Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»
Согласовано
Принято
на заседании кафедры
(протокол № 1 от
28.08.2025)
на педагогическом совете
(протокол № 10 от
29.08.2025)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
начальное общее образование
2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся. В процессе разработки программы главным ориентиром стала
цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории
материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного
отношения к труду.
Цели программы:
•
развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование
художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоциональнообразного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и
представлений;
•
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его
социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире
профессий, потребности в творческом труде;
•
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности,
уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и
причастности к коллективной трудовой деятельности;
•
создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его
интеллектуальных способностей.
Задачи программы:
•
развивать творческие способности обучающихся;
•
прививать интерес к искусству, развивать познавательную активность детей;
•
воспитывать культуру труда, пространственное мышление;
•
воспитывать эстетические представления и трудолюбие, умение наблюдать и выделять
характерные черты изготавливаемой поделки;
•
формировать гуманные начала жизни в социуме через совместную целенаправленную
коллективно - распределенную деятельность;
•
воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
•
формировать потребности в приобретении навыков самообслуживания и
взаимопомощи;
•
выработать необходимые практические умения и навыки;
•
учить детей делать свои работы общественно значимыми;
•
совершенствовать трудовые умения и навыки;
•
подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Актуальность и практическая значимость программы
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают
не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на
формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и
взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью
со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями,
необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в
условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные
возможности и способности, создает условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Общая характеристика программы
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы
школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них
трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к
выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания
полезных и красивых изделий.
Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование
творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к
детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической
деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания,
развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества
технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора
для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и
способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания
создаются условия для воспитания:
•
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
•
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие
детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений
самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого
оформления результатов своего труда и др.);
•
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об
эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными
примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая
выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых
отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
•
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из
различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к
окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
•
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной
работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически
чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на
уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет
большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и
учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции
изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и
правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их
свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством
учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент,
поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение
распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только
материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать
простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного
края. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом
классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению
работы.
В третьем и четвёртом классах дети самостоятельно выбирают не только вариант
работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся
самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые
вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ
действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс
учения. Все виды работ могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет
общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе
работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие
работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы детей строятся по
принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная
работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся
изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении
творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого
кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения
работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его
постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к
практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам
занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и
развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку
как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в
окружающей жизни.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения.
Количество часов в год: в 1-м классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно
сочетаются индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, интегрированные
формы работы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение,
коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля:
консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
•
уровневая дифференциация;
•
проблемное обучение;
•
моделирующая деятельность;
•
поисковая деятельность;
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
здоровьесберегающие технологии
В основу программы положены следующие принципы:
•
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения
полноты и цельности образования;
•
связи с жизнью;
•
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
•
единство и целостность субъект-субъектных отношений;
•
системная организация управления учебно-воспитательным процессом
(систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность,
построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая
связь со всеми предметами начальной школы, влияние на повышение качества учебной
работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно
сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает
глазомер учащегося и т. д.
Формы работы:
•
беседы;
•
рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц;
•
выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников;
•
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
•
видеоуроки;
•
экскурсии;
•
дидактические игры;
•
экспериментирование с материалами;
•
соревнования, развлечения;
•
сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Методы и приёмы:
•
одномоментности;
•
обследования, исследования;
•
наглядности;
•
словесный;
•
практический;
•
эвристический;
•
частично-поисковый;
•
проблемно-мотивационный;
•
метод «подмастерья»;
•
сотворчество;
•
игра.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
•
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
•
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
•
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
выраженной познавательной мотивации;
•
устойчивого интереса к новым способам познания;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
•
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
•
планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
•
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•
владеть монологической и диалогической формой речи.
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
•
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
•
высказываться в устной и письменной форме;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения об объекте;
•
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
•
подводить под понятие;
•
устанавливать аналогии;
•
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
•
использованию методов и приёмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
•
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные
интересы;
•
Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
•
Познакомиться с историей происхождения материала, с его
современными видами и областями применения;
•
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
•
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
•
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
•
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей
•
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
семье;
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
•
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
•
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
•
Сформировать систему универсальных учебных действий;
•
Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы представлено на 33 часа в первом и по 34 часа в 2 - 4
классах. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
1 класс
Содержание программы (33 часа)
Номер
темы
Кол-во
часов
Тема
Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 21 час.
1
4
Аппликация из природных материалов
на картоне.
2
3
Аппликация из геометрических фигур.
3
4
2
2
Аппликация из пуговиц.
Мозаика из бисера и пайеток.
5
2
Аппликация из круглых салфеток.
6
2
7
2
Динамическая открытка с
аппликацией.
Моделирование из бумаги и
проволоки.
8
4
Выпуклая аппликация. Коллективная
работа.
Засушенные цветы,
листья, ракушки,
камни, стружка.
Цветная, журнальная,
тетрадная бумага,
картон.
Пуговицы, картон.
Картон, бисер, блёстки,
бусины, пайетки
Салфетки для торта,
картон
Картон, цветная бумага
Белая бумага,
гофрированная бумага,
проволока.
Калька, гофрированная
бумага, цветная бумага.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 12 часов.
1
2
3
2
2
2
4
2
5
2
6
2
Отпечатки на пластилине
Рисование пластилином
Обратная мозаика на прозрачной
основе
Моделирование из природных
материалов на пластилиновой основе
Разрезание смешанного пластилина
проволокой
Пластилин, картон.
Пластилин, картон.
Пластилин, прозрачные
крышки.
Скорлупа фисташек,
пластилин, веточки
Пластилин, тонкая
проволока
Лепка из теста
Солёное тесто
Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»
№
занятия
1-2
3
4-5
6-7
8-9
10-11
Кол-во
часов
2
1
2
2
2
2
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
2
2
2
2
2
2
2
2
2
30-31
2
32-33
2
1 класс 33 часа
Темы
Отпечатки на пластилине. Вспомним лето
Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов
Аппликация из листьев и цветов.
Аппликация из различных природных материалов
Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты
Аппликация из геометрических фигур (части круга и
прямоугольники)
Разрезание смешанного пластилина
Аппликация из пуговиц
Динамическая открытка с аппликацией
Аппликация из круглых салфеток
Мозаика из блёсток и бисера
Лепка из солёного теста
Рисование пластилином
Моделирование цветов из бумаги и проволоки
Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги.
Коллективная работа
Моделирование из природных материалов на пластилиновой
основе. Фисташковое дерево
Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги
2 класс
Содержание программы (34 часа)
№
темы
Часы
Название темы
Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.
Аппликация и мозаика из
обрывных кусочков бумаги
Аппликация из птичьих
перьев
Аппликация из кружев
Аппликация из ткани
Журнальная бумага, картон
Бумага, картон
2
Аппликация из деталей
оригами
Мозаика из ватных
комочков
Прорезная аппликация
8
2
Гофрированные цепочки
Гофрированная бумага, картон
9
10
1
2
11
2
Складывание гармошкой
Журнальная бумага
Выпуклая мозаика из
Цветная бумага, картон
плотной бумаги
Моделирование из картона. Картон, цветная бумага
Рамочка
1
2
2
1
3
4
1
1
5
2
6
2
7
Перья, картон
Кружева, картон
Накрахмаленная ткань, картон
Вата, бумага, картон
Картон, различные материалы
Моделирование объёмного Гофрированный картон
изделия из гофрокартона
1
Моделирование из
Гофрированная бумага
гофрированной бумаги
2
Моделирование из
Гофрированная бумага, цветная
гофрированной бумаги и
бумага, проволока
проволоки.
1
Многослойное торцевание Гофрированная бумага, картон
на плоскости.
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов.
12
2
13
14
15
1
2
2
2
3
4
2
2
5
2
Раскатывание и обрубовка
пластилина
Выпуклая аппликация из
пластилина
Торцевание на пластилине
Разрезание слоёного
пластилина
Лепка из теста
Пластилин
Пластилин
Пластилин, гофрированная бумага
Пластилин, проволока
Солёное тесто
Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»
2 класс 34 часа
№
Часы
Темы
1
1
Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»
2-3
4
5
6-7
8
2
1
1
2
1
Мозаика из обрывных кусочков бумаги
Аппликация из птичьих перьев
Многослойное торцевание. Садовые цветы
Торцевание на пластилине. Времена года
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки
9-10
11
12
1314
15
2
1
1
2
Разрезание слоёного пластилина
Аппликация из кружев
Аппликация из ткани
Мозаика из ватных комочков
1
Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа
1617
1819
2021
2223
2425
2627
2
Лепка из солёного теста
2
Прорезная аппликация с использованием различных материалов
2
Выпуклая аппликация из пластилина
2
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии
2
Моделирование объёмных форм из гофрокартона
2
Гофрированные цепочки
28
2930
3132
3334
1
2
Моделирование из гофрированной бумаги.
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки
2
Выпуклая мозаика из плотной бумаги
2
Раскатывание и обрубовка пластилина
3 класс
Содержание программы (34 часа)
№
Часы
Тема
Материалы
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.
1
1
Симметричное вырезание
Цветная и белая бумага
2
1
Картон, проволока
3
4
1
1
5
2
6
2
Игрушки из картона с подвижными
деталями
Моделирование из конусов.
Моделирование из гофрированной
бумаги на проволочном каркасе
Объёмное конструирование из деталей
оригами
Моделирование из бумажных салфеток
7
2
Гофрированная бумага, картон
8
2
Простое торцевание на бумажной
основе
Многослойное торцевание
9
1
Моделирование из фольги
Фольга, проволока
Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов.
1
2
3
4
5
1
3
1
1
1
6
7
1
3
Аппликация из резаных нитей
Шерсть, картон
Изонить
Картон, мулине
Приклеивание ниток по спирали
Шерсть, картон
Вышивание по ткани
Ткань, мулине
Аппликация из ткани, приклеенной на
Ткань, бумага, тесьма
бумагу
Аппликация из ткани и ниток
Ткань, шерсть, картон
Шитьё по выкройкам
Ткань, шерсть, тесьма
Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов.
1
3
2
2
3
2
Модуль кусудамы «Супершар».
Художественные образы на основе
этого модуля
Соединение в изделие модуля
«Супершар» и треугольного модуля
Объёмные изделия из треугольных
модулей
Цветная бумага
Гофрированная бумага,
проволока
Цветная бумага
Цветная бумага, салфетки
Гофрированная бумага,
цветная бумага, картон
Цветная, белая, упаковочная
бумага
Цветная и белая бумага
Цветная бумага
4
3
Художественные образы из
треугольных модулей
Цветная и белая бумага
Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»
3 класс 34 часа
№
Часы
Темы
1-2
2
Объёмное конструирование из деталей оригами.
3
4
1
1
Симметричное вырезание
Игрушки из картона с подвижными деталями
5
6-8
1
3
Моделирование из конусов
Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики и др.
животные
9-10
11
2
1
Моделирование из салфеток
Многослойное торцевание. Коллективная работа
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
Изонить на картонной основе
Аппликация из резаных нитей
Моделирование из фольги
Приклеивание ниток по спирали
Аппликация из ткани и ниток
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
18
1
Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы
19-21
3
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого
модуля
22-24
3
Шитьё по выкройкам
25-26
27
28
2
1
1
Простое торцевание на бумаге
Многослойное торцевание
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
29-30
31-32
2
2
33-34
2
Изонить на картонных шаблонах
Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля.
Нарциссы
Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны
4 класс
Содержание программы (34 часа)
№
Часы
Темы
Раздел 1. Работа с бумагой. 16 часа.
Материалы
1
1
Аппликация с раздвижкой
2
2
Оригами из окрашенной бумаги
3
2
Симметричное силуэтное вырезание
4
2
Транспарантное вырезание
5
1
Аппликация из рельефной бумаги
6
1
Коллаж из различных материалов
7
2
Объёмное моделирование из бумаги
8
1
Объёмные изделия в технике многослойного
торцевания
9
2
Веерное гофрирование
10
2
Трубочки из гофрированной бумаги
Журнальная
бумага
Белая бумага,
краски
Цветная
бумага
Цветная
бумага
Цветная
бумага
Разные виды
бумаги,
картон, тесьма.
Цветная
бумага
Гофрированная
бумага,
проволока
Цветная
бумага, картон
Гофрированная
бумага
Раздел 2. Текстильные материалы. 10 часов.
1
1
Аппликация из синтепона со сдвижкой
2
5
Вязание крючком
3
4
Шитьё мягкой игрушки
Синтепон,
бумага, картон
Пряжа
Ткань,
синтепон
Раздел 3. Модульное оригами. 8 часов.
1
2
4
2
3
2
Конструирование цветов
Конструирование птиц
сложной формы
Соединение модулей
разного размера в одном
изделии.
Цветная бумага
Цветная бумага
Белая и цветная
бумага
Тематическое планирование занятий курса «Умелые ручки»
4 класс 34 часа
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10
11
Час
ы
1
2
2
2
2
1
1
Темы
Аппликация с раздвижкой
Веерное гофрирование, аппликация
Оригами из окрашенной бумаги
Объёмное моделирование из бумаги
Трубочки из гофрированной бумаги
Аппликация из рельефной бумаги
Коллаж из разных материалов
12
13-14
15-16
1
2
2
Вязание крючком. Воздушные цепочки
Вязание крючком. Аппликация
Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы
17-18
19-20
21
22-25
2
2
1
4
Транспарантное вырезание
Симметричное силуэтное вырезание
Аппликация из синтепона со сдвижкой
Шитьё мягкой игрушки
26-27
28-29
2
2
30-33
34
4
1
Вязание крючком. Объёмные цветы
Модульное оригами. Соединение модулей разного размера в одном
изделии
Модульное оригами. Объёмные цветы
Объёмные цветы в технике многослойного торцевания
Методическая литература
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
2. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для учащихся
3. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
4. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
5. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
6. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
7. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
8. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.