Рабочая программа курса внеурочной деятельности ООП ООО Литературные игры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»

РАССМОТРЕНО
Кафедра воспитания
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности ООП ООО
«Литературные игры»
для обучающихся 5-8 классов

Петрозаводск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературные
игры» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер –
64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания и ООП ООО МОУ «Лицей № 40».
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературные игры»

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Курс внеурочной деятельности «Литературные игры» способствует
формированию личности вдумчивого, творческого читателя. Программа
будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий
интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла:
литературе, истории, МХК и к гуманитарной сфере жизни общества в целом
— культуре, межличностным отношениям. Для таких детей она окажется
значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и
потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них
деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературные игры»
Цель курса внеурочной деятельности- формирование коммуникативных
и социальных умений учащихся через игровую деятельность посредством
литературных игр
Задачи курса внеурочной деятельности
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи обучающихся на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературные игры»
Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин «Сказки»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»
Литература XX–XXI веков
Ю.Я. Яковлев «Багульник»
Н.С. Литвинец «Антиквар»
Я.Л. Жемойтелите «В поисках мельницы Сампо»
А. А. Лиханов «Последние холода»
В.П. Крапивин «Колыбельная для брата»
В.П. Катаев «Сын полка»
Зарубежная литература
Р.Д. Брэдбери «Вельд»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: испытывать положительное отношение к учению,
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся. испытывать желание осваивать новые виды
деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать
себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные: уметь ставить и формулировать для себя новые
задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; владеть
смысловым
чтением; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение; осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: оставлять личное мнение о литературном произведении,
выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности
художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к
авторской позиции в письменной и устной форме; создавать текст по

аналогии и ответы на вопросы в письменной форме; выделять
выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения; определять (на доступном уровне)
основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов,
былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен; выделять слова автора,
действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков,
бытовые описания; вводить в пересказ элементы описания, рассуждения,
использовать цитирование; определять отношение автора к персонажам,
рассказывать, как оно выражено.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
урока

1

Наименование разделов и тем
программы
Литературная игра как способ
мотивации к изучению
литературы

Коли
честв
о
часов
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://www.readchildren.ru/blog/liter
aturnaya-masterskaya-literaturnyeigry/

Литературная игра как способ
мотивации к изучению
литературы
Особенности сказок А.С.
Пушкина

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388
/start/310892/

4

Особенности сказок А.С.
Пушкина

1

-

5

Роль художественных деталей в
сказках А.С. Пушкина

1

-

6

Роль художественных деталей в
сказках А.С. Пушкина

1

-

7

Творческое задание

1

-

8

Творческое задание

1

-

9

Проведение литературной игры
по сказкам А.С. Пушкина
(5 классы)

1

-

10

Проведение литературной игры
по сказкам А.С. Пушкина
(5 классы)
Мир прозы Я.Л. Жемойтелите
Мир прозы Я.Л. Жемойтелите

1

-

1
1

-

2

3

11
12

-

Природа и история Карелии в
книге Я .Жемойтелите «В
поисках мельницы Сампо»
Природа и история Карелии в
книге Я. Жемойтелите «В
поисках мельницы Сампо»
Творческое задание
Творческое задание

1

-

1

-

1
1

-

Проведение литературной игры
по книге Я. Жемойтелите «В
поисках мельницы Сампо» ( 5
класс
Проведение литературной игры
по книге Я. Жемойтелите «В
поисках мельницы Сампо» (5
класс)

1

-

1

-

19

Н.С. Литвинец «Антиквар».
История создания рассказа.

1

https://infourok.ru/test-po-rasskazuniny-litvinec-antikvar-5059574.html

20

Творческое задание

1

-

1

-

1

https://infourok.ru/voprosy-porasskazu-niny-litvinec-antikvar5141076.html

13

14

15
16
17

18

21

22

Проведение литературной игры
по рассказу Н.С. Литвинец
«Антиквар»
Проведение литературной игры
по рассказу Н.С. Литвинец
«Антиквар»

23

Творчество М.Е. СалтыковаЩедрина. Сказки

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3067
/start/

24

Художественные особенности
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

-

25
26

Творческое задание
Литературная игра по творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Литературная игра по творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина
В.П. Крапивин «Колыбельная
для брата» и другие повести

1
1

-

1

-

1

Художественные особенности
повести «Колыбельная для
брата»
Творческое задание

1

https://infourok.ru/urok-zashitatvorcheskih-rabot-chitaem-vmestepovest-v-krapivina-kolybelnaya-dlyabrata-4927176.html
-

1
1

-

27
28

29

30
31

Проведение литературной игры
по повести В.П. Крапивина

32

33

34
35
36
37

38

39

40

41

42
43
44
45

46

47

48
49
50
51
52

«Колыбельная для брата»
Проведение литературной игры
по повести В.П. Крапивина
«Колыбельная для брата»
Р.Д. Брэдбери «Вельд»

1

-

1

https://infourok.ru/urok-literatury-porasskazu-reya-bredberi-veld-6-klass5234862.html

Фантастический мир
произведений Р. Брэдбери
Фантастический мир
произведений Р. Брэдбери
Творческое задание
Проведение литературной игры
по рассказу Р.Д. Брэдбери
«Вельд»
Проведение литературной игры
по рассказу Р.Д. Брэдбери
«Вельд»
Мир детских увлечений в
рассказе Ю. Я. Яковлева
«Багульник»
Мир детских увлечений в
рассказе Ю. Я. Яковлева
«Багульник»
Душевная красота героя рассказа
«Багульник»

1

-

1

-

1
1

-

1

-

1

-

1

-

1

https://videouroki.net/razrabotki/otkryt
yi-urok-po-rasskazu-iu-iakovlievabaghul-nik.html

Душевная красота героя рассказа
«Багульник»
Творческое задание
Творческое задание

1

-

1
1

-

Проведение литературной игры
по рассказу Ю. Я. Яковлева
«Багульник» (8 классы)
Проведение литературной игры
по рассказу Ю. Я. Яковлева
«Багульник» (8 классы)
А.А. Лиханов «Последние
холода»

1

-

1

-

1

https://infourok.ru/otkrytyj-urok-poproizvedeniyu-alberta-lihanovaposlednie-holoda-6443024.html

Мир прозы А.А. Лиханова
Тема взросления героев в
повести «Последние холода»
Тема взросления героев в
повести «Последние холода»
Творческое задание
Творческое задание

1
1

-

1

-

1
1

-

Проведение литературной игры
по повести А.а.Лиханова
«Последние холода»
54
Проведение литературной игры
по повести А.а.Лиханова
«Последние холода»
55
В.П. Катаев «Сын полка».
История создания произведения
56
Тема взросления героя в повести
«Сын полка»
57
Художественные особенности
повести
58
Художественные особенности
повести
59
Творческое задание
60
Творческое задание
61
Проведение литературной игры
по
повести В.П. Катаева «Сын
полка»
62
Проведение литературной игры
по
повести В.П. Катаева «Сын
полка»
63
Подведение итогов
64
Подведение итогов
65
Составление плана работы на
2026-27 учебный год
66
Составление плана работы на
2026-27 учебный год
67
Составление плана работы на
2026-27 учебный год
68
Составление плана работы на
2026-27 учебный год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
53

1

-

1

-

1

https://infourok.ru/prezentaciya-v-pkataev-sin-polka-klass-3171415.html
-

1
1
1

-

1
1
1

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/edu05-2023-pb-122473/

1

-

1
1
1

-

1

-

1

-

1

-

68

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа курса рассчитана на 68ч, в рамках которых предусмотрены
такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм,
решение кейсов, творческие упражнения на основе литературного материала,
коммуникативные и деловые игры, квесты, самостоятельная работа
школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс.
Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и
групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и
развить самостоятельность.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературные игры в библиотеке: методические рекомендации / сост. А. А.
Денисова. – Архангельск : 2018. – 19 с.
https://infourok.ru/statya-na-temu-literaturnye-igry-kak-metod-obucheniya-4676725.html
https://infourok.ru/zorko-odno-lish-serdce-chtenie-s-kommentirovaniem-rasskaza-a-nikolskoyvadimkini-slezi-dlya-obuchayuschihsya-h-klassov-2857565.html

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://pedbank.ru/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D
0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/
https://arzamas.academy/materials/1212
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4248/start/183163/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388/start/310892/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5160/start/283142/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/start/314958/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/start/247410/
https://rosuchebnik.ru/material/urok-91-yu-ya-yakovlev-bagul-nik-obraz-bagul-nika-ego-rol-vrasskaze-2313/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5066/main/144644/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/start/299136/
http://www.readchildren.ru/blog/literaturnaya-masterskaya-literaturnye-igry/
https://godliteratury.ru/articles/2018/02/26/igry-po-knigam-knigi-po-igram

https://multiurok.ru/files/multimediinaia-prezentatsiia-po-sledam-skazok-as-p.html


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».