МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
кафедра начального
образования
Педагогический совет
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 классов
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения федеральной образовательной программы начального
общего образования, представленных в ФГОС НОО, в соответствии с
федеральной рабочей программой по учебному предмету «Окружающий
мир», а также на основе федеральной рабочей программы воспитания.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-
исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Национально-региональный компонент является важным составляющим
содержания современного школьного образования. В числе основных его
задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,
духовным
и нравственно-этическим
ценностям
своего
народа,
формирование интересов к родному языку и истории. Национальнорегиональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами
– ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко
соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и
воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием
материала
национально-регионального
компонента
активизирует
мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории
города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек.
Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным,
что повышает эффективность урока.
Национально региональный компонент представлен в тематическом
планировании.
Внесение изменений в РП по учебному предмету
в условиях перехода на ДО
Формы организации обучения
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» применяются
как традиционные, так и дистанционные формы организации обучения.
Дистанционные
формы
обучения
реализуются
в
основном
с
применением информационно телекоммуникационных сетей при
опосредованном взаимодействии с обучающимися. С использованием
дистанционных образовательных технологий могут организовываться
такие виды учебной деятельности, как:
– уроки;
– лекции;
– онлайн-консультации,
– практические занятия;
– контрольныеработы;
– самостоятельные работы
Образовательный
процесс
ведется
с
помощью
дистанционных
технологий. Планирование электронных занятий осуществляется так,
чтобы не нарушить требования СанПиН школы о продолжительности
непрерывного применения технических средств. Подробности – в
таблице.
Таблица 1
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на занятии
Вид
непрерывной
деятельности
Время
деятельности
зависимости от класса, мин.
1–2-й
класс
Просмотр
статических
3–4-й класс
10
15
Просмотр телепередач
15
20
Просмотр
15
20
15
15
изображений
на
экранах
отраженного свечения
изображений
динамических
на
экранах
отраженного свечения
Работа с изображением на
индивидуальном
в
мониторе
компьютера и клавиатурой
Прослушивание
20
20
10
15
аудиозаписи
Прослушивание
аудиозаписи в наушниках
Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м классе –
20 минут, 3-4-м – 25 минут.
Формы ДО по окружающему миру: использование различных сайтов,
образовательных платформ
http://www.edu.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://videouroki.net
https://proshkolu.ru/
https://1sept.ru/news/sources/374/2
https://rosuchebnik.ru/
ОП «Уч.ру» https://uchi.ru
Яндекс. Учебник – начальная школа https://education.yandex.ru/home/
Аудиофайлы.
Формы контроля: через электронный журнал, электронную почту
(каждый учитель создает папку, а родители или дети отправляют фото,
сканы выполненных работ), мессенджеры: ВКонтакте
Ресурсы.
Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы
данных
с
учебной
информацией,
компьютерное
и/или
коммуникационное оборудование и интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
В
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать
и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть
возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной
(практической)
задачи;
активно
участвовать
в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять
правила
совместной
деятельности:
справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей
с веками и периодами истории России;
рассказывать
о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия
в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать
правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
классифицировать
природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать
человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости,
доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для
здоровья
и
жизни
других
людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Человек и общество
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.1
Наша родина - Российская Федерация
Мы и окружающий мир:
электронный учебнометодический комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной
образовательной
деятельности
обучающихся 1-4
классов, ООО
«Международный центр
образования и
социально-гуманитарных
исследований»
4
Библиотека ЦОК
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
15
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
8
1
https://m.edsoo.ru/7f412850
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
наследие
Итого по разделу
27
Раздел 2.Человек и природа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.1
Человек – часть природы
8
1
2
Библиотека ЭОР.
Окружающий мир. 1-4
классы. Наглядные уроки
Библиотека ЦОК
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
https://m.edsoo.ru/7f412850
Якласс
https://www.yaklass.ru/
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие
9
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
6
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
6
1
1
Якласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЭОР.
Окружающий мир. 1-4
классы. Наглядные
уроки.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
35
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
Библиотека ЭОР.
Окружающий мир. 1-4
классы. Наглядные уроки
1
5
1
1
Якласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
6
68
4
4
Поурочное планирование
4 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Государственное
устройство РФ
(общее
представление).
Конституция РФ.
Президент РФ.
Политикоадминистративная
карта России
2
Права и обязанности
гражданина
Российской
Федерации. Права
ребенка
3
Малая Родина
гражданина России.
Достопримечательн
ости родного края,
Знаменитые люди
нашего края. РК
1
4
Города России.
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Учи. ру http://uchi.ru
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
Учи. ру http://uchi.ru
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований»
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Древние города
России. Страницы
истории
5
Историческое
время. Что такое
«лента времени»?
Якласс https://www.yaklass.ru/
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
6
Государство Русь.
Страницы
общественной и
культурной жизни
7
Государство Русь.
Человек - защитник
своего Отечества
8
Московское
государство.
Страницы
общественной и
культурной жизни в
Московском
государстве
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
9
Образование и
культура в
Московском
государстве
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
10
Страницы истории
Российской
империи. Пётр 1
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
11
12
13
Страницы
Российской
империи.
Преобразования в
культуре, науке,
быту
Образование в
Российской
империи
Развитие культуры в
Российской
империи Российская
империя: развитие
культуры XVIII века
(архитектура,
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
живопись, театр)
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Учи. ру http://uchi.ru
14
«Золотой век»
русской культуры.
Великие поэты и
писатели,
композиторы и
художники XIX века
15
Первая
Отечественная
война: 1812 год.
Защита Родины от
французских
завоевателей
16
Страницы истории
России ХХ века
17
Великая
Отечественная
война 1941-1945 гг:
как все
начиналось…
1
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа»
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа»
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
18
19
Великая
Отечественная
война 1941-1945 гг:
главные сражения
Взятие Берлина.
Парад Победы
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
20
Человек - творец
культурных
ценностей
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
21
22
23
Труд и быт людей в
разные
исторические
времена
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Всемирное
культурное
наследие России
1
Всемирное
1
Учи. ру http://uchi.ru
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
культурное
наследие России. РК
24
Охрана историкокультурного
наследия. РК
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
25
Взаимоотношения
людей в обществе:
доброта и гуманизм,
справедливость и
уважение
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
26
27
Летописи и
летописцы. Роль
монастырей в
развитии
образования народа.
РК
Культура
Московского
государства.
Творчество
скоморохов и
гусляров, первые
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Учи. ру http://uchi.ru
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
«потешные
хоромы», первый
театр
28
Общее
представление о
строении организма
человека.
Температура тела,
частота пульса как
показатели здоровья
человека
29
Опорнодвигательная
система и ее роль в
жизни человека
30
31
32
Дыхательная
система и ее роль в
жизни человека
Пищеварительная
система и ее роль в
жизни человека
Кровеносная и
нервная система и
ее роль в жизни
Учи. ру http://uchi.ru
1
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Учи. ру http://uchi.ru
1
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
человека
Якласс https://www.yaklass.ru/
Учи. ру http://uchi.ru
33
34
Органы чувств их
роль в жизни
человека
Проверочная работа
по теме "Человек часть природы.
Строение тела
человека "
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир»
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
35
Профилактика
заболеваний. Роль
закаливания для
здоровья растущего
организма
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований»
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850
36
Как человек изучает
окружающую
природу?
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований»
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
37
Солнце - звезда
1
Учи. ру http://uchi.ru
38
Планеты Солнечной
системы Луна –
спутник Земли
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
1
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
39
40
Смена дня и ночи на
Земле как результат
вращения планеты
вокруг своей оси
(практические
работы с моделями
и схемами)
Обращение Земли
вокруг Солнца как
причина смены
1
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир»
сезонов
(практические
работы с моделями
и схемами). Общая
характеристика
времен года
41
42
43
44
Равнины России:
ВосточноЕвропейская,
Западно-Сибирская
(название, общая
характеристика,
нахождение на
карте)
Горные системы
России: Урал,
Кавказ, Алтай
(краткая
характеристика,
главные вершины,
место нахождения
на карте)
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Учи. ру http://uchi.ru
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Формы земной
поверхности (на
примере родного
края) РК
1
Водоемы Земли, их
1
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
45
разнообразие.
Естественные
водоемы: океан,
море, озеро, болото.
Примеры водоемов
в России. РК
Наглядные уроки.
Искусственные
водоемы:
водохранилища,
пруды (общая
характеристика). РК
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
46
Река как водный
поток
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
47
Крупнейшие реки
России: название,
нахождение на карте
1
48
Водоемы и реки
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
родного края. РК
Якласс https://www.yaklass.ru/
Использование рек
и водоемов
человеком
(хозяйственная
деятельность,
отдых). Охрана рек
и водоемов. РК
1
50
Всероссийская
проверочная работа
1
51
Характеристика
природных зон
России: арктическая
пустыня. Связи в
природной зоне
49
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
52
Характеристика
природных зон
России: тундра.
Связи в природной
зоне
1
53
Характеристика
природных зон
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа»
Учи. ру http://uchi.ru
России: тайга. Связи
в природной зоне.
РК
54
Характеристика
природных зон
России: смешанный
лес. Связи в
природной зоне
55
Характеристика
природных зон
России: степь и
полупустыня. Связи
в природной зоне
56
Проверочная работа
по теме "Природные
зоны"
57
58
59
Природные и
культурные объекты
Всемирного
наследия в России
Учи. ру http://uchi.ru
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа»
1
Учи. ру http://uchi.ru
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа»
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир»
Интерактивные задания по окружающему миру 4
класса для обогащения образовательной среды
ООО «Экзамен-Медиа».
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
Природные и
культурные объекты
Всемирного
наследия за
рубежом
1
Экологические
1
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
проблемы
взаимодействия
человека и природы
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
Якласс https://www.yaklass.ru/
60
Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды,
полезных
ископаемых, флоры
и фауны). РК
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки.
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850.
61
Знакомство с
Международной
Красной книгой. РК
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
1
Учи. ру http://uchi.ru
62
63
Проверочная работа
по теме "Формы
земной поверхности
и водоёмы"
О вредных для
здоровья привычках
Якласс https://www.yaklass.ru/
1
1
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир»
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
Учи. ру http://uchi.ru
64
65
66
67
Планирование
маршрутов с учетом
транспортной
инфраструктуры
населенного пункта
Правила поведения
в общественных
местах: зонах
отдыха,
учреждениях
культуры и
торговых центрах
Безопасное
поведение при езде
на велосипеде и
самокате. Дорожные
знаки
Правила цифровой
грамотности при
использовании
Интернет
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
Учи. ру http://uchi.ru
Библиотека ЭОР. Окружающий мир. 1-4 классы.
Наглядные уроки
1
Мы и окружающий мир: электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК) для организации
урочной и внеурочной образовательной деятельности
обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный
центр образования и социально-гуманитарных
исследований».
1
Учи. ру http://uchi.ru
68
Проверочная работа
1
1
Якласс https://www.yaklass.ru/
по итогам обучения
в 4 классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ЭОР. «Всероссийские проверочные работы 4 класс.
Окружающий мир»
68
4
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Саплина, Е.В., Сивоглазов, В.И., Саплин, А.И. Окружающий мир. 4 класс.
Учебник. В 2 ч. Часть 1, 2. - Москва : Издательство Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обучение в 3- 4 классе по учебнику «Окружающий мир» И. В. Потапова, Г.
Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина : программа, тематическое
планирование, методические рекомендации / И. В. Потапов, Г. Г.
Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М. : Дрофа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
сайт - URL: http://uchi.ru - Текст: электронный
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL:
https://educont.ru/- Текст: электронный
Мы и окружающий мир: электронный учебно-методический комплекс
(ЭУМК) для организации урочной и внеурочной образовательной
деятельности обучающихся 1-4 классов, ООО «Международный центр
образования и социально-гуманитарных исследований»