20_Рабочая программа учебного курса ПСИХОЛОГИЯ_10-11 2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»

РАССМОТРЕНО
Кафедра общих
дисциплин

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет

Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.

Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 77557)
учебного предмета «Психология»
для обучающихся 10-11 классов

Петрозаводск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Психология» предназначена для обучающихся 10 и 11
классов МОУ «Лицей №40». Создана на основе программы «Ценностные приоритеты в
твоей жизни» автор Семенова Ксения Григорьевна педагог-психолог отдела мониторинга
и

координации

деятельности

психологической

службы

в

системе

образования

Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в
системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ, методического
пособия, хрестоматии и практикума «Основы конструктивного общения» авторы
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
Программа «Психология» направлена на формирование Я – концепции и
мировоззрения школьников, даёт первоначальные теоретические знания о психологии,
способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через
использование различных видов деятельности. Настоящий курс направлен, прежде всего,
на

формирование

и

развитие

социально-психологической

компетентности

старшеклассников, как необходимого условия их дальнейшей эффективной жизни в
обществе.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Основы общей
психологии», «Основы конструктивного общения в рамках изучения социальной
психологии», «Профориентация».
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
Цель: Формирование психологической культуры учащихся, развитие навыков
социально-психологической компетентности.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации данной программы
нами будут решены следующие задачи:
 познакомить учащихся с основами психологических научных знаний;
 способствовать

осознанию

учащимися

особенностей

своей

личности,

ее

индивидуальных особенностей;
 способствовать развитию у учащихся навыков осознания и самоанализа своих
чувств, желаний, поступков;
 способствовать развитию коммуникативных способностей;
 способствовать осознанию и формированию собственной системы взглядов и
ценностей;
 способствовать актуализации профессионального выбора учащихся;

 обучить начальным приемам выявления своих собственных психологических
проблем и навыкам их первичной самостоятельной коррекции.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение психологии в 10–11 классах основного среднего образования в учебном
плане отводится 34 часа: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час
в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ»
10 КЛАСС
Основы общей психологии.
Психогия, как наука.
Понятие личности в психологии.
Познавательные психические процессы.
Особенности формирования личности.
Интеллект, эмоциональный интеллект. Характер. Эмоции и чувства. Потребности и
мотивы. Самооценка. Ценностные приоритеты.
Психология межличностных отношений.
Социальное мышление. Социальное влияние. Социальные отношения. Конфликт.
Стресс. Манипуляция.
Профориентация.
Профессиональное
самоопределение,
методы
профессионгального
самоопределения..
11 КЛАСС
Введение в практическую психологию общения.
Формирование
позиции
взаимодействия
на
занятиях.
Межличностное
взаимодействие. Рефлекия.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Пространство и его организация. Эмоции и чувства. Самопомощь в ситуациях
эмоцилнального дискомфорта.
Вербальное общение.
Слушание. Искусство полемики.
Технология коммуникации.
Этапы коммуникативного процесса. Личное обаяние и общение. Помехи в общении.
Общение в конфликте.
Конфликт и его диагностика. Стратегия сотрудническтва в конфликте.
Постредническтво в конфликте.
Основные стили общения.
Конвенциальный стиль. Примитивный стиль. Манипулятивный стиль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметные знания:
1. Наука психология, место психологии в системе наук.

2. Основы общей психологии: высшие психические функции, познавательные
процессы.
3. Основы психологии личности: характер, темперамент, способности, эмоции,
чувства, мотивация, воля, самооценка, ценности.
4.

Основы

конструктивного

психологии

общения

общения:

(вербальное

и

межличностные
невербальное

отношения,
общение,

основы

технологии

коммуникации, стили общения), конфликты, понятие группы и коллектива, лидерство,
социальное мышление и социальное влияние, манипуляции.
5. Основы психологии: вопросы психологической готовности к экзаменам и
профессионального самоопределения.
Личностные умения:
1. Различать познавательные психические процессы и психические свойства
личности;
2. Распознавать и рефлексировать свои собственные эмоциональные состояния при
общении с людьми и эмоциональные состояния других людей;
4. Выстраивать конструктивные отношения с окружающими: владеть и уметь
использовать средства коммуникации; анализировать свою деятельность и выделять
новые средства эффективной коммуникации;
5. Быть толерантным;
6. Видеть и реализовывать пути постоянного самосовершенствования;
7. Вырабатывать собственную личностную позицию в различных ситуациях;
8. Уметь совладать со стрессовыми ситуациями;
9. Ориентироваться в методах профессионального самоопределения.
В результате изучения психологии на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по психологии:
Основы общей психологии
Иметь представление о психологии, как о науке, о месте и значимости психологии в
системе наук и жизни человека.
Уметь разделять понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность». Знать
особенности формирования личности и возможности диагностики личности в психологии.

Уметь различать познавательные психические процессы, знать способы их
самодиагностики и развития.
Особенности формирования личности.
Иметь представление о таких
понятиях в психологии, как интеллект,
эмоциональный интеллект, характер, эмоции и чувства, потребности и мотивы,
самооценка. Знать особенности их формирования, диагностики и развития.
Осознавать собственную систему ценностных ориентаций и способствовать
формированию собственной системы взглядов и ценностей. Развивать навыки
позитивного мышления.
Психология межличностных отношений.
Иметь представление об особенностях межличностного общения, понятии
конфликта в психологии и способах выхода из конфликтых ситуаций. Уметь видеть и
учиться противостоять манипуляциям о общении. Знать возможности сохранения
благополучного эмоционального состояния при стрессе.
Профориентация.
Знать о современных возможностях профориентационной диагностики, уметь
анализировать и применять полученные данные в жизни
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по психологии:
Введение в практическую психологию общения.
Актуализировать знания в области психологии общения. Формировать позицию
исследователя в процессе взаимодействия. Выявлять индивидуальные особенности
восприятия в общении. Осознавать свои чувства и состояния в процессе взаимодействия.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Осознавать важность пространства в общении. Актуализировать опыт и знания из
области эмоциональной сферы. Формировать понятие и научиться видеть невербальные
средства общения в процессе взаимодействия. Знать о возмоностях и способах выхода из
ситуаций «переживания».
Вербальное общение.
Иметь представление о возможностях вербального общения. Овладеть навыками
умения слушать. Знать способы улучшения взаимопонимания, а также правила
дискуссионного общения.
Технология коммуникации.
Иметь представление о понятии «Силь общения». Знать о конструктивных способах
выхода из взаимодействия. Знать об особенностях темперамента в общении.
Общение в конфликте.
Знать особенности определения, а также положительного и отрицательного воздействия
конфликта в психологии. Понимать значимость эмоциональной сферы человека и её
влияние на общение в ходе конфликта. Научиться узнавать и выбирать определённый
стиль поведения в конфликте.
Основные стили общения.
Научиться понимать и диагностировать стиль общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Основы общей психологии.
1.1

Наука психология

1

Библиотека ЦОК

1.2

Познавательные процессы

6

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

7

Раздел 2. Особенности формирования личности.
2.1

Психические свойства личности

Итого по разделу

11

Библиотека ЦОК

11

Раздел 3. Психология межличностных отношений.
3.1

Особенности межличностного взаимодействия

7

Библиотека ЦОК

3.2.

Стресс

3

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

10

Раздел 4 . Профориентация.
4.1

Методы профессионального самоопределения

Итого по разделу

6
6

Библиотека ЦОК

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение в практическую психологию общения.
1.1

Формирование позиции взаимодействия
на занятиях.

1

Библиотека ЦОК

1.2

Межличностное взаимодействие.
Рефлексия.

2

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

3

Раздел 2. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
2.1

Пространство и его организация в
межличностном общении

1

Библиотека ЦОК

2.2

Эмоции и чувства

2

Библиотека ЦОК

2.3

Самопомощь в ситуациях эмоционального
дискомфорта

2

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

5

Раздел 3. Вербальное общение.
3.1

Слушание

2

Библиотека ЦОК

3.2.

Искусство полемики

3

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

5

Раздел 4 . Технология коммуникации.
4.1

Этапы коммуникативного процесса

3

Библиотека ЦОК

4.2.

Личное обаяние и общение

2

Библиотека ЦОК

4.3

Помехи в общении

4

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

9

Раздел 5. Общение в конфликте
Библиотека ЦОК

5.1

Конфликт и его диагностика

3

5.2

Стратегии в конфликтной ситуации

3

Библиотека ЦОК

5.3

Общение в семье

1

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

7

Раздел 6. Основные стили общения
5.1

Стили общения (конвенциальный,
примитивный, манипулятивный)

Итого по разделу

5
5

Библиотека ЦОК

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

Введение в учебный курс. Цели,
задачи.
1.

История

развития

Понятие

«личность»

Практические
работы

Библиотека ЦОК

и

значимость психологии в системе
наук.

Контрольные
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

в

психологии.
Психические познавательные
2. процессы: ощущение, восприятие.
Практикум.
Психические
3.

4.

процессы:

1

познавательные

процессы: воображение. Практикум.
Психические

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

познавательные
память,

внимание.

Библиотека ЦОК
1

Практикум.
Психические познавательные
5. процессы: мышление, речь.
Практикум.

Библиотека ЦОК
1

6.

Основы нейропсихологии.

1

Библиотека ЦОК

7.

Повторение и рефлексия

1

Библиотека ЦОК

пройденного материала.
Интеллект, методы измерения
8. интеллекта в психологии.
Практикум.
9.

Характер. Практикум.

10. Эмоции и чувства.

Библиотека ЦОК
1

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

Эмоциональный интеллект.
11. Практикум.

2

12. Потребности и мотивы. Практикум.

1

Самооценка и уровень притязаний.
13. Практикум.

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

Повторение и рефлексия

Библиотека ЦОК

14. пройденного материала.

1

15. Ценностные ориентации

3

Библиотека ЦОК

16. Социальные отношения.

1

Библиотека ЦОК

17. Социальное мышление.

1

Библиотека ЦОК

18. Социальное влияние.

1

Библиотека ЦОК

Конфликты. Способы выхода из
19. конфликтных ситуаций. Практикум.

Библиотека ЦОК
2

20. Стресс. Стрессоустойчивость.

Библиотека ЦОК

3

Тренинг командообразования.
21. Практикум.

Библиотека ЦОК
1

Повторение и рефлексия

Библиотека ЦОК

22. пройденного материала.

1

Самооценка психологической
23. готовности к ГИА. Практикум.

Библиотека ЦОК
1

Профессиональное

Библиотека ЦОК

24. самоопределение, этапы.

1

25. Формула выбора профессии.

1

Методы профессионального
26. самоопределения в психологии.
Практикум.
Повторение
27.

и

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

2

рефлексия

пройденного материала.

Библиотека ЦОК
1

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1.

Тема урока
Введение в курс практической
психологии общения. Формирование

Всего
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

позиции взаимодействия на занятиях.
2.

Межличностное взаимодейсвие.
Рефлексия.

2

Библиотека ЦОК

3.

Пространство и его организация в
межличностном общении.

1

4.

Эмоции и чувства.

2

5.

Самопомощь в ситуациях
эмоционального дискомфорта.

2

6.

Умение слушать.

1

7.

Закономерности, повышающие
взаимопонимание.

1

8.

Виды вопросов.

1

Библиотека ЦОК

9.

Искусство отвечать.

1

Библиотека ЦОК

10.

Правила поведения в дискуссии.

1

Библиотека ЦОК

11.

Начало общения.

1

Библиотека ЦОК

12.

Продолжение коммуникации.

1

Библиотека ЦОК

13.

Выход из общения.

1

Библиотека ЦОК

14.

Личное обаяние и общение.

2

Библиотека ЦОК

15.

Обратная связь в межличностном
контакте.

1

16.

Искажение информации в общении.

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

17.

Формирование образа партнёра.

1

18.

Факторы, снижающие продуктивность
общения.

1

19.

Человек в конфликте.

1

Библиотека ЦОК

20.

Диагностика конфликта.

1

Библиотека ЦОК

21.

Основные виды поведения в конфликте и
его разрешение.

1

22.

Стратегии в конфликтной ситуации.

3

Библиотека ЦОК

23.

Общение в семье.

1

Библиотека ЦОК

24.

Конвенциальный стиль.

1

Библиотека ЦОК

25.

Примитивный стиль.

1

Библиотека ЦОК

26.

Манипулятивный стиль.

1

Библиотека ЦОК

27.

Актуализированное общение.

1

Библиотека ЦОК

28.

Повторение и рефлексия пройденного
материала.

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей/
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та;
М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
Основы конструктивного общения: хрестоматия/ Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. –
Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
Основы конструктивного общения: практикум/ Григорьева Т.Г. – Новосибирск: Изд-во
Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
Психология в школе: экспериментальный учебный курс для подростков: учебнометодическое пособие учителей / Ю.М. Забродин, М.В. Попова. – Москва: Московский
государственный открытый педагогический университет, 1994. – 264 с.
Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург :
Питер, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL: https://educont.ru/


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».