Рабочая программа воспитания основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Лицей № 40»
Принята на педагогическом совете
Протокол № 11
От «29» августа 2024 года

Рабочая программа воспитания
основного общего образования

Петрозаводск 2024

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания МОУ «Лицей № 40» разработана


на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025
гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);


на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


стратегии

национальной

безопасности

Российской

Федерации

(Указ

Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);


Письма Министерства просвещения Российской Федерации

от 18 июля

2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в
соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. №
3/22).
Предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием
коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм
и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.

2.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.

2.2.

Цель и задачи воспитания обучающихся

Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:


развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации

на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;


формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:


усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);


формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;



достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС ООО.
2.3.

Личностные

результаты

освоения

обучающимися

образовательных

программ включают:


осознание российской гражданской идентичности;



сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;



готовность

обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному самоопределению;


наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;



сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного

отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-

исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.4.

Направления воспитания

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
гражданского

воспитания,

способствующего

формированию

российской

гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных

российских

семейных

ценностей;

воспитание

честности,

доброты,

милосердия,

справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического

воспитания,

способствующего

формированию

эстетической

культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
2.5.

Целевые ориентиры результатов воспитания

Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания

обучающихся

на

основе

российских

базовых

(гражданских,

конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Гражданское воспитание:



знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;


понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа

России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;


проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;



проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,

реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;


выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений

экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;


принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в

том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание:


сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий

свой народ, его традиции, культуру;


проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и

других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране;


проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры

своего края, своего народа, других народов России;


знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,

искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности;


принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание:


знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,

ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности);



выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;


выражающий

неприятие

антигуманных

и

асоциальных

поступков,

поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям;


сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях

индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми
разных народов, вероисповеданий;


проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным

ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей;


проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и

литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:


выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,

народных традиций и народного творчества в искусстве;


проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам

искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;


сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;


ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в

художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных

усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде;


выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,

соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность);



проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления

алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья;


умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других

людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;


способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и

природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:


уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;



проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда

различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;


сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков

трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;


участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,

общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;


выражающий

готовность

к

осознанному

выбору

и

построению

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:


понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,

путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;


сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;


выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;



ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук

для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;


участвующий

в

природоохранной направленности.
Ценности научного познания:

практической

деятельности

экологической,

выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; развивающий навыки
использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая,
читательская

культура,

деятельность

в

информационной,

цифровой

среде);

демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Уклад образовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Свою историю лицей № 40 отсчитывает с сентября 1935 года:
• 1935 год - 9-я средняя железнодорожная школа
• 1956 год - 71-я средняя железнодорожная школа
• 1974 год - 40-я восьмилетняя школа
• 1981 год - 40-я средняя школа
• 1992 год - Школа-лицей № 40
• 1998 год - Лицей № 40
С 2011 года полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»;
сокращенное наименование: МОУ «Лицей № 40».
Местонахождение

учреждения: Республика

Карелия,

Белорусская, 1, Республика Карелия.
Место осуществления образовательной деятельности:
Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, 1.
Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Октябрьский, 64.

г.

Петрозаводск,

ул.

Наш лицей работает в двух зданиях. В здании по адресу пр. Октябрьский, д.
64 обучаются учащиеся 1-4 классов, в здании по адресу ул. Белорусская, д. 1 – учащиеся
5-11 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского
городского округа «Лицей № 40» сегодня – одно из самых крупных и быстро
развивающихся

учебных

заведений

города

Петрозаводска.

Это

образовательное

учреждение с крепкими традициями и многолетним опытом обучения и воспитания
успешных людей.
С 2010 года в лицее реализуется новый федеральный государственный
образовательный стандарт в начальной школе, с 2012 года – в основной школе.
С 2016 года мы начали внедрять некоторые аспекты нового стандарта на уровне
среднего общего образования.
МОУ «Лицей № 40» - это образовательное учреждение с более чем 85-летней
историей и в то же время современное, динамично развивающееся образовательное
учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется
стремление к современному и инновационному будущему.
В лицее работают

2 педагога-психолога, социальный педагог, педагоги-

организаторы, педагоги-библиотекари,

педагоги

дополнительного

образования,

преподаватель-организатор основ безопасности деятельности, что позволяет организовать
в лицее и внеурочную деятельность.
Контингент обучающихся и их родителей сформирован в основном из жителей
Октябрьского и Первомайского района, выпускники школы приводят в образовательное
учреждение своих детей.
Социальный

паспорт

лицея

представлен

семьями,

имеющими

различный

социальный статус: неполные семьи, малообеспеченные семьи, многодетные семьи,
семьи, воспитывающие ребенка в опеке, семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, семьи,
воспитывающие ребенка-инвалида.
Наряду с обучением, одной из важнейших составляющих образовательного
процесса является воспитание.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности детей во внеклассной
работе,

которая

приводит

к

формированию

у

них

познавательного

интереса,

положительной мотивации в обучении. Большое количество учащихся имеет возможность
заниматься научно-исследовательской деятельностью под руководством преподавателей
лицея и ВУЗа. На базе лицея многие годы реализуются курсы внеурочной деятельности.

Базовым основанием, на котором строится воспитательная система лицея, является
система коллективных творческих дел. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия:
День

Знаний,

Посвящение

в

лицеисты,

День

ученического

самоуправления,

Туристический слет в рамках Дня здоровья, День Матери, День отца, Новогодние
мероприятия,

фестиваль

театральных

коллективов,

Вечер

встречи

выпускников,

праздничные мероприятия ко дню 8 Марта и 23 Февраля, Военно-патриотическая игра
«Зарница», Фестиваль патриотической песни, церемония награждения учащихся «Звезды
Лицея», праздничные мероприятия, посвященные 9 Мая, церемония «Последний звонок»
в 9 и 11 классах, Выпускные балы и многое другое. Большой интерес учеников, родителей
и педагогов вызывают Читательское кафе, Лицейский киноклуб, Лицейский бал,
лицейские квизы.
Большое значение в лицее уделяется добровольчеству, благотворительным акциям.
Учащиеся, родители, педагоги оказывают помощь приютам для животных, детским
домам, пожилым людям, участникам СВО.
В лицее создан орган ученического самоуправления – Актив, который является
исполнительным органом самоуправления, поэтому не избирается, а формируется из
числа добровольцев. Под руководством педагогов-организаторов учащиеся проявляют
себя как инициаторы и организаторы значимых лицейских событий.
Активно развивается первичное отделение «Движение первых» в направлениях
волонтёрской деятельности, медиа, творчества. В начальной школе сформированы
объединение «Орлята России», отряд «Юные инспекторы движения», спортивный сектор
«Энергоимпульс».
В лицее действует школьный театр «Мы актёры», хор «Гармония», спортивный
клуб «Орбита – 40», школьный музей об истории лицея, экспозиция, посвященная
Великой Отечественной войне.
Возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной
деятельности позволяют дать социальные партнёры образовательной организации:
КРДОО «Скауты Карелии», Образцовый детский коллектив художественного творчества
РК Театр танца «Дивертисмент», Образцовый детский коллектив художественного
творчества Ансамбль бального танца «Степ», Благотворительный фонд помощи
бездомным животным «Рекс», Духовой оркестр МОУ ДО «Детская музыкальная школа №
1 им. Г.Синисало» под руководством Г.А.Смирнова, Детская школа искусств им. М.А.
Балакирева, Карельская региональная общественная молодежная организация «Центр
развития добровольчества», БУ «Национальная библиотека Республики Карелии», ГАОУ
«Петрозаводский

базовый

медицинский

колледж»,

ГБУЗ

«Республиканский

наркологический диспансер», ГБУЗ «Республиканская инфекционная больница», ГБУЗ РК
«Городская детская больница», МУ «МЦ «Смена», Карельское Республиканское
отделение ООО «Российский Красный Крест», ГБУЗ РК «РПЦ им. Гуткина К.А.»,
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат» Республики Карелия, МОУ
ДОД «Детско-юношеский центр», Центр кинологической службы МВД по РК,
Управление по делам ГО и ЧС по г. Петрозаводску, ОГИБДД Управления МВД России по
городу Петрозаводску, Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной
инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий по Республики Карелия», МЧС России по РК, Министерство образования РК,
КРОО ООО “ВОСВОД”, ГБУЗ РК «Республиканский центр по профилактике и борьбе со
СПИД и инфекционными заболеваниями», ГКУ РК «Центр занятости населения»,
образовательные учреждения Петрозаводска.
Данные учреждения привлекаются для профилактических, профориентационных
мероприятий, воспитания духовно-нравственных традиционных ценностей.
Учащиеся

начальной

школы

лицея

участвуют

в

сетевых

программах

-

дополнительных общеразвивающих программах при МОУ ДО «ДТДиЮ» в Центре
комплексных развивающих программ «Открытие». Старшеклассники занимаются в
дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности
«Доброкласс» от МОУ ДО «Детско-юношеский центр», а также в университетской
инженерной и естественнонаучной школе «Хочу учиться в ПетрГУ» по программе
«Нанопокрытия».
В лицее учатся дети-инвалиды и дети с ОВЗ, они находятся на особом контроле у
воспитательной службы лицея. Большая работа проводится психологом и социальным
педагогом с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В лицее существует организованное питание для учащихся.
Осуществляются практики гражданской, духовно-нравственной, социокультурной,
экологической воспитательной направленности в рамках Недели здоровья, Недели
антитеррора, Недели профориентации, Недели психологии, Недели добра, месячника
мужества.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»

Реализация

воспитательного

потенциала

уроков

(урочной

деятельности,

аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать:


максимальное использование воспитательных возможностей содержания

учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;


включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,

модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;


включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,

модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;


выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;


привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на

уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;


применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,

стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;


побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со

сверстниками

и

педагогическими

работниками,

соответствующие

укладу

общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;


организацию

обучающихся

над

наставничества

неуспевающими

мотивированных

одноклассниками,

в

том

и

эрудированных

числе

с

особыми

образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:


курсы,

занятия

патриотической,

гражданско-патриотической,

военно-

патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;


курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным

культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России,
духовно-историческому краеведению;


курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности;


курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;



курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных

видов и жанров;


курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;



курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

Структура внеурочной деятельности состоит из блоков:
Регулярные

занятия

творческих,

интеллектуальных,

спортивных

и

др.

объединений, которые формируются с учетом запросов обучающихся и их родителей и
работают согласно штатному расписанию;
Работа в рамках индивидуальных проектов, которая представляет учебноисследовательскую деятельность, направленную на формирование исследовательских
компетенций и достижения метапредметных результатов;
Нерегулярные занятия: модульные формы, игры, заседания клуба и др.
Общешкольные мероприятия, проводимые классными руководителями (классные
часы, профилактические мероприятия и т.д.).
Перечень курсов динамичен и обновляется ежегодно в соответствии с кадровым
потенциалом и возможностями с учетом интересов учащихся. Среды курсов есть те,
которые проводятся достаточно долгое время и являются востребованными, есть курсы,
реализуемые только в течение одного учебного года.
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций.
Название

Классы

Вид деятельности

Содержание

Руководитель

курса
«Разговоры 5-9

Информационно

Направлен

на развитие Классные

о важном»

просветительские

ценностного

отношения руководители

занятия

школьников

к

патриотической,

Родине

нравственной

своей

–

России,

и населяющим ее людям, ее

экологической

уникальной

направленности

богатой

истории,
природе

и

великой культуре.
«Россия

– 6-9

Информационно

Направлен

на Классные

мои

просветительские

формирование готовности руководители

горизонты»

занятия

к

профориентационн

самоопределению

профессиональному

ой направленности
«Финансов

Информационно

Формирование

ая

просветительские

учащихся

грамотност

занятия

компетенций

ь»

5-9

Игровая
деятельность

управления

у Вахрушева

специальных М.А.
в

области
личными

финансами, знакомство с

процессами кредитования
и

заимствования

современной
изучение

в

экономике,

инструментов

сбережения

в

современном мире.
«Введение

Познавательная

Способствует получению Креницын

в

деятельность

базовых

умений

робототехн

Конструирование

навыков

в

5-8

ику»

и А.А.

области

начального
конструирования
робототехнических
моделей.

«Юный

Познавательная

Способствует

исследоват

деятельность

формированию

ель»

Лабораторные

естественно-научной

занятия

грамотности

5

Опыты

обучающихся.

«Сборка

Желаю

Познавательная

Цель:

компьютер

щие

деятельность

умений

ов»

Крайнова Р.В.

Формирование Денисов А.В.
и

сборке

навыков

по

персонального

компьютера,

поиску

и

устранению
неисправностей,
обслуживанию

и

настройке компьютера для
дальнейшего
использования

в

повседневной жизни.
«Литератур 5-8

Игровая

Цель

–

ные игры»

деятельность

интереса к литературе.

Познавательная

Содержание – игры по

деятельность

материалам произведений

Проблемно-

русских

ценностное

произведений

и

повышение Редькина Е.А.

зарубежных
для

«Мы

5-9

актёры»

общение

параллели 5-8 классов.

Художественное

Цель

творчество

воспитание

Проблемно-

театральной педагогики.

ценностное

Содержание – просмотр

общение

спектаклей

Игровая

последующим

деятельность

обсуждением; постановки.

–

эстетическое Ванвай О.А.
посредством

с

Познавательная
деятельность
«Естествен

9Б

Семинар

Способствует

Марковская

но-научное

Практика

формированию

И.Э.

и

решение

естественно-научной

инженерно

олимпиадных

грамотности

е

заданий,

обучающихся.

направлени

лабораторные

е»

работы
В лицее проходят мероприятия, направленные на формирование детских

отношений, воспитание духовно-нравственных традиционных ценностей, профилактику
идеологии
несогласий,

экстремизма,

терроризма,

деструктивного

поведения,

нацизма,

межрелигиозных,

распространения

межэтнических

ВИЧ-инфекции,

травли,

социализации, употребления психоактивных веществ.
Формы мероприятий разнообразны: игры, фестивали, турниры, конкурсы,
олимпиады, конференции, викторины, соревнования, выставки, мастер-классы, концерты,
встречи, интерактивные занятия, проекты, кинолектории, экскурсии, походы, поездки и
др.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:


планирование и проведение классных часов целевой воспитательной

тематической направленности;



инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в

общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;


организацию

интересных

и

полезных

для

личностного

развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;


сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,

внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;


выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в

выработке таких правил поведения в образовательной организации;


изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

путём

наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями (законными представителями), учителями, а также (при
необходимости) с педагогом-психологом;


доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями (законными представителями), с
другими обучающимися класса;


индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных

портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;


регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на

формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;


проведение педагогических советов для решения конкретных проблем

класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше
узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,
участвовать в родительских собраниях класса;



организацию

и

проведение

регулярных

родительских

собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям (законными представителями) и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;


создание

и

организацию

работы

родительского

комитета

класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;


привлечение

родителей

(законных

представителей),

членов

семей

обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;


проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других

мероприятий.
Для повышения квалификации классных руководителей и наиболее эффективного
выполнения функционала в лицее проводятся семинары классных руководителей,
тематические планерки. Организована информационная поддержка при помощи беседы в
социальной сети, где ведется обмен опытом, полезными практиками, расширение
информационного поля о возможностях досуговой и внеурочной деятельности.
Модуль «Основные школьные дела»
Воспитательный потенциал ключевых общешкольных дел велик, они формируют
гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других
людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт
деятельности и взаимодействия с другими; обеспечивают развитие интересов и
способностей каждого воспитанника, его творческую самореализацию в коллективной и
индивидуальной деятельности; стимулируют групповые процессы взаимоуважения и
взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи, формируют дружеские связи и
отношения участников совместной деятельности, взрослых и детей.
Ключевые дела, как основа воспитательной работы в школе, должны носить
комплексный характер, охватывать учебную и внеучебную плоскость образования в
школе. Частота проведения таких дел зависит от сложившихся в школе традиций. Это
система выстроенных творческих дел в школе, объединяющих школьников и взрослых в
единую детско-взрослую общность на основе проявления общих интересов, ценностей и
смыслов.
Учащиеся

лицея

являются

активными

участниками

социальных проектов вне образовательного учреждения:

большого

количества



Военно-патриотическая игра «Зарница» - городская игра, проходящая в 2

этапа: штабной и полевой, организованное «Детско-юношеским центром»;


Большая Георгиевская игра – городское мероприятие, ориентированное на

разновозрастный контингент участников. Большая часть станций квеста посвящена
вопросам истории России, Карелии в период ВОв;


«Пост № 1» - сохранение памятных мест города и патриотическое

воспитание через социально значимые мероприятия;


«Бумажный бум» - сбор вторичного сырья в рамках экологического

воспитания учащихся;


«Главная дорога» - конкурс на знание ПДД для учащихся 4 классов;



«Мой друг - велосипед» - конкурс на знание правил ПДД и безопасное

вождение велосипеда для обучающихся 7 классов;


«Неделя без турникетов» - мероприятия по профориентационной работе;



Дни

открытых

дверей

–

мероприятия,

организованные

учебными

учреждениями.
На школьном уровне это большое количество мероприятий, сохраняющих
традиции лицея:


Торжественная линейка, посвященная дню знаний;



День Знаний - посещение музея «История лицея»;



«Давайте познакомимся!» - знакомство с деятельностью Актива лицея;



Акция «Без слов»;



Лицейский киноклуб;



Лицейский бал;



Литературные гостиные;



Интеллектуальный марафон;



Посвящение в лицеисты;



Тематические недели: «Неделя Здоровья», «Неделя антитеррора», «Неделя

профориентации», «Неделя добра»;


Тематические дни: «День толерантности», «День Памяти», «Антиспид»;



Конкурс Смотра строя и песни;



Военно-патриотическая игра «Зарница»;



Фестиваль патриотической песни;



Вечер встречи выпускников;



Последние звонки и выпускные;



Церемония награждения «Звезды лицея»;



Митинги у мемориальных досок;



День самоуправления.

На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Воспитательный потенциал внешкольных мероприятий

реализуется через

профориентационные экскурсии в образовательные учреждения города, в том числе в
рамках «Недели без турникетов», Дней открытых дверей, мероприятия «Старт в
профессию», «Профессии настоящих мужчин». Учащиеся посещают предприятия и
производства города.
Педагоги

лицея

организуют

внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной направленности по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям:
литературные,

исторические,

экологические

экскурсии

для

изучения

историко-

культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов

и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны.
Классные руководители организуют экскурсии, походы выходного дня (в музей,
картинную галерею, технопарк, спортивно-развлекательные центры), в том числе
совместно с родителями. Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся
расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия
для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Важным являются и выездные события: Туристический слет, экскурсионные
образовательные поездки по вузам Санкт-Петербурга, познавательные туры в Беломорск,
Кондопогу, Санкт-Петербург, Выборг, Кронштадт, Псков, Великий Новгород, Москву.
Большое количество экскурсий и тематических выходов проводится педагогамипредметниками в рамках внеурочной деятельности: в театры, на театральные уроки, в
гуманитарный инновационный парк ПетрГУ в клуб книголюбов, в музеи, в Ботанический
сад, в Губернаторский парк, в Республиканский эколого-биологический центр им. Кима
Андреева, Детский технопарк «Кванториум Сампо».
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая

обучающегося

предметно-пространственная

среда

школы

обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, способствует
позитивному восприятию.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через формы:
 оформление школы государственной символикой Российской Федерации,
Республики Карелия (флаг, герб, гимн);
 исполнение гимна Российской Федерации на торжественных церемониях;
 организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» (мемориальные доски погибшим выпускникам при

исполнении воинского долга), мемориальные доски, посвященные памяти Героев СССР
на входе в лицей;
 оформление музейного пространства «Музей истории лицея»;
 оформление витрины с наградами, значимыми для лицея;
 оформление актового зала лицея;
 информационные

стенды

по

профилактике

экстремизма,

терроризма,

распространения ВИЧ-инфекции, буллинга, о здоровом образе жизни, дорожнотранспортной безопасности;
 акцентирование внимания обучающихся посредством стендов, плакатов на
важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах;
 размещение на стенах

школы регулярно

сменяемых, творческих

работ

обучающихся, позволяющих им реализовывать им свой творческий потенциал;
 событийный дизайн – оформление пространства, проведение конкретных
школьных

событий,

праздников,

собраний

(«Читательское

кафе»,

«Поэтическая

гостиная», индивидуальные выставки работ учащихся, ярмарка поделок к праздничным
мероприятиям);
 деятельность

классных

руководителей

и

других

педагогов

вместе

с

обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
 изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов Карелии;
 фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся;
 стенгазеты выпускников;
 лицейский символ как эмблема на здании лицея, на мероприятиях;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений лицея,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории;
 создание и поддержание в рекреации стеллажа свободного книгообмена.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
В лицее в классах созданы и работают родительские комитеты, участвующие в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, есть представители
родительского сообщества в управляющем совете.

Большую роль лицей отводит общешкольным родительским собраниям по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания. Классные руководители в течение учебного года проводят не менее 3
тематических родительских собраний. Важным событием станут родительские дни, в
которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия.
Родители – частые гости лицейского бала, поэтической гостиной, читательского
кафе, конкурсов чтецов, игр, предоставляющих родителям (законным представителям),
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения.
Родители (законные представители) приглашаются на психолого-педагогические
консилиумы, на советы профилактики, на индивидуальные консультации с психологом,
социальным педагогом, учителями-предметниками.
Родители видят всю информацию о жизни лицея, о достижениях лицеистов на
официальном сайте лицея, в сообществах социальной сети, оставляют комментарии, с
удовольствием участвуют в подготовке и проведении классных и общешкольных
мероприятий.
Модуль «Самоуправление»
При организации самоуправления и реализации программы

ученического

самоуправления лицея опирается на следующие приоритетные принципы:


свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического
самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;



ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности
всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);



деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять
энергию подрастающего поколения на социально полезные дела; тесное
взаимодействие

общеобразовательного

учреждения

с

органами

местного

самоуправления.
Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления
образовательного

учреждения,

которая

соответствует

главным

принципам

гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его
права

на

самореализацию,

личностно-равноправная

позиция

всех

участников

образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и
свобод.
Учитывая все выше перечисленные принципы, традиции лицея, потребности и
специфику МОУ «Лицей № 40», для реализации была выбрана модель «Школа лидера».

Общие положения.


Лицейское (ученическое) самоуправление действует на базе Лицея.



Лицейское (ученическое) самоуправление осуществляет свою деятельность

в соответствии с Уставом лицея, Уставом лицейского (ученического) самоуправления и
Конституцией РФ.


Лицейское (ученическое) самоуправление – общественное, самодеятельное,

самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учеников.
Цели, задачи и предмет деятельности.
Самоуправление создано в целях:


Демократизации образовательного процесса в школе.



Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и

потребностей.


Развития социально значимых проектов.



Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и

организациями.
Основными задачами самоуправления являются:


Координация

деятельности

членов

лицейского

самоуправления

при

осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.


Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников лицея.



Осуществление взаимодействия с администрацией лицея, педагогическим

составом лицея, различными молодёжными организациями в выработке решений в
интересах членов самоуправления.


Стимулирование

и

поддержка

общественно-ценностных

инициатив

лицеистов.


Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и

подростков.


Организация

взаимодействия

членов

лицейского

(ученического)

самоуправления (Актив лицея) и администрации лицея в решении важных вопросов.
Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных
принципах:


Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и

гласности.


Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей.



Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной

вражды и неприязни.


Открытости

для

всех

учеников-членов

самоуправления

и

для

сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.


Уважения

к

интересам,

достоинству

и

мнению

каждого

члена

самоуправления.


Коллегиальности принятия решений.



Взаимной и личной ответственности за выполнение принятых решений.



Свободы дискуссий, гласности работы самоуправления.



Уважения мнений меньшинства и большинства.

Порядок управления самоуправлением.


Высшим руководящим органом ученического самоуправления является

Актив лицея, который имеет право представлять и защищать права ученического
самоуправления и всех обучающихся в администрации лицея.


Актив лицея обладает следующими полномочиями:
Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.

Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по
благоустройству лицея, вносить предложения в администрацию лицея.


Членами лицейского (ученического) самоуправления являются ученики

лицея, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие
деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.
Руководящий

орган

самоуправления

-

Актив,

члены

которого

являются

инициаторами и организаторами дел школы. Это коллектив учащихся 5 – 11 классов,
неравнодушный к жизни лицея, к её истории и традициям. Органы самоуправления
существуют в лицее с целью создания условий для развития интеллектуальных,
творческих и организаторских способностей учащихся.
Организация деятельности Актива.


Деятельность Актива осуществляется через создание временных советов

дел, инициативных групп, Совета кураторов при подготовке и проведении коллективных
творческих дел.


Ответственные за Советы дел, инициативные группы отчитываются о ходе

подготовки на совете Актива, на классных советах.


Лидер

Актива

выбирается

определённый промежуток времени).

открытым

голосованием

на

совете

(на



Лидер несёт ответственность за работу Актива – следит за выполнением

плана работы, готовит и ведёт совет, контролирует и направляет работу инициативных
групп, служб.
Контроль за деятельностью и развитие органов самоуправления
Деятельность органов самоуправления школы и классов координируют:


куратор лицейского самоуправления;



заместитель директора по воспитательной работе.

Контроль за деятельностью органов самоуправления осуществляется через:


советы Актива;



итоговые сборы в классах, школе;



анализ опросов, итоговых голосований, других форм «обратной связи».

Организация и развитие органов самоуправления в школе, классе реализуется
через:


традиционные классные и школьные коллективные творческие дела;



выездные сборы активов класса и лицея;



деловые игры, в которых принимают участие педагоги, родители и учащиеся



тематические классные часы и другие формы работы с классом, которые

лицея;
организуют и проводят члены Актива;


сборы Актива, Советы дел;



учёбы для активов классов, для членов Актива лицея;



тренинги и психологические игры;



диагностику органов самоуправления.

Ожидаемые результаты: учащиеся лицея осознают необходимость лицейского
самоуправления, поймут, что участие в нем позволит:


обеспечить реализацию права на свободу мнений, свободу слова,

равноправие, самоутверждение;


развивать чувство ответственности за себя, коллектив, лицей;



изменить уклад жизни лицея и взаимоотношения между учащимися и

педагогами для создания духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;


организовывать свой досуг.

Социальное проектирование - важное направление в деятельности подростковой
школы и включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимается такой вид социального взаимодействия, в ходе
которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и
явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Как правило,
место социальных проб в основной школе - учебный предмет обществознание.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных
навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны
социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Такую социальную практику подростки могут пройти при реализации социальных
проектов.
Социальный проект — создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально
значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения
противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно
значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим
социум и личность.
Освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в
заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной
практики, в ходе

социальной

пробы необходимо получить

опыт

социального

взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее
видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве
проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или
практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как
вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов.
Таким

образом, проба,

практика

и

проект могут

существовать

как

взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как
самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания
деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление, и ее элементы
содержательно, логически и структурно связаны друг с другом.
В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в
ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в
ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:


социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания,

сквернословие, алкоголизм);



социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям;

отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие,
влияние, др.);


социальные институты (органы власти и управления, политическая партия,

школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.).
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и
взрослые, вовлеченные в проектирование. Как и любая другая деятельность, социальное
проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки
межличностного

взаимодействия,

приобретенные

подростком

в

других

видах

деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень
психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной
стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному
проектированию, а с другой — базой, основой проектирования.
Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри
предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с
этим специально организуется учебная деятельность подростка, целью которой является
освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его
проведения.
Ожидаемые результаты социального проектирования:


повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять

личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе;


готовность

органов

местного

самоуправления

выслушать

доводы

воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации;


реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном

сообществе: положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение
уровня общей культуры воспитанников;


наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной

работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного
дела;


изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых

лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в
местном сообществе.
Кроме того, в лицее действует первичное отделение «Движение первых»,
спортивный сектор «Энергоимпульс», решающие вопросы, организующие мероприятия и
праздничные события.

Модуль «Профилактика и безопасность»
Задача совместной деятельности педагога и ребенка в направлении «система
профилактики и здоровый образ жизни» – обеспечить предупреждение рискового
поведения, коррекцию личности ребенка, своевременное оказание помощи ему в
самоутверждении; обеспечить укрепление физического, душевного здоровья и хорошего
эмоционального состояния ребенка, способствовать осознанию каждым учеником
значимости его физического состояния для развития его нравственных качеств для
профессионального становления.
Деятельность по профилактике осуществляется по данным направлениям:
- здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек;
- мероприятия «Антитеррористического воспитание»;
- профилактика межэтнической и межнациональной розни, экстремизма и
терроризма в молодежной среде;
- экологическое здоровье;
- безопасность поведения на дорогах и железнодорожных путях, безопасность на
воде, городской среде и других сферах жизни;
- суицидальное поведение.
Эта работа осуществляется через:
 деятельность школьного спортивного клуба «Орбита-40» и спортивного сектора
«Энергоимпульс»: проведение спортивных праздников, дней здоровья; организация
тестов на получение значка «ГТО», обеспечение участия команд школы в спортивных
соревнованиях разного уровня; организация деятельности спортивных секций разной
направленности, в том числе на ФОКОТа около лицея;


деятельность первичного отделения «Движение первых»: организация и

проведение экологических акций, волонтёрских мероприятий, праздничных событий;


деятельность кружков в лицее, в том числе в технопарке «Кванториум»:

учащиеся задействованы в кружках творческой, естественно-научной направленности,
 циклы профилактических классных часов, направленных на просвещение
школьников

(профилактика

вредных

привычек;

экстремизма

и

терроризма;

суицидального, рискового, девиантного поведения, вопросы гигиены и здорового питания,
безопасности на дорогах, на воде, противопожарной безопасности, гражданской обороны);
 участие в конкурсах, акциях профилактической направленности разного уровня;


осуществление

межведомственного

взаимодействия

(Республиканский

наркологический диспансер, Национальная библиотека РК, Молодежный центр «Смена»,
Центр общественного здоровья РК, Петрозаводский базовый медицинский колледж,

Единый телефон доверия (Центр в г. Петрозаводске), Республиканский наркологический
диспансер, Центр СПИД, Центр социальной защиты г. Петрозаводска; Инспектор ПДН ОП
№1 г. Петрозаводска, Управление по вопросам семьи и детства, КДН, Клиника,
дружественная к молодежи и др.);


профилактические

игры

и

тренинги:

игры,

квесты,

решение

кейсов,

расширяющие знания школьников о способах противостояния негативным явлениям;
 деятельность совета профилактики;


проведение

психолого-педагогических

консилиумов,

круглых

столов,

дискуссионных клубов, встреч с представителями разных сфер профилактики;
 профилактические беседы, направленные на предупреждение асоциального
поведения и вредных привычек;
 приглашение на совет профилактики;
 проведение обследований и разработка рекомендаций узкими специалистами
(социально-психологическая служба) по запросу;
 индивидуальные консультации педагогов по подбору оптимальной физической
нагрузки, рекомендации по занятиям ФК и спортом;


контроль за занятостью в дополнительном образовании и внеурочной

деятельностью.
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация

воспитательного

потенциала

социального

партнёрства

предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные

мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической

направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных

проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального
образования, региона, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнёрами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации
является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. Реально
школьник,

особенно

в

подростковом

возрасте,

самостоятельно

осуществить

профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать
все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых,
психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи,
социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и
ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо
решать, не откладывая.
Профессиональное самоопределение как одно из направлений работы с учащимся в
МОУ «Лицей № 40» традиционно реализовывалось через предметную составляющую,
классные часы, экскурсии, профдиагностику. Проанализировав работу по этому
направлению и уровень социальной активности учащихся, пришли к пониманию
значимости и востребованности данного направления в нашей образовательной
организации. Для совершенствования системы профориентационной работы ежегодно в
лицее проходит неделя профориентации, в каникулярное время учащиеся посещают
профильные занятия при городских лагерях, выстроена система социального партнерства
различными учреждениями года, имеется банк методических инструментов и разработок.
Профориентационное направление работы в лицее № 40 реализуется через систему
воспитания и социализации в условиях свободного времени учащихся. В связи с этим
можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов
профессионального самоопределения подрастающего поколения:
В своей работе мы выделили 5 основных подходов:
•

Информационный

Его цель - обеспечить школьника разнообразной достоверной информацией о
современных профессиях, учебных заведениях и организациях, о рынке труда и
перспективах развития различных отраслей.
Формы

Примеры

Образовательные выставки, Ежегодное участие в профориентационной выставке «Старт
поездки, экскурсии

в профессию», «Профессии настоящих мужчин», экскурсии
в организации и предприятия города Петрозаводска, в том
числе в рамках «Недели без турникетов», образовательные
поездки в вузы Санкт-Петербурга, «Один день в вузе» в
ПетрГУ,

ежегодная

профориентационная

конференция

«Горизонты образования»
Дни открытых дверей

Вузы и СПО города Петрозаводска

Встречи со специалистами В рамках проекта «Сто вопросов к взрослому», который
различных профессий

проводится

в

МОУ

«Лицей

№40»,

«Сто

вопросов

психологу».
В рамках Недели профориентации
Знакомство

с Электронный ресурсы:

информационными

Учеба.ру https://www.ucheba.ru/prof

ресурсами

Мое образование https://moeobrazovanie.ru
Моя карьера http://mycareer.karelia.ru
Поступи онлайн https://postupi.online/test/shans-postupit
Атлас новых профессий http://atlas100.ru/
Справочник СПО РК

Справочная информация

Буклеты, стенды, атлас профессий

Справочная информация об Стенд, рассылка в электронном журнале, объявления в
учебных заведениях
•

официальной группе лицея

Диагностический

Его цель - установление соответствия школьника тому или иному виду
деятельности путем изучения его личностных особенностей, интересов, склонностей,
способностей и сопоставления требований к профессиям.
Формы
Диагностика

Примеры
профессиональных Диагностика сформированности личностных

интересов, склонностей, способностей

УУД и профессионального самоопределения в
параллели

9

классов

(Опросник

профессиональной

готовности

Л.Н.

Кабардовой)
Компьютерное тестирование

Сотрудничество

с

кадровым

центром

г.Петрозаводска ГКУ ЦЗН РК
•

Консультационный

Его цель - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Формы

Примеры

Индивидуальные/групповые

На

консультациях

консультации учащихся, родителей

профориентационные

используются
диагностики

для

родителей и детей
•

Развивающий

Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для
овладения той или иной профессий и успешного трудоустройства.
Формы
Тренинги

Примеры
Организуются в МОУ «Лицей № 40»:
«Моя профессия – мой выбор», «Как стать успешным»,
«Защити

свою

профессию»,

«Психология

делового

общения», тренинги личностного роста.
Метапредметные олимпиады,

Организуются в рамках социального партнерства:

лагеря и проекты

Межшкольная олимпиада «Онежские паруса», «Один
день в Вузе», проекты с публичным представлением на
конференциях

Профориентационные игры

Организуются в МОУ «Лицей №40»:
«Конференция профессионалов» для 6 классов

Педагогическая практика для

Организуются в МОУ «Лицей № 40»:

учащихся

Классные часы: «Темперамент и выбор профессии», «Ты
и твоя будущая профессия»,

«Выбор профессии»,

«Ценностные ориентации подростков», «Формула выбора
профессии»,

«Мир

профессий»,

«Мотивы

выбора

профессии», «Профессии востребованные в ближайшие
10-15

лет»,

«Атлас

профессий»,

«Семь

взвешенному решению», «Психология карьеры»
Семинары-практикумы для

Организуются в МОУ «Лицей № 40»:

шагов

к

родителей в рамках

«Образование.

родительских собраний

правильный

Нужно

выбор»,

ли

оно?»,

«Рейтинг

«Как

вузов»,

сделать

«Приемная

комиссия, правила поступления», «Как стать успешным»
•

Активизирующий

Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и
осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.
Ежегодно в лицее на последней неделе января проводится Неделя
профориентации, в рамках Недели психологии в ноябре и апреле в рамках которой
учащимся предлагается принять участие в различных мероприятиях: тренингах, играх,
выставках плакатов и рисунков, встречах с людьми разных профессий, тематических
классных часах.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги
— специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм
педагогических и управленческих кадров играет решающую роль в достижении главного
результата – качественного и результативного воспитания.
Управление

воспитательной

работой

обеспечивается

кадровым

составом,

включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора по
воспитательной работе, непосредственно курирующего данное направление, педагоговорганизаторов, специалистов психолого-педагогической службы (педагоги-психологи,
социальный

педагог),

классных

руководителей,

советников

директора

по

воспитанию и работе с детскими объединениями и иных педагогических работников.
Координация действий по организации ключевых общешкольных событий и
мероприятий возложена на педагогов-организаторов по зданиям.
Работа по развитию ученического самоуправления возложена на педагоговорганизаторов, советников директора по воспитанию и работе с детскими объединениями
и классных руководителей.
Организация дел класса возложена на классных руководителей.
Профилактическая работа школы осуществляется силами классных руководителей,
социальных педагогов, специалистов психолого-педагогической службы. Социальная
служба

школы

активно

несовершеннолетних,

сотрудничает

городским

с

окружной

комиссией

психолого-педагогическим

центром,

по

делам

городской

психолого-педагогической комиссией. Сопровождение обучающихся с ОВЗ организовано
силами педагогов и специалистов психолого-педагогической службы.
Воспитательная деятельность в лицее регламентируется следующими локальными
актами:


Положение об органе ученического самоуправления;



Положение о родительском комитете МОУ «Лицей № 40»;



Положение и порядке учета мнения Актива лицея, родительского комитета

лицея при принятии локальных нормативных актов;


Положение о психолого-педагогическом консилиуме;



Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального

сопровождения;


Положение о Совете профилактики;



Программа воспитания;



Календарный план воспитательной работы;



Положение о школьном спортивном клубе «Орбита-40»;



Положение о деятельности классного руководителя.

4.2.

Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение

воспитательной

деятельности

с

учётом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся,

содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.

При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:


формирование

личности

ребёнка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;


создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения

обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов;


личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех

видов

деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности

обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся

ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения
в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. По
результатам года учащихся поощряют на торжественной церемонии вручения премии
«Звезды Лицея», проводимым ежегодно в апреле.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешностиобучающихся строится на принципах:


публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении через сайт школы, социальные сети);



соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике,
выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот,
дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на
праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности,
педагогов);



прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур;



сочетании

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование

и

индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между

обучающимися, получившими награду и не

получившими ее);


дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлитьстимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:


похвальный лист «За отличные успехи в учении»;



похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;



награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;



награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня
достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских
работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.



награждение

родителей

(законных

представителей)

обучающихся

благодарственнымиписьмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку
в проведении школьных дел.
3.4. Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемой в МОУ «Лицей № 40» воспитательной работы проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами МОУ «Лицей № 40» с привлечением
(при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной
организации) внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы в МОУ «Лицей № 40», являются:


взаимное уважение всех участников образовательных отношений;



приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на

изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение

уклада

образовательной

организации,

содержание

и

разнообразие

деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;


развивающий

характер

осуществляемого

анализа

ориентирует

на

использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);


распределённая ответственность за результаты личностного развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат

как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Самоанализ воспитательной работы МОУ «Лицей № 40» осуществляется по
следующим направлениям:
 Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и
социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной
деятельности.
 Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерий:
динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Способ получения
информации:

педагогическое

наблюдение.

Анализ

осуществляется

классными

руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
 какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год?
 какие проблемы решить не удалось и почему?
 какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу? Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых. Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной
событиями и личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способы получения информации:
 беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками,
лидерами ученического самоуправления,
 анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического
самоуправления (по решению административного совета).
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями и педагогами-организаторами.
Полученные результаты обсуждаются на заседании классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:

 качество проводимых общешкольных ключевых дел;
 качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
 качество существующего в школе ученического самоуправления;
 качество проводимых в школе экскурсий, походов; выездных мероприятий;
 качество профориентационной работы школы;
 качество взаимодействия школы и семей обучающихся.
Результатом самоанализа воспитательной работы МОУ «Лицей № 40» будет ряд
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в
учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».