Школа и образование в 1917-1920 гг.. Отделение школы от церкви, начало ликвидации неграмотности.

08.05.2025

После Октябрьской революции в деле народного образования произошли существенные изменения. Цель школьной реформы состояла в том, чтобы создать единую систему народного образования от начальной до высшей школы, обеспечить полную доступность образования, установить тесную связь школы с жизнью, с общественно-производительным трудом, отделить школу от церкви, провести коренную перестройку идейного содержания обучения и воспитания учащихся.

В 1917г. по инициативе солдат, вернувшихся с фронта, молодежи, учителей в деревнях возникают культурно-просветительские кружки. С января 1918 г. функции по руководству делом народного образования перешли к губернскому отделу народного образования во главе с В.М.Парфеновым. При губернском и уездных отделах народного образования стали учреждаться советы по народному образованию из представителей общественности, а в состав педсоветов учебных заведений вводились представители от родителей, советских и общественных организаций.

С принятием "Декларации о единой трудовой школе" ликвидируются классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделяется от церкви, церковь от государства, проводится реформа правописания. В школах вводится совместное обучение мальчиков и девочек. Навсегда ликвидирована классово-сословная школа

В августе 1918 г. в Москве состоялся I-й Всероссийский съезд по просвещению. В соответствии с решениями съезда школа становится единой общеобразовательной девятилетней с двумя ступенями: 1-й - начальной (срок обучения - 5 лет) и 2-й (со сроком обучения 4 года). Т.е среднее образование было 9 лет. Наркомпрос РСФСР разработал и 16 октября 1918 г. опубликовал "Положение о единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы". В сентябре 1918 г. губернский съезд учителей одобрил решения Всероссийского съезда. В 1918-1919 гг. в Петрозаводском, Олонецком, Пудожском и Повенецком уездах работало 463 школы, из них 11 школ 2-й ступени.  Карельский отдел народного образования сообщал о положении в карельских районах, констатировал в конце 1921 г.: Карелия ограблена и разорена империалистическими бандами. От их ярости не уцелели школы и библиотеки. Всё уничтожено». Школьный отдел  Карельской трудовой коммуны сообщал об условия работы в 1920-1921 гг.  « один карандаш и пять перьев приходилось на 150 учащихся. Чернила делали из озимых и репных корней. Бумагу заменяли обломки оспидных досок. Вместо грифеля употребляли обломки той же доски.

В 1918  году Петровско-ямской комитет  деревенской беднотя  заявил: «Пока сами умрём с голоду, будем кормить учителей. У населения была огромная тяга к знаниям. На общем собрании крестьян деревни Мяндусельга в 1918 году было принято решение.:  « Убелительно просим  Петрозаводский уездный совет рабочих,  крестьянских и солдатских депутатов открыть  в деревне школу, чтобы дать  возможность детям не оставаться …… в темноте и невежестве

Первым комиссаром был В.М. Парфёнов. Активное участие в строительстве советской школы  в Карелии принимал Т.В. Леонтьев, , зав. Отделом внешкольного образования наркомата, уездный комиссар просвещения Н.Г. Власов, И.П. Островский, Н.Н. Смирнов, Н.В. Полянов, С.В. Михнов. И другие. Одним из бывших деятелей  Демократического союза учителей  в Карелии был Н.М. Зубков .Старейший учитель в Карелии , общественник  он был организатором Советской школы в Карелии. Он пользовался большим авторитетом среди учителей. В последствии ему  было присвоено звание Героя труда.Хочу такой сайт

На севере Карелии в 1920 году появились первые советские школы на финском языке, созданные для местного карельского и финского населения.  Поэтому нужны были кадры для национальных школ.  В связи с этим Курсы « красный учитель» были  преобразованы в сразу в два  учебных заведения – Русский и финский педагогические техникумы, которые папраллельно готовят специалистов для школ Карелии.

К январю 1920 г. по сравнению с 1914 г. количество учащихся возросло на 60%. Газета "Олонецкая Коммуна" от 1 июня 1920 г. сообщала, что всего в губернии 1060 школ 1-й ступени и 77 школ 2-й ступени. Количество учащихся соответственно составляло 33316 и 1218. По школьной переписи, предпринятой в том же году, количество грамотных на 1000 человек населения составляло: мужчин 497, женщин 291, обоего пола 383. В среднем по РСФСР число грамотных на 1000 человек составляло в это время соответственно: 409, 244, 319.

В 1919 г. предпринимаются первые крупные шаги по ликвидации неграмотности среди взрослого населения - открываются 53 школы для взрослых.

В первые месяцы и годы советской власти было сделано многое для развития народного образования. Однако, в силу трудностей периода, не все начинания были доведены до конца. Одной из серьезных проблем была проблема нехватки педагогических кадров.

Ликвидация сословных учебных заведений имела и негативные последствия. Одним из центров подготовки учителей была Олонецкая духовная семинария, накопившая в этом деле значительный опыт. С ее ликвидацией, а также с закрытием епархиального училища и обеих гимназий единственным центром подготовки педагогов становятся курсы "Красный учитель", образованные вместо учительской семинарии.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».