МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра общих
дисциплин
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6676702)
учебного курса «МХК»
для обучающихся 10А класса
Петрозаводск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа среднего общего образования по МХК составлена на основе
требований к результатам освоения программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции
школьного образования в современную культуру и обусловлено
необходимостью введения подростка в современное информационное,
социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит
понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества,
воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных
ориентации.
В рабочей программе учебного курса рассматриваются разные виды
искусства (музыка, литература, народное искусство, кино, театр и
хореография, живопись, графика, скульптура, фотоискусство, архитектура,
декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедиа) как потенциал
для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего
художественного развития школьников в художественно-творческой
деятельности.
Целью учебного курса «МХК» является — развитие опыта
эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной
форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачами учебного курса являются:
—развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,
художественно-творческих
способностей
учащихся,
образного
и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса,
художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы,
музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе
творческого опыта школьников;
—формирование устойчивого интереса к искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности;
—приобретение знаний об искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира и его преобразования; о
выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы,
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,
дизайна, архитектуры, кино, театра;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной
деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения
и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации
средствами искусства.
Общее число часов, рекомендованных для изучения искусства, – 34 часа
(1 час в неделю).
Содержание программы на уровне среднего общего образования
структурировано по 5 разделам.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов
Каждый раздел курса по искусству обладает содержательной
целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения разделов определяется психологическими
возрастными особенностями обучающихся, принципом системности
обучения и опытом педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА МХК
Программа курса основана на идее полифункциональности искусства,
его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее
содержания – раскрытие функций искусства, которое осуществляется в
исследовательской и художественной деятельности.
Любое явление искусства может быть прочувствовано, познано,
личностно присвоено школьником только через художественный образ –
смысл и цель искусства. Поэтому для каждого урока важно выделять
художественно-педагогическую идею, которая ориентирует на постижение
художественного образа и определяет целевые установки урока, содержание,
конкретные задачи обучения, технологии, форму-концепцию урока в целом.
Программа состоит из 5 разделов, последовательно раскрывающих
взаимосвязи жизни и искусства
Примерный художественный материал, рекомендованный программой,
предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном
процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки,
способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на
предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического
цикла.
Структурно художественный материал программы подчиняется
принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым
явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства).
Содержание программы курса вводит учащихся в современное
социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу
многоликих явлений массовой культуры, дать им оценку. На конкретных
художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства,
литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни
общества и отдельного человека, общность выразительных средств и
специфика каждого из них.
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества.
Обращение к искусству прошлого с целью выявления его
полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и
искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в
формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи,
скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в
контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии
материальной и художественной культуры на примере произведений
различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая
жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство
как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной
форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений
окружающей жизни с помощью искусства.Общечеловеческие ценности и
формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли:
пейзаж в живописи, музыке, литературе.Человек в зеркале искусства: портрет
в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих
соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом,
религиозными традициями на примерах первобытных изображений
наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного
декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового
синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального
художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном
искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских
и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство.
Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный,
православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов,
И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего
Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной
живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X.Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения
Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.
Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).
Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А.
Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю.
Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных
направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А.
Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и
органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах,
В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А.
Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. РимскийКорсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К.
Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор).
Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая
поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С.
Урусевского и др.
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание
художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира,
существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной
коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи,
международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов
различных искусств как процесс коммуникации.Способы художественной
коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и
емкость художественной коммуникации.Диалог искусств. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Обращение творца
произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в
сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык
символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи,
скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации,
содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П.
Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов,
М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и
др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь
Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.).
Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.),
живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего
Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и
живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика
романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У.
Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура
(Ж. Эффель, X.Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка,
М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л.
Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к
кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М.
Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и
др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н.
Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по
выбору учителя).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям,
согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств
разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации
и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным
представителям внеземной цивилизации информации о современном
человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда
мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность
человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство
эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций,
чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в
искусстве.Творческий характер эстетического отношения к окружающему
миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей –
действительно существующей и порожденной фантазией художника.Красота
в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении
произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи,
скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити,
скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона
Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции
(«Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид,
У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов
и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева,
художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д.
Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М.
Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В.
Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и
современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин,
символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г.
Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.
Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
 Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида
искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи,
скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение,
коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи,
фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты
человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая
работа»
(Ф.Шиллер).
Ценностно-ориентационная,
нравственная,
воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие
искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация,
героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение
чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными
ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в
искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
 Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание
художественного замысла и воплощение эмоционально-образного
содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов
искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
«МХК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы курса среднего
общего образования по искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по искусству в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися
личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у
обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и
социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие
обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию
и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным подходам к изображению человека, великим
победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической
красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
собственной художественно-практической деятельности обучающегося,
который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому
созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к
жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках искусства происходит изучение
художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а
также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В
искусстве
воплощена
духовная
жизнь
человечества,
концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося,
осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная
и коммуникативная деятельность на занятиях по искусству способствует
освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни,
человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое,
высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и
в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов,
веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание
является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к
их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в
соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов
на уроках искусства и при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, формирование нравственноэстетического отношения к природе воспитывается в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно
должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой
работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из
них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и
его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования
к определённым заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся
имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками
(а не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся,
как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять положение предметной формы в пространстве;
 обобщать форму составной конструкции;
 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства,
зрительного образа;
 структурировать предметно-пространственные явления;
 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого
и предметов между собой;
 абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных
учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений
художественной культуры;
 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;
 классифицировать
произведения
искусства
по
видам
и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
 вести исследовательскую работу по сбору информационного
материала по установленной или выбранной теме;
 самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
 использовать различные методы, в том числе электронные
технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев;
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
 выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах,
тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения, развивая
способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
 вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения, выявляя и корректно,
доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
 публично представлять и объяснять результаты своего
творческого, художественного или исследовательского опыта;
 взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по
её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной
цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
 планировать пути достижения поставленных целей, составлять
алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно
относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
 владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на
основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
 развивать способность управлять собственными эмоциями,
стремиться к пониманию эмоций других;
 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной
деятельности;
 развивать свои эмпатические способности, способность
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
 признавать своё и чужое право на ошибку;
 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в
учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со
сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы курса по
искусству:
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека
 знать основные виды и жанры искусства;
 понимать особенности художественного языка и музыкальной
драматургии;
 понимать изученные направления и стили мировой художественной
культуры;
 знать шедевры мировой художественной культуры;
 различать особенности языка различных видов искусства;
 различать имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов, художников,
знать скульпторов, режиссеров;
знать наиболее значимые их произведения;
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира
 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
 выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских
проектах;
 выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
 давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
 определять принадлежность художественных произведений к одному
из жанров на основе характерных средств выразительности;
 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением;
 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями
разных видов искусства;
 исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии
изученных классических произведений;
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и
повседневной жизни
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения
 использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,
полученные на уроках, при
 составлении домашней фонотеки, видеотеки;
 пользоваться различными источниками информации о мировой
художественной культуре;
 организации личного и коллективного досуга;
 самостоятельного художественного творчества.
 воспринимать явления художественной культуры разных народов
мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни
 понимать и интерпретировать художественные образы,
ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных
в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры,
используя для этого соответствующую терминологию;
 структурировать изученный материал и информацию, полученную из
других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде
художественной деятельности; решать творческие проблемы;
 ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности; устанавливать связи и отношения между
явлениями культуры и искусства;
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе
 осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей;
проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;
 организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
 мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять
отдельные свойства и качества целостного явления;
 воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о
достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и
исполнительской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Практические
работы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Раздел 1. Искусство в жизни
современного человека
3
1
http://school collection.edu.ru/
2
Раздел 2. Искусство открывает новые
грани мира
7
4
http://school collection.edu.ru/
3
Раздел 3. Искусство как универсальный
способ общения
7
4
http://school collection.edu.ru/
4
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни
10
5
http://school collection.edu.ru/
5
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе
7
3
http://school collection.edu.ru/
34
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Практические
работы
Всего
1
Искусство вокруг нас.
1
0
2
Художественный образ – стиль – язык.
1
1
3
Наука и искусство. Знание научное и
знание художественное.
1
0
4
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Пейзаж – поэтическая и музыкальная
живопись.
1
1
5
Литературные страницы..
1
0
6
Человек в зеркале искусства: жанр
портрета.
1
1
7
Исторический портрет. Портреты наших
великих соотечественников.
1
0
8
Как начиналась галерея.
1
1
9
Как начиналась галерея.
1
0
10
Портрет композитора в литературе и кино.
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
11
Мир в зеркале искусства.
1
0
12
Роль искусства в сближении народов.
Искусство худож. перевода – искусство
общения.
1
1
13
Как происходит передача сообщений в
искусстве?
1
0
14
Искусство - проводник духовной энергии.
Как происходит передача сообщения в
искусстве. Знаки и символы искусства.
1
1
15
Художественные послания предков.
Разговор с современником.
1
0
16
Символы в жизни и искусстве. Звучащий
цвет и зримый звук.
1
1
17
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
0
18
Что есть красота.
1
1
19
Откровенье вечной красоты.
1
0
20
Застывшая музыка.
1
1
21
Есть ли у красоты свои законы.
1
0
22
Есть ли у красоты свои законы.
1
1
23
Всегда ли люди одинаково понимали
красоту.
1
0
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
24
Всегда ли люди одинаково понимали
красоту.
1
1
25
Великий дар творчества: радость и красота
созидания.
1
0
26
Как соотноситься красота и польза.
1
1
27
Как человек реагирует на явления в жизни
и искусстве.
1
0
28
Преобразующая сила искусства.
1
1
29
Преобразующая сила искусства.
1
0
30
Преобразующая сила искусства.
1
1
31
Преобразующая сила искусства.
1
1
32
Преобразующая сила искусства.
1
0
33
Исследовательский проект «Полна чудес
могучая природа».
1
0
34
Исследовательский проект «Полна чудес
могучая природа».
1
1
34
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
http://school
collection.edu.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
1. «Художественная энциклопедия зарубежного классического
искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать
музыку», «История древнего мира и средних веков»,
2. электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры
и скульптуры»
3. Гнедич П. История искусств с древнейших времен. М. Летопись.
2000
4. Ильина
Т.В
История
искусств.
Западноевропейское
искусство.Учебник. 2000
5. Ильина Т.В.История искусств. Отечественное искусство. Учебник:
2000
6. Локтев В.И.Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля).
2004
7. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до
наших дней. 2006
8. Сокольникова Н.М.История изобразительного искусства. Учебник.
2007
9. Санкт – Петербург. Кристалл. 2002
10. Народы России энциклопедия «Росмен» 2008
11.
Шедевры архитектуры. М. Вече. 2001
12.
Шедевры мирового зодчества. Древнерусская архитектура. 2000
13.
Энциклопедия «Великие цивилизации» «Махаон» 2008
14.
Энциклопедия «Великие цивилизации» «Махаон» 2008
15.
14.Энциклопедия «Средние века» «Махаон» 2007
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ http://school collection.edu.ru