Положение об обучении по индивидуальному учебному плану в
МОУ «Лицей № 40»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учебном плане МОУ «Лицей № 40»
разработано на основании п. 23 ст. 2, п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава МОУ «Лицей № 40», с учетом
Положения «Об организации индивидуального обучения детей на дому в МОУ «Лицей № 40»,
с учетом Положения «О содержании и порядке проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации учащихся и перевода в следующий класс».
1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, требования и порядок
утверждения индивидуального учебного плана в МОУ «Лицей № 40» (далее – Лицей).
1.3. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим
Положением осуществляется, в том числе, при приеме детей в Лицей. Настоящее Положение
подлежит опубликованию на официальном сайте Лицея в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
2. Цели и задачи индивидуального учебного плана
2.1. С учетом психофизиологических возможностей, потребностей и интересов
обучающихся основные общеобразовательные программы могут осваиваться ими по
индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план (ИУП) – учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
2.2. Основной целью реализации ИУП является удовлетворение образовательных
потребностей и интересов обучающихся, поддержка молодых талантов, мотивированных
обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся
с ОВЗ) и иных обучающихся, в том числе в целях ускоренного обучения, посредством выбора
оптимального набора учебных предметов, курсов, темпов и сроков их освоения, а также форм
обучения в пределах осваиваемой программы общего образования, в том числе
адаптированной образовательной программы.
2.3. Основными задачами ИУП являются:
- поддержка обучающихся в удовлетворении их образовательных потребностей и интересов;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
- обеспечение доступа к образованию детей с дезадаптацией в рамках большого коллектива,
детей, имеющих ограничения по здоровью;
- реализация предпрофильной подготовки обучающихся;
- эффективная подготовка выпускников среднего общего образования к освоению программ
высшего образования;
- поддержка обучающихся с ОВЗ;
- поддержка обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация профильного обучения на уровне среднего общего образования.
2.4. На обучение по ИУП могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в
установленные сроки задолженности с момента ее образования.
2.5. Основными принципами индивидуального учебного плана в Лицее являются:
- дифференциация;
- индивидуализация.
3. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
3.1. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется Лицеем самостоятельно,
реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой
образовательной программы.
3.2. ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на
основе учебного плана Лицея с учетом санитарно-эпидемиологических требований и
гигиенических нормативов.
3.3. При формировании ИУП может использоваться модульный принцип,
предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Лицея.
3.4. ИУП составляется на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или в заявлении
совершеннолетнего обучающегося о переводе на обучение по индивидуальному учебному
плану.
3.5. ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на срок более одного года)
учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
3.6. При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии.
3.7. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые
при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи
информации в доступных для них формах.
3.8. Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних
обучающихся.
3.9. Перевод на обучение по ИУП обучающихся, не ликвидировавших в установленные
сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) обучающегося.
3.10. В заявлении указывается срок освоения образовательной программы в рамках
ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных
представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных предметов,
сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
3.11. Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом директора Лицея.
3.12. Разработка ИУП осуществляется в течение двух недель с момента поступления
заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося. Если обоснованием для ИУП является состояние
здоровья обучающегося, подтвержденное заключением медицинской организации с
рекомендациями об организации обучения на дому, срок составляет не более 5 рабочих дней и
ИУП реализуется на дому.
3.13. В случае, если родители (законные представители) не согласны с разработанным
ИУП, они имеют право предложить внести в него изменения.
3.14. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе определяет
индивидуальное расписание занятий, перечень рабочих программ по предметам, количество
часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, ФИО педагогов, ведущих обучение.
ИУП оформляется приказом директора Лицея.
3.15. Организация обучения по ИУП осуществляется в лицее с учетом имеющихся
ресурсов.
3.16. Обучающиеся по ИУП вправе получать необходимые консультации по учебным
предметам, литературу из библиотечного фонда, пользоваться предметными кабинетами для
проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в порядке,
определенном Лицеем.
3.17. Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные
ИУП учебные занятия. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть
предоставлены свободные помещения для классно-урочных занятий, изучение отдельных
учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных
действующим федеральным законодательством.
3.18. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося в
следующий класс осуществляются в Лицее в соответствии с законодательством в сфере
образования.
3.19. Перевод обучающегося на ИУП не влечет потерю права на предоставление мер
социальной поддержки для обучающегося, в том числе в случаях, когда организация
предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение Лицея. Лицей
предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер ученикам, обучающимся по
индивидуальному учебному плану.
4. Требования к индивидуальному учебному плану на уровне
начального общего образования
4.1. С целью индивидуализации содержания основной образовательной программы
начального общего образования ИУП на уровне начального общего образования может
предусматривать:
- учебные занятия. В ИУП начального общего образования входят все учебные предметы
учебного плана ООП НОО Лицея;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей Лицея).
4.2. Индивидуализация содержания основной образовательной программы начального
общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.
4.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального
общего образования составляет 4 (четыре) года. ИУП может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения.
4.4. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при обучении по адаптированным
основным образовательным программам начального общего образования по ИУП срок
освоения АООП может быть увеличен (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии).
5. Требования к индивидуальному учебному плану на уровне
основного общего образования
5.1. С целью индивидуализации содержания основной образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план на уровне основного общего
образования может предусматривать:
- учебные занятия. В ИУП основного общего образования входят все учебные предметы
учебного плана ООП ООО Лицея.
- увеличение учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов
обязательной части учебного плана ООП ООО, в том числе для их углубленного изучения;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- организацию внеурочной деятельности, ориентированной на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся;
- иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей
Лицея).
5.3. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основной
образовательной программы основного общего образования, формируемой участниками
образовательных отношений.
5.4 Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5 (пять) лет. ИУП может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения.
5.5. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным
образовательным программам основного общего образования по ИУП срок освоения АООП
может быть увеличен (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии).
6. Требования к индивидуальному учебному плану на уровне
среднего общего образования
6.1. С целью индивидуализации содержания основной образовательной программы
среднего общего образования индивидуальный учебный план среднего общего образования
может предусматривать:
- учебные занятия. В ИУП основного общего образования входят все учебные предметы
учебного плана ООП СОО Лицея.
- Лицей обеспечивает реализацию учебных планов следующих профилей обучения:
гуманитарного, технологического, естественно-научного.
- ИУП на уровне среднего общего образования должно быть предусмотрено
выполнение обучающимся индивидуального проекта.
6.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования составляет 2 (два) года. ИУП может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения
основной образовательной программы среднего общего образования составляет не более
одного года.
6.3. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным
образовательным программам среднего общего образования по ИУП срок освоения АООС
может быть увеличен (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии).
7. Порядок управления реализацией индивидуального учебного плана
7.1. Лицей разрабатывает Положение об индивидуальном учебном плане
самостоятельно, своевременно вносит необходимые изменения, размещает Положение на
официальном сайте образовательной организации.
7.2. Лицей несет ответственность за учебно-методическое сопровождение реализации
ИУП, за своевременное информирование родителей (законных представителей) о формах и
методах организации образовательного процесса, об изменении условий реализации ИУП.
7.3. Лицей обеспечивает реализацию ИУП своевременным подбором педагогических
работников.
7.4. Лицей включает во внутреннюю систему оценки качества образования контроль
своевременности проведения учебных занятий, консультаций, посещения учебных занятий
обучающимися, ведения необходимой документации, а также фиксирование результатов в
электронном журнале (не реже 1 раза в триместр).
8. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
8.1. Лицей осуществляет контроль освоения основных общеобразовательных программ
обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП.
8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
переведенных на обучение по ИУП, осуществляются в соответствии с «Положением о
содержании и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации учащихся и перевода в следующий класс».
9. Государственная итоговая аттестация обучающихся
9.1. Государственная итоговая аттестация по основным образовательным программам
основного общего и среднего общего образования для обучающихся, переведенных на
обучение по ИУП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
10. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
10.1. Обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня, в пределах
предусмотренных средств, исходя из расходных обязательств на основе муниципального
задания по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов.
10.2. Материально-техническое оснащение должно обеспечивать возможность
разработки и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся Лицея.