освоить материал
базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать
задачи более высокого уровня сложности.
В текущем учебном году на изучение информатики на углубленном
уровне отводится 204 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры.
Мобильные
устройства.
Техника
безопасности и правила работы на компьютере.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической
аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров.
Современные
тенденции
развития
компьютеров.
Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер.
Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная
память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых
данных (оперативная память компьютера, жёсткий диск и твердотельный
накопитель, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных
видов носителей.
Теоретические основы информатики.
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация
как
данные,
которые
могут
быть
обработаны
автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы –
процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском
языке. Двоичный алфавит. Количество различных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого
алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в
алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите, кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Искажение данных при передаче.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка
ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE.
Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного
кода. Информационный объём текста.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB, CMYK, HSL.
Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота дискретизации. Количество
каналов записи. Оценка информационного объёма звуковых файлов.
Информационные технологии.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Правила набора текста.
Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервалы,
выравнивание. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый документ диаграмм и формул.
Параметры страницы, нумерация страниц. Добавление в документ
колонтитулов, ссылок.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов Интернете для обработки текста.
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета,
яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков в документы.
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное
обеспечение.
Системное
программное
обеспечение.
Системы
программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и
условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга,
фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки,
каталога). Путь к файлу (папке, каталогу).
Файловый менеджер. Работа с файлами и папками (каталогами):
создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и
папок (каталогов). Поиск файлов.
Архивация данных. Использование программ-архиваторов.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов.
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск
информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при
работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Алфавит.
Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему
чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод натуральных чисел в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из
восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно.
Шестнадцатиричная
система
счисления.
Перевод
чисел
из
шестнадцатиричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Представление целых чисел в Р-ичных системах счисления.
Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.
Логические высказывания. Логические значения высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание), «исключающее или» (сложение по
модулю 2), «импликация» (следование), «эквиваленция» (логическая
равнозначность). Приоритет логических операций. Определение истинности
составного высказывания при известных значениях истинности входящих в
него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений.
Построение таблиц истинности логических выражений. Упрощение
логических выражений. Законы алгебры логики. Построение логических
выражений по таблице истинности.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Сумматор.
Алгоритмы и программирование.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план
управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия.
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Вспомогательные алгоритмы. Использование параметров для изменения
результатов работы вспомогательных алгоритмов.
Анализ алгоритмов для исполнителей.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и
логические ошибки. Отказы.
Система координат в компьютерной графике. Изменение цвета пикселя.
Графические примитивы: отрезок, прямоугольник, окружность (круг).
Свойства контура (цвет, толщина линии) и заливки. Построение изображений
из графических примитивов.
Использование циклов для построения изображений. Штриховка
замкнутой области простой формы (прямоугольник, треугольник с
основанием, параллельным оси координат).
Принципы анимации. Использование анимации для имитации движения
объекта. Управления анимацией с помощью клавиатуры.
Язык программирования (Python, C++, Java, C#). Система
программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от
деления. Проверка делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Случайные (псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из
двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни. Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры. Разложение натурального числа на простые сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на простоту.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
алгоритма при заданном множестве входных данных, определение возможных
входных данных, приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значений элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Java,
C#): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с
формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива;
линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального
(максимального) элемента массива.
Понятие о сложности алгоритмов.
Информационные технологии.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для
поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического.
Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне. Построение
диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор
типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные
социальных сетей).
Разработка веб-страниц. Язык HTML. Структура веб-страницы.
Заголовок и тело страницы. Логическая разметка: заголовки, абзацы.
Разработка страниц, содержащих рисунки, списки и гиперссылки.
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в
Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и другие формы сетевой активности).
Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видеоконференции и другие сервисы), справочные
службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы обновления
программного обеспечения. Сервисы государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки
документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис:
онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные
и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка
соответствие модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию. Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к
базе данных с помощью визуального редактора.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между
вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление
количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью
дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование.
Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы
(подпрограммы, процедуры, функции). Параметры как средство изменения
результатов работы подпрограммы. Результат функции. Логические функции.
Рекурсия. Рекурсивные подпрограммы (процедуры, функции). Условие
окончания рекурсии (базовые случаи). Применение рекурсии для перебора
вариантов.
Сортировка массивов. Встроенные возможности сортировки выбранного
языка программирования. Сортировка по нескольким критериям (уровням).
Двоичный поиск в упорядоченном массиве.
Двумерные массивы (матрицы). Основные алгоритмы обработки
двумерных массивов (матриц): заполнение двумерного массива случайными
числами и с использованием формул, вычисление суммы элементов,
минимума и максимума строки, столбца, диапазона, поиск заданного
значения. Сортировка по нескольким критериям (уровням).
Динамическое программирование. Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования: вычисление функций, заданных
рекуррентной формулой, подсчёт количества вариантов, выбор оптимального
решения.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры
использования принципа обратной связи в системах управления техническими
устройствами, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных
систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная
линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома,
автономная система управления транспортным средством и другие системы).
Информационные технологии.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов
данных.
Динамическое программирование в электронных таблицах.
Численное моделирование в электронных таблицах. Численное решение
уравнений с помощью подбора параметра. Поиск оптимального решения.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона.
Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с
информатикой
и
информационными
технологиями:
веб-дизайнер,
программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный
администратор.
Знакомство с перспективными направлениями развития информационных
технологий (на примере искусственного интеллекта и машинного обучения).
Системы умного города (компьютерное зрение и анализ больших данных).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
демонстрировать владение основными понятиями: информация,
передача, хранение и обработка информации, алгоритм, использовать их для
решения учебных и практических задач;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам,
демонстрировать понимание (пояснять сущность) основных принципов
кодирования информации различной природы: числовой, текстовой (в
различных современных кодировках), графической (в растровом и векторном
представлении), аудио, видео;
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах,
оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых
файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи
данных, сравнивать их количественные характеристики;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память,
долговременная память, устройства ввода и вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его
помощью;
выделять основные этапы в истории развития компьютеров, основные
тенденции развития информационных технологий, в том числе глобальных
сетей;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций, демонстрируя
владение умениями и навыками использования информационных и
коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи
и анализа различных видов информации, формировать личное
информационное пространство.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
пояснять различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
записывать, сравнивать и производить арифметические операции над
целыми числами в позиционных системах счисления;
оперировать понятиями «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции, отрицания, импликации и эквиваленции, определять истинность
логических выражений при известных значениях истинности входящих в него
переменных;
строить таблицы истинности для логических выражений, строить
логические выражения по таблицам истинности;
упрощать логические выражения, используя законы алгебры логики;
приводить примеры логических элементов компьютера;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы
(записывать полное имя файла (папки, каталога), путь к файлу (папке,
каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого
информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера и облачными
хранилищами с использованием графического интерфейса: создавать,
копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и
каталоги;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств
ИКТ, иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье
пользователя, уметь применять методы профилактики заболеваний, связанных
с использованием цифровых устройств;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и
права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете,
выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов
сети Интернет, в том числе защищать персональную информацию от
несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены,
утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая
анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность
вредоносного кода);
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам и по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной
информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций, цифровые
сервисы государственных услуг, цифровые образовательные сервисы;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»,
понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе
в виде блок-схемы;
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник;
выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;
оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция
присваивания, арифметические и логические операции, включая операции
целочисленного деления и остатка от деления;
использовать константы и переменные различных типов (числовых –
целых и вещественных, логических, символьных), а также содержащие их
выражения, использовать оператор присваивания;
записывать
логические
выражения
на
изучаемом
языке
программирования;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений,
определять возможные входные данные, приводящие к определённому
результату;
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие
алгоритмы обработки числовых данных с использованием ветвлений
(нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел, решение
квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
циклов с переменной, циклов с условиями (алгоритмы нахождения
наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверки
натурального числа на простоту, разложения натурального числа на простые
сомножители, выделения цифр из натурального числа);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки потока данных (вычисление количества,
суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значений
элементов числовой последовательности, удовлетворяющих заданному
условию);
создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки символьных данных (посимвольная
обработка строк, подсчёт частоты появления символа в строке, использование
встроенных функций для обработки строк);
создавать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования из приведённого выше списка: заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов
массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение суммы,
минимального и максимального значений элементов массива;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы
и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование,
вычисление среднего арифметического, поиск максимального и
минимального значений), абсолютной, относительной и смешанной
адресации.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
демонстрировать владение понятиями «модель», «моделирование»:
раскрывать их смысл, определять виды моделей, оценивать соответствие
модели моделируемому объекту и целям моделирования, использовать
моделирование для решения учебных и практических задач;
создавать однотабличную базу данных, составлять запросы к базе данных
с помощью визуального редактора;
демонстрировать владение терминологией, связанной с графами
(вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота
дерева);
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры, находить кратчайший путь в заданном графе,
вычислять количество путей между двумя вершинами в направленном
ациклическом графе, выполнять перебор вариантов с помощью дерева;
строить несложные математические модели и использовать их для
решения задач с помощью математического (компьютерного) моделирования,
понимать сущность этапов компьютерного моделирования (постановка
задачи, построение математической модели, программная реализация,
тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели);
разбивать задачи на подзадачи; создавать и отлаживать программы на
современном языке программирования общего назначения (Python, С++, Java,
C#), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
подпрограмм (процедур, функций);
составлять и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие несложные рекурсивные алгоритмы;
составлять и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы сортировки массивов, двоичного поиска в
упорядоченном массиве;
составлять и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие основные алгоритмы обработки двумерных массивов (матриц):
заполнение двумерного массива случайными числами и с использованием
формул, вычисление суммы элементов, максимального и минимального
значений элементов строки, столбца, диапазона, поиск заданного значения;
составлять и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие простые приёмы динамического программирования;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
использовать для обработки данных в электронных таблицах встроенные
функции (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному
условию);
использовать численные методы в электронных таблицах для решения
задач из разных предметных областей: численного моделирования, решения
уравнений и поиска оптимальных решений;
разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и
гиперссылки;
приводить примеры сфер профессиональной деятельности, связанных с
информатикой, программированием и современными информационнокоммуникационными технологиями;
приводить
примеры
перспективных
направлений
развития
информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта и
машинного обучения;
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих
в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Программы и данные
8
1.2
Компьютерные сети
2
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510
10
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Системы счисления
11
1
2.2
Элементы математической логики
11
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70c62e41
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70c62e41
22
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические
конструкции.
17
1
3.2
Компьютерная графика и анимация
8
1
3.3
Язык программирования
34
Итого по разделу
59
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70c62e41
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
Итого по разделу
10
Обобщение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
10
102
https://m.edsoo.ru/70c62e41
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f005de8b
5
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного
поведения в ней
10
1.2
Работа в информационном пространстве
5
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
15
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Моделирование как метод познания
Итого по разделу
13
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
13
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1
Разработка алгоритмов и программ
3.2
Управление
Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
25
4
29
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
Количество часов
№ п/п Наименование разделов и тем программы
Всего
4.1
Электронные таблицы
8
4.2
Информационные технологии в современном обществе
2
Итого по разделу
10
Обобщение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/829b3630
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bd92e1b2
3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Учебный год 2024-2025
Предмет: Информатика
Классы: 8б, 8в
Учебный план: 102 часа в год
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
КР
ЭОР
№
п/
п
Исполнители и
алгоритмы. Алгоритмические
конструкции
1
4
7
Понятие
алгоритма.
Исполнители
алгоритмов
Способы записи
алгоритма
Знакомство с
исполнителем
Тема урока
3 час
Все
го
КР
ЭОР
№
п/
п
Исполнители и
алгоритмы. Алгоритмические
конструкции
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/d9
0d13b1
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/1ef
cc198
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/d6c
e149c
2
Свойства
алгоритма
5
Алгоритмические
конструкции.
Конструкция
«следование».
Линейный
алгоритм
8
Конструкция
«ветвление»:
полная и
неполная формы
Тема урока
Все
го
КР
ЭОР
Системы
счисления
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/e5
62e58f
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/90
184d84
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/f0b
73ba7
3
Позиционные и
непозиционные
системы
счисления
6
Развёрнутая
форма записи
числа
9
Перевод в
десятичную
систему чисел,
записанных в
других системах
счисления
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/06e
1b4ba
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/53
2eaf56
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/18f
f149c
1 час
№
п/
п
Тема урока
10
Простые и
составные
условия.
Создание
алгоритмов с
использованием
ветвлений для
управления
исполнителем
13
Конструкция
«повторение»: с
условием
выполнения
16 Вспомогательные
алгоритмы
19
Создание и
выполнение на
компьютере
алгоритмов с
использованием
вспомогательных
алгоритмов для
управления
исполнителем
2 час
Все
го
КР
ЭОР
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/29
407ec4
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/0f9
665a5
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/8d
dd87ba
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/96a
c9184
№
п/
п
Тема урока
11
Конструкция
«повторение»:
циклы с
заданным числом
повторений
14
Переменная.
Конструкция
«повторение»: с
переменной
цикла
17
Вспомогательные
алгоритмы с
параметрами
20
Создание и
выполнение на
компьютере
алгоритмов для
управления
исполнителем
Робот
3 час
Все
го
КР
ЭОР
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/ce4
488fa
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/bfe
bc34d
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/77
a9e9f4
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7f1
2d9b6
№
п/
п
Тема урока
12 Двоичная система
счисления
Все
го
счисления
1
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/ba6
e6577
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/27
6bb880
1
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/01
b5610b
Шестнадцатеричн
18 ая система
счисления
21
Переводы чисел
между двоичной,
восьмеричной и
шестнадцатеричн
ой системами
счисления
ЭОР
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/92
5110fe
Восьмеричная
15 система
КР
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
КР
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/ccf
474db
Анализ
22 алгоритмов для
исполнителей
ЭОР
1
№
п/
п
23
Тема урока
Синтаксические и
логические
ошибки. Отказы
3 час
Все
го
1
КР
ЭОР
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/2d
3390a1
№
п/
п
Тема урока
24
Арифметические
операции в
двоичной системе
счисления
Все
го
КР
ЭОР
Библиотек
а ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/85
361d0d
1
Язык
программирован
ия
25
Контрольная
работа по теме
«Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции»
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/c8e
5cda1
26
Язык
программировани
я. Система
программировани
я
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9b
192ff6
27
Представление
целых чисел в Ричных системах
счисления
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/4b
84ed0c
1
Язык
программирован
ия
28
31
Целые,
вещественные и
символьные
переменные
Операции с
целыми числами
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7c2
2459c
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/caa
8cc02
29
32
Оператор
присваивания.
Арифметические
выражения
Проверка
делимости одного
целого числа на
другое
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9a
d7b893
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/da
4a6213
30
33
Арифметические
операции в Ричных системах
счисления
Контрольная
работа по теме
«Системы
счисления»
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/6ae
6adf3
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9f7
5b76f
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
КР
ЭОР
№
п/
п
Тема урока
3 час
Все
го
КР
ЭОР
№
п/
п
Тема урока
Все
го
КР
ЭОР
Элементы
математической
логики
34
Операции с
вещественными
числами.
Встроенные
функции
37 Ветвления
40 Составные
условия
43
Логические
переменные.
Диалоговая
отладка программ
46 Алгоритм
Евклида для
1
1
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/f65
74571
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/0b
de3cd1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/bed
e328b
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/eab
4e566
Библиот
ека ЦОК
35
Случайные
(псевдослучайны
е) числа
38
Нахождение
минимума и
максимума из
двух, трёх и
четырёх чисел
41
Решение
квадратного
уравнения,
имеющего
вещественные
корни
1
1
1
44
Цикл с условием
1
47
Разбиение записи
натурального
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/12
683892
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/86
6ef3a8
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/89
c165d8
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/1a
b190ac
Библиот
ека ЦОК
36 Логические
высказывания
1
Логические
39 операции «и»,
«или», «не»
42
45
Логические
операции
«исключающее
или»,
«импликация»,
«эквиваленция»
Определение
истинности
составного
высказывания
48 Логические
выражения.
1
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/1b
69ddca
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7a6
e494d
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/44c
ce7e6
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/86
54c786
Библиот
ека ЦОК
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
нахождения
наибольшего
общего делителя
двух натуральных
чисел
49
Разложение
натурального
числа на простые
сомножители
52
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных
результатов
работы алгоритма
при заданном
множестве
входных данных
55
Обработка потока
данных:
вычисление
количества,
суммы
58 Вычисление
минимального и
1
1
1
1
КР
ЭОР
№
п/
п
Тема урока
3 час
Все
го
КР
ЭОР
№
п/
п
Тема урока
Все
го
КР
ЭОР
https://m.e
dsoo.ru/b5
de6cb5
числа в
позиционной
системе с
основанием,
меньшим или
равным 10, на
отдельные цифры
https://m.e
dsoo.ru/c2
0a8713
Правила записи
логических
выражений
https://m.e
dsoo.ru/d5
059685
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/a58
68fd3
50
Цикл с
переменной.
Алгоритм
проверки
натурального
числа на простоту
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/57
4a33d4
51
Построение
таблиц
истинности
логических
выражений
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/70
d1d6a7
53
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных
входных данных,
приводящих к
данному
результату
54
Упрощение
логических
выражений.
Законы алгебры
логики
56
Обработка потока
данных:
вычисление
среднего
арифметического
1
57
Построение
логических
выражений по
таблице
истинности
59
Вычисление
значений
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/d2
061706
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/3a8
bf0d4
Библиот
ека ЦОК
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/f7c
d5979
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/42
2ebaf0
Библиот
ека ЦОК
60 Знакомство с
логическими
1
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/05c
5e8c8
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/d7
4729e0
Библиот
ека ЦОК
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
максимального
значений
элементов
последовательнос
ти
61
64
Обработка
символьных
данных.
Посимвольная
обработка строк
Подсчёт частоты
появления
символа в строке
КР
ЭОР
№
п/
п
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/51e
401dd
Все
го
элементов
последовательнос
ти,
удовлетворяющи
х заданному
условию
https://m.e
dsoo.ru/4f8
70145
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9f1
bd41b
Тема урока
3 час
62
65
Поиск в
символьных
строках
Встроенные
функции для
обработки строк
КР
ЭОР
№
п/
п
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/95
8cc3fa
Все
го
КР
основами
компьютера
https://m.e
dsoo.ru/5ea
2ce90
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/30
5a37b8
Тема урока
63 Сумматор
66
Контрольная
работа по теме
«Элементы
математической
логики»
ЭОР
https://m.e
dsoo.ru/f0b
1feb2
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/ff2
ba9ce
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/6ff
bf8d2
Программы и
данные
67
Табличные
величины
(массивы).
Одномерные
массивы
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/2c3
9235c
68
Заполнение
числового
массива
случайными
числами, в
соответствии с
формулой или
путём ввода
чисел
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/28
324ac5
69
Программное
обеспечение
компьютера.
Правовая охрана
программ и
данных
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/5f7
4187f
1 час
№
п/
п
Тема урока
70
Нахождение
суммы элементов
массива
73
Подсчёт
элементов
массива,
удовлетворяющи
х заданному
условию
2 час
Все
го
1
1
КР
ЭОР
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/2e1
b1953
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/71
ddc418
№
п/
п
71
74
Тема урока
Линейный поиск
заданного
значения в
массиве
Нахождение
минимального
(максимального)
элемента массива
3 час
Все
го
1
1
КР
ЭОР
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/44
7595b9
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/36
20deb5
№
п/
п
Тема урока
Все
го
Системное
72 программное
обеспечение
75
Системы
программировани
я. Прикладное
программное
обеспечение
1
1
КР
ЭОР
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/04
92d3a1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9ac
8f35c
Компьютерная
графика и
анимация
Понятие о
76 сложности
алгоритмов
79
Графические
примитивы:
отрезок,
прямоугольник
82 Построение
изображений из
1
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/9be
62aa1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/d0
1180a9
Библиот
ека ЦОК
77
Система
координат в
компьютерной
графике.
Изменение цвета
пикселя
1
80
Графические
примитивы:
окружность
(круг)
1
83
Использование
циклов для
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/b5
940c05
78 Файлы и папки
(каталоги)
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/6ff
7f809
81 Работа с файлами
1
Библиот
ека ЦОК
84 Архивация
1
и папками
данных
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/54c
bae6e
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/34
22daa2
Библиот
ека ЦОК
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
КР
графических
примитивов
85
Штриховка
замкнутой
области простой
формы
ЭОР
№
п/
п
1
Все
го
построения
изображений
https://m.e
dsoo.ru/6c2
f56c4
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7ab
ab09a
Тема урока
3 час
86
Создание простой
анимации
КР
ЭОР
№
п/
п
Тема урока
Все
го
КР
https://m.e
dsoo.ru/60
97d512
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/6d
cbe50d
ЭОР
https://m.e
dsoo.ru/ccd
83721
87
Вредоносное
программное
обеспечение и
средства защиты
от него
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/31
3bc2d9
1
Электронные
таблицы
88
Контрольная
работа по теме
"Компьютерная
графика и
анимация"
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/dd
80c15e
89
Электронные
таблицы. Типы
данных в ячейках
электронной
таблицы
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/a2
4e4e25
90
Контрольная
работа по теме
«Программы и
данные»
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/3e3
d1861
Компьютерные
сети
91
Редактирование и
форматирование
таблиц
94
Встроенные
функции для
поиска суммы и
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/4fe
26635
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
92
Встроенные
функции для
поиска
максимума,
минимума
95
Сортировка
данных в
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/83
01bdb6
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
93
Компьютерные
сети. Поиск
информации в
сети Интернет
96
Сервисы
интернеткоммуникаций.
1
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/c12
13e52
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
1 час
№
п/
п
Тема урока
2 час
Все
го
КР
среднего
арифметического
ЭОР
№
п/
п
dsoo.ru/d1
121d11
Тема урока
3 час
Все
го
КР
ЭОР
выделенном
диапазоне
dsoo.ru/44
983d43
Относительная,
абсолютная и
смешанная
адресация
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/08
2a83ad
№
п/
п
Тема урока
Все
го
Сетевой этикет.
Стратегии
безопасного
поведения в
Интернете
КР
ЭОР
dsoo.ru/0ce
3513f
Электронные
таблицы
(продолжение)
97
Фильтрация
данных в
выделенном
диапазоне
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/95
91fce2
1
98
1
Преобразование
99 формул при
копировании
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/ab3
f1294
Обобщение
10 Построение
0 диаграмм
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/5bf
2db65
1
102
5
101
Построение
диаграмм и
графиков в
электронных
таблицах
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/70
82e4f7
102
Обобщение
учебного
материала,
изученного в 8
классе
1
Библиот
ека ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/f00
5de8b
9 КЛАСС
Учебный год 2024-2025
Предмет: Информатика
Классы: 9б, 9в
Учебный план: 68 часов год
1 час
№
п/п
Тема урока
2 час
Всего
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
№
п/п
Условные вычисления в
электронных таблицах
3
Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих
заданному условию
Всего
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Разработка алгоритмов и
программ
Электронные таблицы
1
Тема урока
Контро
льные
работы
1
1
5
Большие наборы данных:
организация вычислений
7
Большие данные данных:
визуализация результатов
вычислений
1
9
Динамическое
программирование в
электронных таблицах
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/e9846868
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/baa42073
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7ac276c2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/92fe2c4c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/99546c17
2
Разбиение задачи на подзадачи.
Вспомогательные алгоритмы:
процедуры
1
4
Составление и отладка программ,
использующих процедуры, на
языке программирования
1
6
Вспомогательные алгоритмы:
функции. Составление и отладка
программ, использующих
функции, на языке
программирования
8
Подпрограммы с параметрами.
Логические функции
1
10
Рекурсия
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/2a48fcb4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/771d948b
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/617803fb
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/b99ae559
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/2fd78e36
1 час
№
п/п
Тема урока
2 час
Всего
11
Численное моделирование в
электронных таблицах
1
13
Численное решение уравнений с
помощью подбора параметра
1
15
Решение задач оптимизации с
помощью электронных таблиц
1
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/4357f7d4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8125ed1e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/57ac0e3d
№
п/п
Тема урока
Всего
12
Рекурсивные подпрограммы
(процедуры, функции)
1
14
Условие окончания рекурсии
(базовые случаи)
1
16
Применение рекурсии для
перебора вариантов
1
18
Составление и отладка программ,
реализующих рекурсивные
алгоритмы, на языке
программирования
1
20
Сортировка массивов
1
22
Встроенные возможности
сортировки выбранного языка
программирования
1
24
Сортировка по нескольким
критериям (уровням)
1
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/2a1af871
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/b4374f1c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/9a6cd226
Глобальная сеть Интернет и
стратегия безопасного
поведения в ней
17
Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов.
1
19
Сетевое хранение данных
1
21
Большие данные
1
23
Разработка веб-страниц. Язык
HTML
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/80997cfe
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/1283c158
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/2411202c
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/d69a8f71
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/d69a8f71
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/25f4b187
Библиотека
ЦОК
1 час
2 час
№
п/п
Тема урока
Всего
25
Логическая разметка: заголовки,
абзацы
1
27
Разработка страниц, содержащих
рисунки, списки и гиперссылки
1
29
Создание комплексных
информационных объектов в
виде веб-страниц
1
31
Информационная безопасность
1
33
Безопасные стратегии поведения
в сети Интернет
1
35
Предупреждение вовлечения в
деструктивные и криминальные
формы сетевой активности
1
37
Работа в информационном
пространстве
Виды деятельности в сети
Интернет
1
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
https://m.edsoo.r
u/e17e7020
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/3d24e62c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/13a56f1d
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/0dcaf3cd
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/3724aa3d
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f2a78d04
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/0bef585d
Библиотека
ЦОК
№
п/п
Тема урока
26
Двоичный поиск в
упорядоченном массиве
1
28
Программирование типовых
алгоритмов обработки
одномерных числовых массивов
1
30
Двумерные массивы (матрицы)
1
32
Заполнение двумерного массива
случайными числами и с
использованием формул
1
34
Вычисление суммы элементов
двумерного массива
1
36
Вычисление минимума и
максимума строки, столбца,
диапазона
1
38
Поиск заданного значения в
двумерном массиве
1
Всего
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
https://m.edsoo.r
u/005cd270
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/58377425
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/e16919b0
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8a3ae097
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/32a1ff51
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/2745991e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f7ebfe7f
Библиотека
ЦОК
1 час
№
п/п
Тема урока
2 час
Всего
39
Интернет-сервисы. Сервисы
государственных услуг
1
41
Облачные технологии
1
43
Программное обеспечение как
веб-сервис
1
45
Контрольная работа по теме
«Работа в информационном
пространстве»
1
Контро
льные
работы
1
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
https://m.edsoo.r
u/5a0ba589
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8611ba7f
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/e5519585
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/e8f8d8be
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f544eb27
№
п/п
Тема урока
Всего
40
Составление и отладка программ,
реализующих типовые
алгоритмы обработки матриц
1
42
Динамическое
программирование
1
44
Подсчёт количества вариантов
1
46
Выбор оптимального решения
1
48
Составление и отладка программ,
реализующих алгоритмы
решения задач с помощью
динамического
программирования
50
Контрольная работа по теме
«Разработка алгоритмов и
программ»
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
https://m.edsoo.r
u/82c5cb09
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/1f69ac06
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/ca7cfa73
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/a2346db9
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8945f9f0
Моделирование как метод
познания
47
49
Модель и её адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования
Классификации моделей
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/198e62c4
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7865167d
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/041f6e45
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/c2dd6613
1
1 час
№
п/п
Тема урока
2 час
Всего
51
Табличные модели
1
53
Составление запросов к базе
данных
1
55
Длина пути между вершинами
графа. Поиск оптимального пути
в графе
1
57
Дерево. Перебор вариантов с
помощью дерев
59
Работа с готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных областей
61
Контрольная работа по теме
«Моделирование как метод
познания»
1
63
Примеры использования
принципа обратной связи в
системах управления
техническими устройствами
1
Контро
льные
работы
1
1
1
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/da6cd6e6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/9c50544c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/af0555e6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/aa3cab67
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/13e6c347
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/9169fd0c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/c12b4bec
№
п/п
Тема урока
Всего
52
Базы данных. Разработка
однотабличной базы данных
1
54
Граф. Весовая матрица графа
1
56
Вычисление количества путей в
направленном ациклическом
графе
1
58
Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с помощью
математического моделирования.
1
60
Этапы компьютерного
моделирования. Программная
реализация компьютерной
модели
Управление
1
62
Управление. Сигнал. Обратная
связь.
1
64
Примеры роботизированных
систем
1
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/4187ab8f
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f7a0639
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/68dc48cf
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/d270962c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/65814c49
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8d970d13
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/30bb9309
1 час
№
п/п
Тема урока
2 час
Всего
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
№
п/п
Тема урока
Всего
Контро
льные
работы
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Информационные технологии
в современном обществе
65
Знакомство с учебной средой
разработки программ управления
движущимися роботами
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/be46b5ef
1
66
Роль информационных
технологий в развитии
экономики мира, страны, региона
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/589132db
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/bd92e1b2
Обобщение
67
Знакомство с перспективными
направлениями развития
информационных технологий
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/8c1d61a3
3
68
Обобщение учебного материала,
изученного в 9 классе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика: 7-й класс: углубленный уровень: учебник в 2 частях; 1-е
издание 7 класс/ Босова Л.Л., Босов А.Ю., Аквилянов Н.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Информатика: 8-й класс: углубленный уровень: учебник; 1-е издание 8
класс/ Босова Л.Л., Босов А.Ю., Аквилянов Н.А. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Информатика: 9-й класс: углубленный уровень: учебник; 1-е издание 9
класс/ Босова Л.Л., Босов А.Ю., Аквилянов Н.А. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Босова Л.Л., Босова
А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL:
https://educont.ru/ - Текст: электронный.
Тренажер «Облако знаний». Информатика, ООО «Физикон Лаб»: сайт –
URL: https://school.oblakoz.ru/ - Текст: электронный
Электронный образовательный (информационный) ресурс «Яндекс
Учебник.
Информатика»,
ООО
«ЯНДЕКС»:
сайт
–
URL:
https://education.yandex.ru/uchebnik/main - Текст: электронный.
Якласс: сайт
электронный.
-
URL:
https://www.yaklass.ru/p/informatika
-
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса,
углубленный уровень (УМК Босова Л.Л.): сайт – URL:
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7uufrp.php - Текст:
электронный.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса,
углубленный уровень (УМК Босова Л.Л.): сайт – URL:
42
Текст:
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8uufrp.php - Текст:
электронный.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса,
углубленный уровень (УМК Босова Л.Л.): сайт – URL:
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9uufrp.php - Текст:
электронный.
43