МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра общих
дисциплин
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 77557)
учебного предмета «Психология»
для обучающихся 10-11 классов
Петрозаводск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Психология» предназначена для обучающихся 10 и 11
классов МОУ «Лицей №40». Создана на основе программы «Ценностные приоритеты в
твоей жизни» автор Семенова Ксения Григорьевна педагог-психолог отдела мониторинга
и
координации
деятельности
психологической
службы
в
системе
образования
Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в
системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ, методического
пособия, хрестоматии и практикума «Основы конструктивного общения» авторы
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
Программа «Психология» направлена на формирование Я – концепции и
мировоззрения школьников, даёт первоначальные теоретические знания о психологии,
способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через
использование различных видов деятельности. Настоящий курс направлен, прежде всего,
на
формирование
и
развитие
социально-психологической
компетентности
старшеклассников, как необходимого условия их дальнейшей эффективной жизни в
обществе.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Основы общей
психологии», «Основы конструктивного общения в рамках изучения социальной
психологии», «Профориентация».
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
Цель: Формирование психологической культуры учащихся, развитие навыков
социально-психологической компетентности.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации данной программы
нами будут решены следующие задачи:
 познакомить учащихся с основами психологических научных знаний;
 способствовать
осознанию
учащимися
особенностей
своей
личности,
ее
индивидуальных особенностей;
 способствовать развитию у учащихся навыков осознания и самоанализа своих
чувств, желаний, поступков;
 способствовать развитию коммуникативных способностей;
 способствовать осознанию и формированию собственной системы взглядов и
ценностей;
 способствовать актуализации профессионального выбора учащихся;
 обучить начальным приемам выявления своих собственных психологических
проблем и навыкам их первичной самостоятельной коррекции.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение психологии в 10–11 классах основного среднего образования в учебном
плане отводится 34 часа: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час
в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
10 КЛАСС
Основы общей психологии.
Психогия, как наука.
Понятие личности в психологии.
Познавательные психические процессы.
Особенности формирования личности.
Интеллект, эмоциональный интеллект. Характер. Эмоции и чувства. Потребности и
мотивы. Самооценка. Ценностные приоритеты.
Психология межличностных отношений.
Социальное мышление. Социальное влияние. Социальные отношения. Конфликт.
Стресс. Манипуляция.
Профориентация.
Профессиональное
самоопределение,
методы
профессионгального
самоопределения..
11 КЛАСС
Введение в практическую психологию общения.
Формирование
позиции
взаимодействия
на
занятиях.
Межличностное
взаимодействие. Рефлекия.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Пространство и его организация. Эмоции и чувства. Самопомощь в ситуациях
эмоцилнального дискомфорта.
Вербальное общение.
Слушание. Искусство полемики.
Технология коммуникации.
Этапы коммуникативного процесса. Личное обаяние и общение. Помехи в общении.
Общение в конфликте.
Конфликт и его диагностика. Стратегия сотрудническтва в конфликте.
Постредническтво в конфликте.
Основные стили общения.
Конвенциальный стиль. Примитивный стиль. Манипулятивный стиль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметные знания:
1. Наука психология, место психологии в системе наук.
2. Основы общей психологии: высшие психические функции, познавательные
процессы.
3. Основы психологии личности: характер, темперамент, способности, эмоции,
чувства, мотивация, воля, самооценка, ценности.
4.
Основы
конструктивного
психологии
общения
общения:
(вербальное
и
межличностные
невербальное
отношения,
общение,
основы
технологии
коммуникации, стили общения), конфликты, понятие группы и коллектива, лидерство,
социальное мышление и социальное влияние, манипуляции.
5. Основы психологии: вопросы психологической готовности к экзаменам и
профессионального самоопределения.
Личностные умения:
1. Различать познавательные психические процессы и психические свойства
личности;
2. Распознавать и рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния при
общении с людьми и эмоциональные состояния других людей;
4. Выстраивать конструктивные отношения с окружающими: владеть и уметь
использовать средства коммуникации; анализировать свою деятельность и выделять
новые средства эффективной коммуникации;
5. Быть толерантным;
6. Видеть и реализовывать пути постоянного самосовершенствования;
7. Вырабатывать собственную личностную позицию в различных ситуациях;
8. Уметь совладать со стрессовыми ситуациями;
9. Ориентироваться в методах профессионального самоопределения.
В результате изучения психологии на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по психологии:
Основы общей психологии
Иметь представление о психологии, как о науке, о месте и значимости психологии в
системе наук и жизни человека.
Уметь разделять понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность». Знать
особенности формирования личности и возможности диагностики личности в психологии.
Уметь различать познавательные психические процессы, знать способы их
самодиагностики и развития.
Особенности формирования личности.
Иметь представление о таких
понятиях в психологии, как интеллект,
эмоциональный интеллект, характер, эмоции и чувства, потребности и мотивы,
самооценка. Знать особенности их формирования, диагностики и развития.
Осознавать собственную систему ценностных ориентаций и способствовать
формированию собственной системы взглядов и ценностей. Развивать навыки
позитивного мышления.
Психология межличностных отношений.
Иметь представление об особенностях межличностного общения, понятии
конфликта в психологии и способах выхода из конфликтых ситуаций. Уметь видеть и
учиться противостоять манипуляциям о общении. Знать возможности сохранения
благополучного эмоционального состояния при стрессе.
Профориентация.
Знать о современных возможностях профориентационной диагностики, уметь
анализировать и применять полученные данные в жизни
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по психологии:
Введение в практическую психологию общения.
Актуализировать знания в области психологии общения. Формировать позицию
исследователя в процессе взаимодействия. Выявлять индивидуальные особенности
восприятия в общении. Осознавать свои чувства и состояния в процессе взаимодействия.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Осознавать важность пространства в общении. Актуализировать опыт и знания из
области эмоциональной сферы. Формировать понятие и научиться видеть невербальные
средства общения в процессе взаимодействия. Знать о возмоностях и способах выхода из
ситуаций «переживания».
Вербальное общение.
Иметь представление о возможностях вербального общения. Овладеть навыками
умения слушать. Знать способы улучшения взаимопонимания, а также правила
дискуссионного общения.
Технология коммуникации.
Иметь представление о понятии «Силь общения». Знать о конструктивных способах
выхода из взаимодействия. Знать об особенностях темперамента в общении.
Общение в конфликте.
Знать особенности определения, а также положительного и отрицательного воздействия
конфликта в психологии. Понимать значимость эмоциональной сферы человека и её
влияние на общение в ходе конфликта. Научиться узнавать и выбирать определённый
стиль поведения в конфликте.
Основные стили общения.
Научиться понимать и диагностировать стиль общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Основы общей психологии.
1.1
Наука психология
1
Библиотека ЦОК
1.2
Познавательные процессы
6
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
7
Раздел 2. Особенности формирования личности.
2.1
Психические свойства личности
Итого по разделу
11
Библиотека ЦОК
11
Раздел 3. Психология межличностных отношений.
3.1
Особенности межличностного взаимодействия
7
Библиотека ЦОК
3.2.
Стресс
3
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
10
Раздел 4 . Профориентация.
4.1
Методы профессионального самоопределения
Итого по разделу
6
6
Библиотека ЦОК
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Введение в практическую психологию общения.
1.1
Формирование позиции взаимодействия
на занятиях.
1
Библиотека ЦОК
1.2
Межличностное взаимодействие.
Рефлексия.
2
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
3
Раздел 2. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
2.1
Пространство и его организация в
межличностном общении
1
Библиотека ЦОК
2.2
Эмоции и чувства
2
Библиотека ЦОК
2.3
Самопомощь в ситуациях эмоционального
дискомфорта
2
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
5
Раздел 3. Вербальное общение.
3.1
Слушание
2
Библиотека ЦОК
3.2.
Искусство полемики
3
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
5
Раздел 4 . Технология коммуникации.
4.1
Этапы коммуникативного процесса
3
Библиотека ЦОК
4.2.
Личное обаяние и общение
2
Библиотека ЦОК
4.3
Помехи в общении
4
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
9
Раздел 5. Общение в конфликте
Библиотека ЦОК
5.1
Конфликт и его диагностика
3
5.2
Стратегии в конфликтной ситуации
3
Библиотека ЦОК
5.3
Общение в семье
1
Библиотека ЦОК
Итого по разделу
7
Раздел 6. Основные стили общения
5.1
Стили общения (конвенциальный,
примитивный, манипулятивный)
Итого по разделу
5
5
Библиотека ЦОК
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Введение в учебный курс. Цели,
задачи.
1.
История
развития
Понятие
«личность»
Практические
работы
Библиотека ЦОК
и
значимость психологии в системе
наук.
Контрольные
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
в
психологии.
Психические познавательные
2. процессы: ощущение, восприятие.
Практикум.
Психические
3.
4.
процессы:
1
познавательные
процессы: воображение. Практикум.
Психические
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
познавательные
память,
внимание.
Библиотека ЦОК
1
Практикум.
Психические познавательные
5. процессы: мышление, речь.
Практикум.
Библиотека ЦОК
1
6.
Основы нейропсихологии.
1
Библиотека ЦОК
7.
Повторение и рефлексия
1
Библиотека ЦОК
пройденного материала.
Интеллект, методы измерения
8. интеллекта в психологии.
Практикум.
9.
Характер. Практикум.
10. Эмоции и чувства.
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
Эмоциональный интеллект.
11. Практикум.
2
12. Потребности и мотивы. Практикум.
1
Самооценка и уровень притязаний.
13. Практикум.
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
Повторение и рефлексия
Библиотека ЦОК
14. пройденного материала.
1
15. Ценностные ориентации
3
Библиотека ЦОК
16. Социальные отношения.
1
Библиотека ЦОК
17. Социальное мышление.
1
Библиотека ЦОК
18. Социальное влияние.
1
Библиотека ЦОК
Конфликты. Способы выхода из
19. конфликтных ситуаций. Практикум.
Библиотека ЦОК
2
20. Стресс. Стрессоустойчивость.
Библиотека ЦОК
3
Тренинг командообразования.
21. Практикум.
Библиотека ЦОК
1
Повторение и рефлексия
Библиотека ЦОК
22. пройденного материала.
1
Самооценка психологической
23. готовности к ГИА. Практикум.
Библиотека ЦОК
1
Профессиональное
Библиотека ЦОК
24. самоопределение, этапы.
1
25. Формула выбора профессии.
1
Методы профессионального
26. самоопределения в психологии.
Практикум.
Повторение
27.
и
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
2
рефлексия
пройденного материала.
Библиотека ЦОК
1
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1.
Тема урока
Введение в курс практической
психологии общения. Формирование
Всего
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
позиции взаимодействия на занятиях.
2.
Межличностное взаимодейсвие.
Рефлексия.
2
Библиотека ЦОК
3.
Пространство и его организация в
межличностном общении.
1
4.
Эмоции и чувства.
2
5.
Самопомощь в ситуациях
эмоционального дискомфорта.
2
6.
Умение слушать.
1
7.
Закономерности, повышающие
взаимопонимание.
1
8.
Виды вопросов.
1
Библиотека ЦОК
9.
Искусство отвечать.
1
Библиотека ЦОК
10.
Правила поведения в дискуссии.
1
Библиотека ЦОК
11.
Начало общения.
1
Библиотека ЦОК
12.
Продолжение коммуникации.
1
Библиотека ЦОК
13.
Выход из общения.
1
Библиотека ЦОК
14.
Личное обаяние и общение.
2
Библиотека ЦОК
15.
Обратная связь в межличностном
контакте.
1
16.
Искажение информации в общении.
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
17.
Формирование образа партнёра.
1
18.
Факторы, снижающие продуктивность
общения.
1
19.
Человек в конфликте.
1
Библиотека ЦОК
20.
Диагностика конфликта.
1
Библиотека ЦОК
21.
Основные виды поведения в конфликте и
его разрешение.
1
22.
Стратегии в конфликтной ситуации.
3
Библиотека ЦОК
23.
Общение в семье.
1
Библиотека ЦОК
24.
Конвенциальный стиль.
1
Библиотека ЦОК
25.
Примитивный стиль.
1
Библиотека ЦОК
26.
Манипулятивный стиль.
1
Библиотека ЦОК
27.
Актуализированное общение.
1
Библиотека ЦОК
28.
Повторение и рефлексия пройденного
материала.
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей/
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та;
М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
Основы конструктивного общения: хрестоматия/ Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. –
Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
Основы конструктивного общения: практикум/ Григорьева Т.Г. – Новосибирск: Изд-во
Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
Психология в школе: экспериментальный учебный курс для подростков: учебнометодическое пособие учителей / Ю.М. Забродин, М.В. Попова. – Москва: Московский
государственный открытый педагогический университет, 1994. – 264 с.
Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург :
Питер, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL: https://educont.ru/