Принят
на заседании научно-методического совета
(протокол № 3 от 4 октября 2022 года)
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея _________________
(Савицкая С.В.)
Положение о наставничестве
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Петрозаводского
городского округа «Лицей № 40»
(МОУ «Лицей № 40»)
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Общие положения
Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Лицей № 40» (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во
исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года
№ Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Целевая модель наставничества МОУ «Лицей № 40» осуществляющая
образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального
образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений
в деятельности наставничества.
2.
Основные понятия и термины
2.1.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа
ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с
выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию
наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и делится опытом, мотивирует обучающихся
и педагогов, организует стажировки и т.д.
3.
Цели и задачи наставничества
3.1
Целью наставничества в лицее является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях, а также создание условий для
формирования
эффективной
системы
поддержки,
самоопределения
и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников
разных уровней образования и молодых специалистов МОУ «Лицей № 40».
Основными задачами наставничества в лицее являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов
и педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
Организационные основы наставничества
Наставничество организуется на основании приказа директора школы.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора школы по учебно-воспитательной работе.
Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом
директора школы.
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и
кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными
лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и
обучающихся, будущих участников программы.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением, не принимающие участие в жизни школы,
отстраненных от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества
5.1
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей МОУ «Лицей № 40» в целевой модели
наставничества рассматриваются две формы наставничества:
5.2
5.3
5.4
«Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый:
Проведение встреч-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного
года.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи-планировании.
6.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе и выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.2
6.3
6.4
7.
Обязанности наставника:
7.1
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МОУ «Лицей № 40», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает
на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора.
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
8.
Права наставника:
8.1
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
9. Обязанности наставляемого:
9.2
9.3
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МОУ «Лицей № 40», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставником план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10.
Права наставляемого:
10.1
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
9.1
10.2
10.3
10.4
10.5
11.
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
12.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
Проведение мероприятий по популяризации роли наставника.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Награждение грамотами и Благодарственными письмами.
Награждение Благодарственными письмами родителей наставников из числа
обучающихся.
Предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития лицея.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в МОУ «Лицей № 40».
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества.
Целевая модель наставничества в МОУ «Лицей № 40».
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МОУ «Лицей № 40».
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели
наставничества в МОУ «Лицей № 40».
Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».