Рабочая программа воспитания НОО_2025-2026

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Лицей №40»

Принята на педагогическом совете
Протокол № 10
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа воспитания
начального общего образования

Петрозаводск, 2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МОУ «Лицей № 40» разработана на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее
реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации
в 2021— 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 12.11.2020 № 2945-р);
• Федерального закона от 04.09.2022г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
•

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);

•

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);

• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.04.2022г.
№

АБ-1951/06

Об

актуализации

примерной

рабочей

программы

воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол № 3/22 от 23.06.2022г.).
Программа
воспитательной
деятельности,

предназначена для планирования и организации системной

деятельности;

реализуется

в

единстве

осуществляемой

совместно

с

семьёй

урочной
и

другими

и

внеурочной
участниками

образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.

2. ЦЕЛЕВОЙ
2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
2.2 Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания в образовательной организации:
• развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
• формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
•

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);

•

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);

•

приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;

•

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС НОО.
2.3

Личностные результаты освоения обучающимися образовательных

программ включают:
•

осознание

российской

гражданской

идентичности;

сформированность

ценностей самостоятельности и инициативы;
•

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;

•

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

•

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.4 Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
− гражданское

воспитание

—

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и

социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
− трудовое воспитание

—

воспитание уважения к

труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
− экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2.5

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального

общего образования
Требования к личностным результатам

освоения обучающимися ООП НОО

установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания

обучающихся

на

основе

российских

базовых

(гражданских,

конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Гражданско-патриотическое воспитание:
•

знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий

представление о Родине — России, её территории, расположении;
•

сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан

России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
•

понимающий

свою

сопричастность

к

прошлому,

настоящему

и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства;
•

понимающий значение гражданских символов (государственная

символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;

•

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности

человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
•

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной

организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
•

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего

народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
•

сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека;
•

доброжелательный,

проявляющий

сопереживание,

готовность

оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;
•

умеющий

оценивать

поступки

с

позиции

их

соответствия

нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
•

владеющий

представлениями

о

многообразии

языкового

и

культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с
людьми разных народов, вероисповеданий;

сознающий нравственную и

эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
•

способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,

искусстве, творчестве людей;
•

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой

художественной культуре;
•

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах

художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе;
• ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;

• сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста.
Трудовое воспитание:
• сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
• проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
• проявляющий интерес к разным профессиям;
• участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
• понимающий

ценность

природы,

зависимость

жизни

людей

от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
• проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
• выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания:
• выражающий

познавательные

интересы,

активность,

любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к
научным знаниям, науке;
• обладающий

первоначальными

представлениями

о

природных

и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
• имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

3. Содержательный раздел
3.1 Уклад образовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Свою историю Лицей № 40 отсчитывает с сентября 1935 года
• 1935 год - 9-я средняя железнодорожная школа
• 1956 год - 71-я средняя железнодорожная школа
• 1974 год - 40-я восьмилетняя школа
• 1981 год - 40-я средняя школа
• 1992 год - Школа-лицей №40
• 1998 год - Лицей №40
С 2011 года полное наименование Учреждения: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»;
сокращенное наименование: МОУ «Лицей № 40»
Местонахождение Учреждения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, 1,
Республика Карелия.
Место осуществления образовательной деятельности:
Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, 1
Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Октябрьский, 64
Наш лицей работает в двух зданиях. В здании по адресу пр. Октябрьский, д. 64
обучаются учащиеся 1-4 классов, в здании по адресу ул. Белорусская, д. 1 – учащиеся 5-11
классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского
городского округа «Лицей № 40» сегодня – одно из самых крупных и быстро
развивающихся

учебных

заведений

города

Петрозаводска.

Это

образовательное

учреждение с крепкими традициями и многолетним опытом обучения и воспитания
успешных людей.
С 2010 года в лицее реализуется новый федеральный государственный
образовательных стандарт в начальной школе, с 2012 года – в основной школе.

С 2016 года мы начали внедрять некоторые аспекты нового стандарта на уровне
среднего общего образования.
МОУ «Лицей № 40» - это образовательное учреждение с 90-летней историей и в
то же время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в
котором сохраняются

лучшие

традиции прошлого, осуществляется стремление к

современному и инновационному будущему.
В

лицее

работают

2

педагога-психолога, педагоги-организаторы, педагоги-

библиотекари, педагоги дополнительного образования, преподаватель-организатор основ
безопасности деятельности, что позволяет организовать в лицее и внеурочную
деятельность.
Контингент обучающихся и их родителей сформирован в основном из жителей
Октябрьского и Первомайского района, выпускники школы приводят в образовательное
учреждение своих детей.
Социальный

паспорт

лицея

представлен

семьями,

имеющими

различный

социальный статус: неполные семьи, малообеспеченные семьи, многодетные семьи,
семьи, воспитывающие ребенка в опеке, семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, семьи,
воспитывающие ребенка-инвалида.
Наряду с обучением, одной из важнейших составляющих образовательного
процесса является воспитание.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности детей во внеклассной
работе,

которая

приводит

к

формированию

у

них

познавательного

интереса,

положительной мотивации в обучении. Учащиеся с 1 класса начинают постигать «азы»
научно-исследовательской деятельности, в 3-4 классе ученики работают над своими
исследовательскими работами и проектами, с помощью учителей и родителей. На базе
лицея в начальной школе реализуются курсы внеурочной деятельности: «Умники и
умницы», «Школа проектов», «Орлята России».
Базовым основанием, на котором строится воспитательная система лицея, является
система коллективных творческих дел. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия:
День

Знаний,

Посвящение

в

лицеисты,

День

ученического

самоуправления,

Туристический слет в рамках Дня здоровья, День Матери, День отца, Новогодние
мероприятия,

фестиваль

театральных

коллективов, Вечер

встречи

выпускников,

праздничные мероприятия ко дню 8 Марта и 23 Февраля, Военно-патриотическая игра
«Зарница», Фестиваль патриотической песни, церемония награждения учащихся «Успех
года», праздничные мероприятия, посвященные 9 Мая, церемония «Последний звонок» в
9 и 11 классах, Выпускные балы и многое другое. Большой интерес учеников, родителей и

педагогов вызывают Читательское кафе, Лицейский киноклуб, Лицейский бал,
лицейские квизы.
Большое значение в лицее уделяется добровольчеству, благотворительным акциям.
Учащиеся, родители, педагоги оказывают помощь приютам для животных, детским
домам, пожилым людям, участникам СВО.
В лицее создан орган ученического самоуправления – Актив, который является
исполнительным органом самоуправления, поэтому не избирается, а формируется из
числа добровольцев. Под руководством педагогов-организаторов учащиеся проявляют
себя как инициаторы и организаторы значимых лицейских событий.
Активно развивается первичное отделение «Движение первых» в направлениях
волонтёрской деятельности, медиа, творчества. В начальной школе сформированы
объединение «Орлята России», отряд «Юные инспекторы движения», спортивный сектор
«Энергоимпульс».
В лицее действует школьный театр «Мы актёры», хор «Гармония», спортивный
клуб «Орбита – 40», школьный музей об истории лицея, экспозиция, посвященная
Великой Отечественной войне.
Возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной
деятельности позволяют дать социальные партнёры образовательной организации:
КРДОО «Скауты Карелии», Образцовый детский коллектив художественного творчества
РК Театр танца «Дивертисмент», Образцовый детский коллектив художественного
творчества Ансамбль бального танца «Степ», Благотворительный фонд помощи
бездомным животным «Рекс», Духовой оркестр МОУ ДО «Детская музыкальная школа №
1 им. Г.Синисало» под руководством Г.А.Смирнова, Детская школа искусств им. М.А.
Балакирева, Карельская региональная общественная молодежная организация «Центр
развития добровольчества», БУ «Национальная библиотека Республики Карелии», ГАОУ
«Петрозаводский

базовый

медицинский

колледж»,

ГБУЗ

«Республиканский

наркологический диспансер», ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница», ГБУЗ РК
«Городская детская больница», МУ «МЦ «Смена», Карельское Республиканское
отделение ООО «Российский Красный Крест», ГБУЗ РК «РПЦ им. Гуткина К.А.»,
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат» Республики Карелия, МОУ
ДОД «Детско-юношеский центр», Центр кинологической службы МВД по РК,
Управление по делам ГО и ЧС по г. Петрозаводску, ОГИБДД Управления МВД России по
городу Петрозаводску, Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной
инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий по Республики Карелия», МЧС России по РК, Министерство образования РК,
КРОО ООО “ВОСВОД”, ГБУЗ РК «Республиканский центр по профилактике и борьбе со
СПИД и инфекционными заболеваниями», ГКУ РК «Центр занятости населения»,
образовательные учреждения Петрозаводска.
Данные учреждения привлекаются для профилактических, профориентационных
мероприятий, воспитания духовно-нравственных традиционных ценностей.
Учащиеся

начальной

школы лицея

участвуют

в

сетевых

программах

-

дополнительных общеразвивающих программах при МОУ ДО «ДТДиЮ» в Центре
комплексных развивающих программ «Открытие». Старшеклассники занимаются в
дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности
«Доброкласс» от МОУ ДО «Детско-юношеский центр», а также в университетской
инженерной и естественнонаучной школе «Хочу учиться в ПетрГУ» по программе
«Нанопокрытия».
В лицее учатся дети-инвалиды и дети с ОВЗ, они находятся на особом контроле у
воспитательной службы лицея. Большая работа проводится психологом и социальным
педагогом с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В лицее существует организованное питание для учащихся.
Осуществляются практики гражданской, духовно-нравственной, социокультурной,
экологической воспитательной направленности в рамках Недели здоровья, Недели
антитеррора, Недели профориентации, Недели психологии, Недели добра, месячника
мужества.
3.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация

воспитательного

потенциала

уроков

(урочной

деятельности,

аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать:
• максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания

на

основе

исторического

просвещения;

подбор

соответствующего

содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для
обсуждений;
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;

• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
• выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания,

целевыми

ориентирами

результатов

воспитания;

реализацию

приоритета воспитания в учебной деятельности;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
• применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих

познавательную

дающих возможность

мотивацию,

приобрести

опыт

игровых

ведения

методик,

дискуссий,

конструктивного

диалога;

групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
• побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками

и

педагогическими

работниками,

соответствующие

укладу

общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
• организацию

наставничества мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
• курсы,

занятия

патриотической,

гражданско-патриотической,

военно-

патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
• курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению;

• познавательной,

научной,

исследовательской,

занятия

курсы,

просветительской направленности;
• курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
• курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
• курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
• курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Структура внеурочной деятельности состоит из блоков:
Регулярные

занятия

творческих,

интеллектуальных,

спортивных

и

др.

объединений, которые формируются с учетом запросов обучающихся и их родителей и
работают согласно штатному расписанию;
Работа в рамках индивидуальных проектов, которая представляет учебноисследовательскую деятельность, направленную на формирование исследовательских
компетенций и достижения метапредметных результатов;
Нерегулярные занятия: модульные формы, игры, заседания клуба и др.
Общешкольные мероприятия, проводимые классными руководителями (классные
часы, профилактические мероприятия и т.д.).
Перечень курсов динамичен и обновляется ежегодно в соответствии с кадровым
потенциалом и возможностями с учетом интересов учащихся. Среды курсов есть те,
которые проводятся достаточно долгое время и являются востребованными, есть курсы,
реализуемые только в течение одного учебного года.
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:
•

вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для

своего личностного развития

социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
•

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей,

которые

могли

бы

объединять

детей

и

педагогов

общими

позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
•

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;

•

поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально

значимых традиций.
Название курса

Рассчитан Вид
на какой
деятельности
возраст
(класс)

Разговоры о важном

1-4
классы

Информационно
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности

«Умники и умницы»

2-3
классы

Познавательная
деятельность
Проблемноценностное
общение

«Школа проектов»

2-4
классы

Проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность

«Орлята России»

1 классы

Краткое содержание
курса, цели, задачи

Руководитель

Направлен
на развитие
ценностного
отношения
школьников к своей
Родине – России,
населяющим ее
людям, ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
Цель
курса
внеурочной
деятельности:
развитие
познавательных
способностей
учащихся на основе
системы
развивающих
занятий

Классные
руководители

Учителя
начальных
классов

Курс направлен на Учителя
обучение учеников начальных
начальных классов классов
такому
виду
деятельности,
как
работа
над
проектами.
Цель - формирование
ключевых
компетентностей:
коммуникативной,
информационной,
решения проблем
Учителя
начальных
классов

В лицее проходят мероприятия, направленные на формирование детских
отношений, воспитание духовно-нравственных традиционных ценностей, профилактику
идеологии экстремизма, терроризма, нацизма, межрелигиозных, межэтнических
несогласий, деструктивного поведения, распространения ВИЧ-инфекции, травли,
социализации, употребления психоактивных веществ.
Формы

мероприятий разнообразны:

игры,

фестивали,

турниры,

конкурсы,

олимпиады, конференции, викторины, соревнования, выставки, мастер-классы, концерты,
встречи, интерактивные занятия, проекты, кинолектории, экскурсии, походы, поездки и
др.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель,
воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Работа с классным коллективом:
▪ инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
▪ организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,

спортивно-оздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой,

профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в
них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой — установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
▪ проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения
педагогического

работника

и

обучающихся,

основанных

на

принципах

уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной
позиции

каждого

обучающегося

в

беседе,

предоставления

обучающимся

возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
▪ сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными

руководителями

и

родителями;

празднования

в

классе

дней

рождения

обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления,

сюрпризы,

творческие

подарки

и

розыгрыши;

регулярные

внутриклассные огоньки и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
▪ выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной
организации.
Индивидуальная работа с обучающимися:
▪ изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

класса

через

наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых
педагогических

ситуациях,

играх,

погружающих

обучающегося

в

мир

человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами

бесед

представителями)

классного

обучающихся,

руководителя

с

родителями

учителями-предметниками,

а

(законными
также

(при

необходимости) со школьным психологом;
▪ поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогическими

работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
▪ индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи;
▪ коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
(законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
▪ регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических

работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;
▪ проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
▪ привлечение учителей-предметников к участию во внутри- классных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать
своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
▪ привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
▪ регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных
успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом;
▪ помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании
отношений между ними, администрацией образовательной организации и
учителями-предметниками;
▪ организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
▪ создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения обучающихся;
▪ привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
▪ организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и образовательной организации.
Для повышения квалификации классных руководителей и наиболее эффективного
выполнения функционала в лицее проводятся семинары классных руководителей,
тематические планерки. Организована информационная поддержка при помощи беседы в
социальной сети, где ведется обмен опытом, полезными практиками, расширение
информационного поля о возможностях досуговой и внеурочной деятельности.
Модуль «Основные школьные дела»
Воспитательный потенциал ключевых общешкольных дел велик, они формируют
гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других
людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт
деятельности и взаимодействия с другими; обеспечивают развитие интересов и
способностей каждого воспитанника, его творческую самореализацию в коллективной и
индивидуальной деятельности; стимулируют групповые процессы взаимоуважения и

взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи, формируют дружеские связи и
отношения участников совместной деятельности, взрослых и детей.
Ключевые дела, как основа воспитательной работы в школе, должны носить
комплексный характер, охватывать учебную и внеучебную плоскость образования в
школе. Частота проведения таких дел зависит от сложившихся в школе традиций, они
могут проводиться один раз в месяц, но не чаще. Важно, что они охватывают всех
субъектов, все уровни образования, учащихся с 1-го по 11 -й класс, учителей школы,
родителей и выпускников школы. Это не набор календарных праздников, а система
выстроенных творческих дел в школе, объединяющих школьников и взрослых в единую
детско-взрослую общность на основе проявления общих интересов, ценностей и смыслов,
значимых для детей и взрослых.
Учащиеся

лицея

являются

активными

участниками

большого

количества

социальных проектов вне образовательного учреждения:
- Проект «Зелёная школа». Цель проекта Усиление позитивного влияния школ на
экологическую грамотность населения и распространение «зеленых стандартов» в
местных сообществах. В рамках проекта учащиеся реализуют проектную и научноисследовательскую работу. Результаты имеют практическую значимость как для лицея,
так и для социума.
- Возложение цветов учениками начальной школы к памятникам героев Вов,
нашим землякам М.Мелентьевой, А. Лисицыной, В. Зайцеву;
- «Собери макулатуру-сохрани дерево» - сбор вторичного сырья в рамках
экологического воспитания учащихся;
- Школа безопасности – цикл занятий по программе «Дорожная безопасность» для
обучающихся начальной школы;
- «Главная дорога» конкурс на знание ПДД, для учащихся 4 классов;
- «Кросс наций»
- «Неделя без турникетов» - мероприятия по профориентационной работе
На школьном уровне это большое количество мероприятий, сохраняющие традиции
лицея:
- Торжественная линейка, посвященная дню знаний
- День Знаний - посещение музея «История лицея»
- «Давайте познакомимся!» - знакомство с деятельностью Актива Лицея
-Акция «Без слов»
- Туристический слет, «Дни здоровья»
- Лицейский киноклуб

- Лицейский бал
- Литературные гостиные
- Интеллектуальный марафон
- Посвящение в лицеисты
-

Тематические

недели:

«Неделя

Здоровья»,

«Неделя

антитеррора»,

«Неделя

профориентации», «Неделя добра»
- Тематические дни: «День толерантности», «День Памяти», «Антиспид»
- «Смотр строя и песни»
- Военно-патриотическая игра «Зарница»
- Фестиваль патриотической песни
- Метапредметный день
- Вечер встречи выпускников
- Последние звонки и выпускные
- Церемония награждения «Успех года»
- Митинги у мемориальных досок
- День самоуправления
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
●

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
●

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
●

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и

анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
●

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,

через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать

хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Воспитательный потенциал внешкольных

мероприятий

реализуется

через

профориентационные экскурсии в образовательные учреждения города, в том числе в
рамках «Недели без турникетов», Дней открытых дверей, мероприятия «Старт в
профессию», «Профессии настоящих мужчин». Учащиеся посещают предприятия и
производства города.
Педагоги

лицея

организуют

внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной направленности по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям:
литературные,

исторические,

экологические

экскурсии

для

изучения

историко-

культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов
и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны.
Классные руководители организуют экскурсии, походы выходного дня (в музей,
картинную галерею, технопарк, спортивно-развлекательные центры), в том числе
совместно с родителями. Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся
расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия
для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Важным являются и выездные события: Туристический слет, экскурсионные
образовательные поездки по вузам Санкт-Петербурга, познавательные туры в Беломорск,
Кондопогу, Санкт-Петербург, Выборг, Кронштадт, Псков, Великий Новгород, Москву.
Большое количество экскурсий и тематических выходов проводится педагогамипредметниками в рамках внеурочной деятельности: в театры, на театральные уроки, в
гуманитарный инновационный парк ПетрГУ в клуб книголюбов, в музеи, в Ботанический
сад, в Губернаторский парк, в Республиканский эколого-биологический центр им. Кима
Андреева, Детский технопарк «Кванториум Сампо».
Предмет
или Название мероприятия
предметная
область

Вид
(можно
соответствии
предложенными

в Социальные
с партнеры
(если
в есть),

описание
программы)

Окружающий
мир

Окружающий
мир

Окружающий
мир

Окружающий
мир
Окружающий
мир
Литературное
чтение
ИЗО
Технология

примерной помогающие
осуществлять
данное
направление
деятельности.
Многообразие живых
Экскурсия Национальный
организмов Карелии
формирование
музей Республики
представлений о
Карелия
представителях флоры и
фауны Карелии,
воспитание бережного
отношения к природе
Животный мир
Экскурсия – знакомство с МузейноКарелии
разнообразием
образовательный
животного мира
комплекс
Карелии, воспитание
ресурсного
бережного отношения к
центра развития
природе
дополнительного
образования
(Республика
Карелия)
Растения
Профориентационная и
Ботанический сад
ботанического сада
научно –
Петрозаводского
просветительская работа: Государственного
экскурсия – посещение
Университета
экспозиции дендрария,
селекции плодово –
ягодных культур, отдела
интродукции
Ежегодные экскурсии
Выездные (пешие)
Кванториум
в кванториум
экскурсии
«Сампо»
Экскурсия в музей
Познавательная
музей геологии
геологии Докембрия
деятельность
Докембрия
Проблемно-ценностное
общение
Просмотр спектаклей в Познавательная
Менеджер из
театрах города / страны деятельность
Музыкального
Проблемно-ценностное
театра РК
общение
Просмотр
Познавательная
кинофильмов в
деятельность
кинотеатрах
Проблемно-ценностное
общение
Посещение выставок в Художественное
галереях, музеях
творчество
города / страны
Проблемно-ценностное
общение
Театральные уроки
Игровая деятельность
«Ад либерум»
Проблемно-ценностное
общение

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая

обучающегося

предметно-пространственная

среда

школы

обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, способствует
позитивному восприятию.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через формы:
• оформление школы государственной символикой Российской Федерации,
Республики Карелия (флаг, герб, гимн);
• исполнение гимна Российской Федерации на торжественных церемониях;
• организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
• разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест

гражданского

выпускникам

почитания»

(мемориальные

доски

погибшим

при исполнении воинского долга), мемориальные доски,

посвященные памяти Героев СССР на входе в лицей;
• оформление музейного пространства «Музей истории лицея»;
• оформление витрины с наградами, значимыми для лицея;
• оформление актового зала лицея;
• информационные
распространения

стенды

по

профилактике

ВИЧ-инфекции,

буллинга,

экстремизма,
о

здоровом

терроризма,

образе

жизни,

дорожно- транспортной безопасности;
• акцентирование внимания обучающихся посредством стендов, плакатов на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых, творческих работ
обучающихся, позволяющих им реализовывать им свой творческий потенциал;
• событийный дизайн – оформление пространства, проведение конкретных
школьных

событий,

праздников,

собраний

(«Читательское

кафе»,

«Поэтическая гостиная», индивидуальные выставки работ учащихся, ярмарка
поделок к праздничным мероприятиям);
• деятельность

классных

руководителей

и

других

педагогов

вместе

с

обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
• изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)

природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и
быта, духовной культуры народов Карелии;
• фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся;
• стенгазеты выпускников;
• лицейский символ как эмблема на здании лицея, на мероприятиях;
• поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений лицея,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории;
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
В лицее в классах созданы и работают родительские комитеты, участвующие в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, есть представители
родительского сообщества в управляющем совете. Большую роль лицей отводит
общешкольным родительским собраниям по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания. Классные руководители в
течение учебного года проводят не менее 3 тематических родительских собраний.
Важным событием станут родительские дни, в которые родители (законные
представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия.
Родители – частые гости лицейского бала, поэтической гостиной, читательского
кафе, конкурсов чтецов, игр, предоставляющих родителям (законным представителям),
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения.
Родители (законные представители) приглашаются на психолого-педагогические
консилиумы, на советы профилактики, на индивидуальные консультации с психологом,
социальным педагогом, учителями-предметниками.
Родители видят всю информацию о жизни лицея, о достижениях лицеистов на
официальном сайте лицея, в сообществах социальной сети, оставляют комментарии, с
удовольствием участвуют в подготовке и проведении классных и общешкольных
мероприятий.
Модуль «Самоуправление»
При организации самоуправления и реализации программы ученического
самоуправления лицея опирается на следующие приоритетные принципы:
свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического
самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;
ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех
участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять
энергию подрастающего поколения на социально полезные дела; тесное

взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного
самоуправления.
Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления
образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам
гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его
права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников
образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и
свобод.
Учитывая все выше перечисленные принципы, традиции лицея, потребности и
специфику МОУ «Лицей № 40», для реализации была выбрана модель «Школа лидера».
В начальной школе организация ученического самоуправления реализуется в
игровой форме.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Задача совместной деятельности педагога и ребенка в направлении «система
профилактики и ЗОЖ» – обеспечить предупреждение асоциального поведения, коррекцию
личности ребенка, своевременное оказание помощи ему в самоутверждении; обеспечить
укрепление физического здоровья, душевного здоровья и хорошего эмоционального
состояния ребенка, способствовать осознанию каждым учеником значимости его
физического состояния для жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и
душевных сил для профессионального становления.
Деятельность по профилактике осуществляется по данным направлениям:
- здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек;
- мероприятия «Антитеррористического воспитание»;
- профилактика межэтнической и межнациональной розни, экстремизма в молодежной
среде;
- экологическое здоровье
- безопасность поведения на дорогах и железнодорожных путях, безопасность на воде,
городской среде и других сферах жизни.
Эта работа осуществляется через:
На групповом уровне:
• деятельность ШСК «Орбита 40»: проведение спортивных праздников, дней здоровья;
организация участия в ШСЛ, в сдаче президентских тестов; обеспечение участия команд
школы в спортивных соревнованиях разного уровня; организация деятельности
спортивных секций разной направленности;

• циклы профилактических

классных часов, направленных на просвещение

школьников (профилактика вредных привычек; экстремизма; вопросы гигиены и
здорового питания и других);
• участие в конкурсах, акциях профилактической направленности разного уровня;
•

осуществление

межведомственного

взаимодействия

(Республиканский

наркологический диспансер, Национальная библиотека РК, Молодежный центр «Смена»,
Центр общественного здоровья РК, Петрозаводский базовый медицинский колледж,
Единый телефон доверия (Центр в г. Петрозаводске), Республиканский наркологический
диспансер, Центр СПИД, Центр социальной защиты г. Петрозаводска; Инспектор ПДН
ОП №1 г. Петрозаводска, Управление по вопросам семьи и детства, КДН, Клиника,
дружественная к молодежи и др.);
• профилактические игры и тренинги: игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие
знания школьников о способах противостояния негативным явлениям;
• деятельность совета профилактики.
• проведение круглых столов, дискуссионных клубов, встреч с представителями
разных сфер профилактики.
На индивидуальном уровне:
• профилактические беседы, направленные на предупреждение асоциального
поведения и вредных привычек;
• приглашение на совет профилактики;
• проведение обследований и разработка рекомендаций узкими специалистами
(социально-психологическая служба) по запросу;
• индивидуальные консультации педагогов по подбору оптимальной физической
нагрузки, рекомендации по занятиям ФК и спортом
• контроль

за

занятостью

в

дополнительном

образовании

и

внеурочной

деятельностью
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация

воспитательного

потенциала

социального

партнёрства

предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные

мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической

направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной

организации, муниципального

образования, региона, страны;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнёрами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации
является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. Реально
школьник,

особенно

в

подростковом

возрасте,

самостоятельно

осуществить

профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать
все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,
психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи,
социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и
ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо
решать, не откладывая.
Профессиональное самоопределение как одно из направлений работы с учащимся в
МОУ «Лицей № 40» традиционно реализовывалось через предметную составляющую,
классные часы, экскурсии, профдиагностику. Проанализировав работу по этому
направлению и уровень социальной активности учащихся, пришли к пониманию
значимости и востребованности данного направления в нашей образовательной
организации. Для совершенствования системы профориентационной работы ежегодно в
лицее проходит неделя профориентации, в каникулярное время учащиеся посещают
профильные занятия при городских лагерях, выстроена система социального партнерства
различными учреждениями года, имеется банк методических инструментов и разработок.

Профориентационное направление работы в лицее № 40 реализуется через систему
воспитания и социализации в условиях свободного времени учащихся.
В начальной школе в целях пропедевтики профориентационной работы проводится
следующее:
• Классные часы, беседы «Все профессии важны, все профессии нужны», в которых
освещается широкий спектр профессий;
• Интерактивные занятия с привлечением школьного педагога-библиотекаря и
сотрудников библиотеки № 15;
• Реализация проектов «Профессия моих родителей», «Профессия будущего»;
• Экскурсии: учебные заведения, предприятия г. Петрозаводска;
• Встречи с интересными людьми разных профессий.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги
— специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм
педагогических и управленческих кадров играет решающую роль в достижении главного
результата – качественного и результативного воспитания.
Управление

воспитательной

работой

обеспечивается

кадровым

составом,

включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора по
воспитательной работе, непосредственно курирующего данное направление, педагоговорганизаторов, специалистов психолого-педагогической службы (педагоги-психологи,
социальный педагог), классных руководителей, советников директора по воспитанию и
работе с детскими объединениями и иных педагогических работников.
Координация действий по организации ключевых общешкольных событий и
мероприятий возложена на педагогов-организаторов по зданиям.
Работа по развитию ученического самоуправления возложена на педагоговорганизаторов, советников директора по воспитанию и работе с детскими объединениями
и классных руководителей.
Организация дел класса возложена на классных руководителей.
Профилактическая работа школы осуществляется силами классных руководителей,
социальных педагогов, специалистов психолого-педагогической службы. Социальная
служба

школы

активно

несовершеннолетних,

сотрудничает

городским

с

окружной

психолого-педагогическим

комиссией
центром,

по

делам

городской

психолого-педагогической комиссией. Сопровождение обучающихся с ОВЗ организовано
силами педагогов и специалистов психолого-педагогической службы.
Воспитательная деятельность в лицее регламентируется следующими локальными
актами:
• Положение об органе ученического самоуправления;
• Положение о родительском комитете МОУ «Лицей № 40»;
• Положение и порядке учета мнения Актива лицея, родительского комитета
• лицея при принятии локальных нормативных актов;
• Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
• Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения;
• Положение о Совете профилактики;
• Программа воспитания;
• Календарный план воспитательной работы;
• Положение о школьном спортивном клубе «Орбита-40»;
• Положение о деятельности классного руководителя.
4.2. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и
др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия
(описываются эти условия).
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
•

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;

•

формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;

•

построение

воспитательной

деятельности

с

учётом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;
•

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся,

содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
• формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных

форм

работы

воспитателей,

педагогов-психологов,

учителей-

логопедов, учителей-дефектологов;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности,
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.3 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешностиобучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентац
иинаактивнуюжизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в
совместную деятельность воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в
области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. По
результату года учащихся поощряют на мероприятии вручения премии «Успех Лицея»,
проводимым традиционно в апреле месяце каждого года.
Система проявлений активной жизненной позиции поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
• публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении через сайт школы, социальные сети);
•

соответствия

процедур

награждения

укладу

жизни

школы,

специфической символике, выработанной и существующей в укладе
школы (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных
подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных
мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности,
педагогов);
•

прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости
при выдвижении кандидатур;

•

сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать
как

индивидуальную,

преодолевать

так

и

межличностные

коллективную

активность

противоречия

между

обучающихся,
обучающимися,

получившими награду и не получившими ее);
•

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:

•

похвальный лист «За отличные успехи в учении»;

•

похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;

•

награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др.
акциях;

•

награждение грамотами за победу или призовое место с указанием
уровня достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов,
исследовательских работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.

•

награждение родителей (законных представителей) обучающихся
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную
поддержку в проведении школьных дел.

4.4 Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемой в МОУ «Лицей № 40» воспитательной работы проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами МОУ «Лицей № 40» с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной
организации) внешних экспертов.
Основными

принципами,

на основе которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы в МОУ «Лицей № 40», являются:
• взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
• приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
• развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач

воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов,
форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнёрами);
• распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Самоанализ воспитательной работы МОУ «Лицей № 40» осуществляется по
следующим направлениям:
• Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и
социализации обучающихся в условиях специально-организованной
воспитательной деятельности.
• Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерий:
динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Способ получения
информации: педагогическое наблюдение. Анализ осуществляется классными
руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании классных руководителей
или педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
• какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год?
• какие проблемы решить не удалось и почему?
• какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу?
Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностноразвивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способы получения информации:
• беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками,
лидерами ученического самоуправления,

• анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического
самоуправления (по решению административного совета).
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями и педагогами-организаторами.
Полученные результаты обсуждаются на заседании классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
• качество проводимых общешкольных ключевых дел;
• качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
• качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
• качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
• качество существующего в школе ученического самоуправления;
• качество проводимых в школе экскурсий, походов; выездных мероприятий;
• качество профориентационной работы школы;
• качество взаимодействия школы и семей обучающихся.
Результатом самоанализа воспитательной работы МОУ «Лицей № 40» будет ряд
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в
учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
следующий учебный год.


Решаем вместе
Есть вопрос?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».