Рабочая программа воспитания начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского
городского округа
«Лицей №40»
Принята на педагогическом совете
Протокол № 11 от 29 августа 2024 г.

Рабочая программа воспитания
начального общего образования

Петрозаводск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МОУ «Лицей № 40» разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее
реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021— 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от
02.07.2021 № 400), федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, (Приказ Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 286), Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229), с

учетом Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом
государственной политики в области образования и воспитания.
Программа

предназначена для планирования и организации системной воспитательной

деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение
— календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России педагогический коллектив МОУ «Лицей №40» видит своих выпускников как
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу
Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее
своей страны, живущих, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,

человек) формулируется цель воспитания в МОУ «Лицей №40» – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии
их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий
самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по

школьным

программам

внеурочной

деятельности,

реализовывать

их

воспитательные

возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;



организовать

работу с

семьями

школьников,

их

родителями

или

законными

представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо
уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих
учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Современный выпускник начальной
школы - это человек:
 любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
 владеющий основами умения учиться;
 любящий родной край и свою страну;
 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
 доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое
мнение;
 выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Привлечение

всех

ресурсов

образовательной

организации

позволяет

повышать

эффективность и результативность реализации программы воспитания. В процесс воспитания
вовлечены все педагоги-предметники, классные руководители, организаторы и педагоги
внеурочной деятельности, социально-психологическая служба, библиотекарь, медицинский
работник. Важным для оценки качества воспитательного процесса в лицее является личная и
индивидуальная вовлеченность каждого учащегося во внеурочную деятельности по средствам ее
разнообразия, многообразия выбора.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,

дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей,
природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по

возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с
учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий
старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Свою историю Лицей № 40 отсчитывает с сентября 1935 года
• 1935 год - 9-я средняя железнодорожная школа
• 1956 год - 71-я средняя железнодорожная школа
• 1974 год - 40-я восьмилетняя школа
• 1981 год - 40-я средняя школа
• 1992 год - Школа-лицей №40
• 1998 год - Лицей №40
С

2011

года

полное

наименование

Учреждения: муниципальное

бюджетное

общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»; сокращенное
наименование: МОУ «Лицей № 40»
Местонахождение Учреждения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, 1,
Республика Карелия.
Место осуществления образовательной деятельности:
Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, 1
Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Октябрьский, 64
Наш лицей работает в двух зданиях. В здании по адресу пр. Октябрьский, д. 64 обучаются
учащиеся 1-4 классов, в здании по адресу ул. Белорусская, д. 1 – учащиеся 5-11 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского
округа «Лицей № 40» сегодня – одно из самых крупных и быстро развивающихся учебных
заведений города Петрозаводска. Это образовательное учреждение с крепкими традициями и
многолетним опытом обучения и воспитания успешных людей.
С 2010 года в лицее реализуется новый федеральный государственный образовательных
стандарт в начальной школе, с 2012 года – в основной школе.
С 2016 года мы начали внедрять некоторые аспекты нового стандарта на уровне среднего
общего образования.
В лицее работает профессиональный коллектив педагогов:
60% имеют высшую квалификационную категорию,
26% - первую, средний возраст педагогов – 42 года.
В

лицее

работают:

2

педагога-психолога,

социальный

педагог,

педагоги-

организаторы, педагоги-библиотекари, педагоги дополнительного образования, преподавательорганизатор основ безопасности деятельности, что позволяет организовать в лицее и внеурочную
деятельность.
МОУ «Лицей № 40» - это образовательное учреждение с более чем 85-летней историей, и в
то же время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором

сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему.
Контингент обучающихся и их родителей сформирован в основном из жителей Октябрьского
и Первомайского района, выпускники школы приводят в образовательное учреждение своих детей.
Социальный паспорт лицея представлен семьями, имеющими различный социальный статус:
неполные семьи, малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи, воспитывающие ребенка в
опеке, семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, семьи, воспитывающие ребенка инвалида.
Наряду с обучением, одной из важнейших составляющих образовательного процесса является
воспитание.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности детей во внеклассной работе, которая
приводит к формированию у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении.
Учащиеся с 1 класса начинают постигать «азы» научно-исследовательской деятельности, в 3-4
классе ученики работают над своими исследовательскими работами и проектами, с помощью
учителей и родителей. На базе лицея многие годы реализуются курсы внеурочной деятельности:
«Умники и умницы», «Школа проектов», «Рыбка».
Базовым основанием, на котором строится воспитательная система лицея, является система
коллективных творческих дел. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия: День Знаний,
Посвящение в лицеисты, День ученического самоуправления, Туристический слет, День Матери,
Новогодние мероприятия, Военно-патриотическая игра «Зарница», Фестиваль патриотической
песни, «Успех года», Выпускные балы и многое другое.
В лицее создан орган ученического самоуправления – Актив, который является исполнительным
органом самоуправления, поэтому не избирается, а формируется из числа добровольцев. Под
руководством педагогов-организаторов учащиеся проявляют себя как инициаторы и организаторы
значимых Лицейских событий: помимо праздничных программ для лицеистов, педагогов и
родителей, ребятами разрабатываются и проводятся Школы лидера, лагеря актива, различные
тренинги и практикумы по социализации детей и подростков.
Лицей сохраняет традиции, но не отказывается от нового.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
-

неукоснительное

соблюдение

законности

и

прав

семьи

и

ребенка,

соблюдения

конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников
и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
 максимальное

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебных

предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения;

подбор

соответствующего

содержания

уроков,

заданий,

вспомогательных

материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков,
занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики
в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками
и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
 организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся

над

неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование

и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Структура внеурочной деятельности состоит из блоков:
Регулярные занятия творческих, интеллектуальных, спортивных и др. объединений, которые
формируются с учетом запросов обучающихся и их родителей и работают согласно штатному
расписанию;
Работа в рамках индивидуальных проектов, которая представляет учебно-исследовательскую
деятельность, направленную на формирование исследовательских компетенций и достижения
метапредметных результатов;
Нерегулярные занятия: модульные формы, игры, заседания клуба и др.
Общешкольные

мероприятия,

проводимые

классными

руководителями

(классные

часы,

профилактические мероприятия и т.д.)
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий.
Перечень курсов динамичен и обновляется ежегодно в соответствии с кадровым
потенциалом и возможностями, стараясь учитывать интересы учащихся. Среды курсов есть те,
которые проводятся достаточно долгое время и являются востребованными, есть курсы
реализуемые только в течение одного учебного года.
Курс внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей), в том числе согласно Регламенту формирования социального
заказа участников образовательных отношений на организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является продолжением и расширением основного образования, служит
средством для реализации «технологической карты» вариативных и индивидуальных программ и
образует вместе с основным образованием единую систему продуктивной деятельности.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;

 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
Название курса

Рассчитан Вид
на какой
деятельности
возраст
(класс)

Разговоры о важном

1-4
классы

Информационно
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности

«Умники и умницы»

1-4
классы

Познавательная
деятельность
Проблемноценностное
общение

«Школа проектов»

2-4
классы

Проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность

«Рыбка»

3-4 класс

Краткое содержание
курса, цели, задачи

Руководитель

Направлен
на развитие
ценностного
отношения
школьников к своей
Родине – России,
населяющим ее
людям, ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
Цель
курса
внеурочной
деятельности:
развитие
познавательных
способностей
учащихся на основе
системы
развивающих
занятий

Классные
руководители

Курс направлен на
обучение учеников
начальных классов
такому
виду
деятельности,
как
работа
над
проектами.
Цель - формирование
ключевых
компетентностей:
коммуникативной,
информационной,
решения проблем
Курс направлен на
спортивнооздоровительную
деятельность.
Цель - формирование
установки на ведение
здорового
образа

Учителя
начальных
классов

Учителя
начальных
классов

Учитель
начальных
классов

жизни и обучение
способам и приёмам
сохранения
и
укрепления
собственного
здоровья;
формирование
интересов
к
определённым видам
двигательной
активности
Классное руководство
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель,
куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную
работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном
классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных
дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой,

профориентационной

направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой — установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося
в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование; однодневные и
многодневные

походы

и

экскурсии,

организуемые

классными

руководителями

и

родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные огоньки и вечера, дающие каждому
обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
 выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить нормы и

правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации.
Индивидуальная работа с обучающимися:
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их
поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях,
играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
(законными представителями) обучающихся, учителями-предметниками, а также (при
необходимости) со школьным психологом;
 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии,
организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
обучающегося, которую они совместно стараются решить;
 индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
 коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
(законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то
или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
 регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников
по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями-предметниками и обучающимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
 привлечение учителей-предметников к участию во внутри- классных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:

 регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и
проблемах обучающихся, о жизни класса в целом;
 помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений
между ними, администрацией образовательной организации и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся;
 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и образовательной организации.
Для повышения квалификации классных руководителей и наиболее эффективного выполнения
функционала в лицее проводятся семинары классных руководителей, тематические планерки.
Организована информационная поддержка при помощи беседы в социальной сети, где ведется
обмен опытом, полезными практиками, расширение информационного поля о возможностях
досуговой и внеурочной деятельности.
Основные школьные дела
Воспитательный потенциал ключевых общешкольных дел велик, они формируют
гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и
проявлять

свои

лучшие

человеческие

взаимодействия с другими;

качества;

обеспечивают

дают

значимый

развитие интересов и

опыт

деятельности

и

способностей каждого

воспитанника, его творческую самореализацию в коллективной и индивидуальной деятельности;
стимулируют групповые процессы взаимоуважения и взаимопонимания, сотрудничества и
взаимопомощи, формируют дружеские связи и отношения участников совместной деятельности,
взрослых и детей.
Ключевые дела, как основа воспитательной работы в школе, должны носить комплексный
характер, охватывать учебную и внеучебную плоскость образования в школе. Частота проведения
таких дел зависит от сложившихся в школе традиций, они могут проводиться один раз в месяц, но
не чаще. Важно, что они охватывают всех субъектов, все уровни образования, учащихся с 1-го по 11
-й класс, учителей школы, родителей и выпускников школы. Это не набор календарных праздников,
а система выстроенных творческих дел в школе, объединяющих школьников и взрослых в единую
детско-взрослую общность на основе проявления общих интересов, ценностей и смыслов,
значимых для детей и взрослых.
Учащиеся лицея являются активными участниками большого количества социальных
проектов вне образовательного учреждения:

- Проект «Зелёная школа». Цель проекта Усиление позитивного влияния школ на
экологическую грамотность населения и распространение «зеленых стандартов» в местных
сообществах. В рамках проекта учащиеся реализуют проектную и научно-исследовательскую
работу. Результаты имеют практическую значимость как для лицея, так и для социума.
- Возложение цветов учениками начальной школы к памятникам героев Вов, нашим
землякам М.Мелентьевой, А. Лисицыной, В. Зайцеву;
- «Собери макулатуру-сохрани дерево» - сбор вторичного сырья в рамках экологического
воспитания учащихся;
- Школа безопасности – цикл занятий по программе «Дорожная безопасность» для
обучающихся начальной школы;
- «Главная дорога» конкурс на знание ПДД, для учащихся 4 классов;
- «Кросс наций»
- «Неделя без турникетов» - мероприятия по профориентационной работе
На школьном уровне это большое количество мероприятий, сохраняющие традиции лицея:
- Торжественная линейка, посвященная дню знаний
- День Знаний - посещение музея «История лицея»
- «Давайте познакомимся!» - знакомство с деятельностью Актива Лицея
-Акция «Без слов»
- Туристический слет, «Дни здоровья»
- Лицейский киноклуб
- Лицейский бал
- Литературные гостиные
- Интеллектуальный марафон
- Посвящение в лицеисты
- Тематические недели: «Неделя Здоровья», «Неделя антитеррора», «Неделя профориентации»,
«Неделя добра»
- Тематические дни: «День толерантности», «День Памяти», «Антиспид»
- «Смотр строя и песни»
- Военно-патриотическая игра «Зарница»
- Фестиваль патриотической песни
- Метапредметный день
- Вечер встречи выпускников
- Последние звонки и выпускные
- Церемония награждения «Успех года»
- Митинги у мемориальных досок
- День самоуправления

На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за
подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов
дела.
На индивидуальном уровне:
●

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
●

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,

проведения и анализа ключевых дел;
●

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа

ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
●

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через

включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за
тот или иной фрагмент общей работы.
Внешкольные мероприятия
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества.
В лицее сложились прекрасные традиции проведения мероприятий, связанных с экскурсионной
деятельностью:
 Посещение обелиска, установленного в честь героической гибели отряда летчиков и
экипажа, выполнявших боевое задание в числе которых был и выпускник нашей школы Петр Чайкин (местечко Чогозеро, учащимися разработана теоретическая часть экскурсии с
описанием хода маршрута)



Фестиваль

"Виллагора".

Оборона

Петрозаводска.

1941

год.

12 сентября 2020 года, в День обороны Петрозаводска, на военно-мемориальном комплексе
«Курган

славы»

состоялось

торжественное

мероприятие

«Рубежи

Петрозаводска».

Традиционное ежегодное мероприятие, организованное КРОФ «Эстафета поколений»,
объединило неравнодушных граждан почтить память погибших защитников Карелии.


Мемориальное кладбище «Сандармох» -день памяти жертв политических репрессий.

 Экскурсии на предприятия и учебных заведений города, в рамках «Неделя без турникетов»
Большое количество экскурсий и тематических выходов проводится педагогами-предметниками в
рамках внеурочной деятельности
Предмет
предметная
область

или Название мероприятия

Окружающий мир Многообразие живых
организмов Карелии

Окружающий мир Животный мир Карелии

Окружающий мир Растения ботанического
сада

Окружающий мир Ежегодные экскурсии в
кванториум
Окружающий мир Экскурсия в музей геологии
Докембрия
Литературное
чтение
ИЗО

Просмотр спектаклей в
театрах города / страны

Вид (можно в соответствии
с
предложенными
в
описание
примерной
программы)

Экскурсия - формирование
представлений о
представителях флоры и
фауны Карелии, воспитание
бережного отношения к
природе
Экскурсия – знакомство с
разнообразием животного
мира Карелии, воспитание
бережного отношения к
природе

Профориентационная и
научно – просветительская
работа: экскурсия –
посещение экспозиции
дендрария, селекции
плодово – ягодных культур,
отдела интродукции
Выездные (пешие)
экскурсии
Познавательная
деятельность
Проблемно-ценностное
общение
Познавательная
деятельность
Проблемно-ценностное

Социальные
партнеры
(если
есть),
помогающие
осуществлять
данное
направление
деятельности.
Национальный
музей Республики
Карелия

Музейнообразовательный
комплекс
ресурсного центра
развития
дополнительного
образования
(Республика
Карелия)
Ботанический сад
Петрозаводского
Государственного
Университета

Кванториум
«Сампо»
музей геологии
Докембрия
Менеджер из
Музыкального
театра РК

Технология
Просмотр кинофильмов в
кинотеатрах
Посещение выставок в
галереях, музеях города /
страны
Театральные уроки

общение
Познавательная
деятельность
Проблемно-ценностное
общение
Художественное
творчество
Проблемно-ценностное
общение
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное
общение

«Ад либерум»

Организация предметно-пространственной среды
Окружающая обучающегося предметно-пространственная среда школы обогащает его
внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, способствует позитивному восприятию.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через формы:
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых, творческих работ обучающихся,
позволяющих им реализовывать им свой творческий потенциал. Организация временных
экспозиций.
- событийный дизайн – оформление пространства, проведение конкретный школьных событий,
праздников, собраний («Читательские кафе», «Поэтические гостиные», индивидуальные выставки
работ учащихся).
- акцентирование внимания обучающихся посредством стендов, плакатов на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
- оформление школы государственной символикой Российской Федерации, Республики Карелия
(флаг, герб),
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест
гражданского почитания» (мемориальные доски погибшим выпускникам при исполнении
воинского долга), мемориальные доски, посвященные памяти Героев СССР на входе в лицей
-

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их

родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории
- оформление музейного пространства «Музей истории лицея»
-

изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических,

живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов Карелии
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Стратегия «Современный родитель» опирается на такие основные принципы позитивного
родительства:

- максимальная включенность в жизнь своего ребенка из позиции «Взрослый родитель»;
- опора на факты при выстраивании коучингового разговора или беседы со своим ребенком;
- сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты жизни) и
партнерство «равный – равному»;
- любовь, доверие и поддержка своему ребенку в любой ситуации;
- способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение всей жизни в роли «родителя» актуальность родителя.
1. Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей
обусловлены рядом причин: · потребностями современного общества, характерной
особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость
обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных
ориентиров у подрастающего поколения);
2. Открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе)
обществу, прошлому опыту, инновациям.
3. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной
системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений
между институтом семьи и образовательными учреждениями.
Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений,
происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой
педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая
система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию,
повышению

педагогической

культуры,

связанной

·

с

запросами

и

потребностями

развивающейся личности ребёнка (подростка); · со спецификой процесса его личностного
становления и профессионального самоопределения; · с опорой на предшествующий опыт
родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень
социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Проблемное
поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:
 Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение
стрессоустойчивости личности.
 Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся
образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.
 Психолого-педагогическое

сопровождение

воспитанника

в

ситуации

жизненного

затруднения его семьи.

 Принципы: · первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую
очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные
(медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.)
факты);

·

практикоориентированности

информации

(информация,

рекомендованная

родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов
с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем
воспитания детей); · развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности); · гуманизации отношений и общения; · системности воспитательных
воздействий на ребенка; · преемственности семьи и школы в становлении социокультурного
опыта ребенка.
Приоритетные направления работы:
1. Диагностика семей.
2. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
5. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
6. Работа с семьёй в системе дополнительного образования.
7. Работа с педагогическими кадрами.
8. Взаимодействие с общественными организациями.
Участники программы: педагоги, родители (законные представители), учащиеся.
Показатели эффективности программы:
 отсутствие конфликтности, «мирное» разрешение проблем между учащимися и их
родителями;
 повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного
руководителя;
 устойчивость в поведении детей.
Профилактика и безопасность
Задача совместной деятельности педагога и ребенка в направлении «система профилактики и
ЗОЖ» – обеспечить предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности ребенка,
своевременное оказание помощи ему в самоутверждении; обеспечить укрепление физического
здоровья, душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния ребенка, способствовать
осознанию каждым учеником значимости его физического состояния для жизнеутверждения, для
развития его нравственных качеств и душевных сил для профессионального становления.
Деятельность по профилактике осуществляется по данным направлениям:
- здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек;
- мероприятия «Антитеррористического воспитание»;

- профилактика межэтнической и межнациональной розни, экстремизма в молодежной среде;
- экологическое здоровье
- безопасность поведения на дорогах и железнодорожных путях, безопасность на воде, городской
среде и других сферах жизни.
Эта работа осуществляется через:
На групповом уровне:
 деятельность ШСК «Орбита 40»: проведение спортивных праздников, дней здоровья;
организация участия в ШСЛ, в сдаче президентских тестов; обеспечение участия команд школы в
спортивных соревнованиях разного уровня; организация деятельности спортивных секций разной
направленности;
 циклы профилактических классных часов, направленных на просвещение школьников
(профилактика вредных привычек; экстремизма; вопросы гигиены и здорового питания и других);
 участие в конкурсах, акциях профилактической направленности разного уровня;
 осуществление межведомственного взаимодействия (Республиканский наркологический
диспансер, Национальная библиотека РК, Молодежный центр «Смена», Центр общественного
здоровья РК, Петрозаводский базовый медицинский колледж, Единый телефон доверия (Центр в г.
Петрозаводске), Республиканский наркологический диспансер, Центр СПИД, Центр социальной
защиты г. Петрозаводска; Инспектор ПДН ОП №1 г. Петрозаводска, Управление по вопросам семьи
и детства, КДН, Клиника, дружественная к молодежи и др.);
 профилактические игры и тренинги: игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о
способах противостояния негативным явлениям;
 деятельность совета профилактики.
 проведение круглых столов, дискуссионных клубов, встреч с представителями разных сфер
профилактики.
На индивидуальном уровне:
 профилактические беседы, направленные на предупреждение асоциального поведения и
вредных привычек;
 приглашение на совет профилактики;
 проведение обследований и разработка рекомендаций узкими специалистами (социальнопсихологическая служба) по запросу;
 индивидуальные консультации педагогов по подбору оптимальной физической нагрузки,
рекомендации по занятиям ФК и спортом
 контроль за занятостью в дополнительном образовании и внеурочной деятельностью
Социальное партнёрство

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами
о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
календарного

плана

воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских)
с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся
жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
 реализация

социальных

проектов,

совместно

разрабатываемых

обучающимися,

педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является
подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в
подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может,
поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он
нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении,
совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов
саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная
проблема, которую необходимо решать, не откладывая.
Профессиональное самоопределение как одно из направлений работы с учащимся в МОУ
«Лицей №40» традиционно реализовывалось через предметную составляющую, классные часы,
экскурсии, профдиагностику. Проанализировав работу по этому направлению и уровень
социальной активности учащихся, пришли к пониманию значимости и востребованности данного
направления

в

нашей

образовательной

организации.

Для

совершенствования

системы

профориентационной работы ежегодно в лицее проходит неделя профориентации, в каникулярное
время для учащихся организовывался профильный лагерь, выстроена система социального
партнерства различными учреждениями года, имеется банк методических инструментов и
разработок.
Профориентационное направление работы в Лицее № 40 реализуется через систему воспитания
и социализации в условиях свободного времени учащихся. В связи с этим, можно выделить ряд

направлений,

способствующих

решению

практических

вопросов

профессионального

самоопределения подрастающего поколения:

В начальной школе в целях пропедевтики профориентационной работы проводится
следующее:
 Классные часы, беседы «Все профессии важны, все профессии нужны», в которых
освещается широкий спектр профессий;
 Интерактивные занятия с привлечением школьного педагога-библиотекаря и сотрудников
библиотеки № 15;
 Реализация проектов «Профессия моих родителей», «Профессия будущего»;
 Экскурсии: учебные заведения, предприятия г. Петрозаводска;
 Встречи с интересными людьми разных профессий.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги —
специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и
управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и
результативного воспитания.
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим
руководителя образовательной организации, заместителя директора по воспитательной работе,
непосредственно курирующего данное направление, педагогов-организаторов, специалистов
психолого-педагогической

службы

(педагоги-психологи,

социальные

педагоги),

классных

руководителей, советники директора по воспитанию и работе с детскими объединениями и иных
педагогических работников.

Координация действий по организации ключевых общешкольных событий и мероприятий
возложена на педагогов-организаторов по зданиям.
Работа по развитию ученического самоуправления возложена на педагогов-организаторов,
советников

директора

по

воспитанию и работе с

детскими

объединениями

и

классных

руководителей.
Организация дел класса возложена на классных руководителей.
Профилактическая работа школы осуществляется силами классных руководителей,
социальных педагогов, специалистов психолого-педагогической службы. Социальная служба
школы активно сотрудничает с окружной комиссией по делам несовершеннолетних, городским
психолого-педагогическим

центром,

городской

психолого-педагогической

комиссией.

Сопровождение обучающихся с ОВЗ организовано силами педагогов и специалистов психологопедагогической службы.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Программа воспитания МОУ «Лицей № 40» разработана с учётом Федеральной программы
воспитания для общеобразовательных организаций, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №
400), федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами:
- Положение о родительском комитете МОУ «Лицей №40»
- Положение об органе ученического самоуправления
- Положение о порядке учета мнения Актива лицея, родительского комитета лицея при принятии
локальных нормативных актов
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
- Положение о совете профилактике
- Программа воспитания
- Календарный план воспитательной работы
- Положение о школьном спортивном клубе «Орбита 40»
- Положение о деятельности классного руководителя

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные
потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например,
воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся
поведением, — создаются особые условия (описываются эти условия).
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

и

социальной

успешностиобучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентациинаакти
внуюжизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность
воспитательных

целях.

Поощрения

выносятся

за

достижения

в

области

творческой,

интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. По результату года учащихся
поощряют на мероприятии вручения премии «Звезды Лицея», проводимым традиционно в апреле
месяце каждого года.

Система проявлений активной жизненной позиции поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении
через сайт школы, социальные сети);
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике,
выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот,
дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на
праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности,
педагогов);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур;
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных
наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими награду и не получившими ее);
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений
обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ, проектов,
спортивных соревнованиях и т.п.
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных
дел.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемой в МОУ «Лицей №40» воспитательной работы проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами МОУ «Лицей №40» с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МОУ «Лицей №40», являются:

 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Самоанализ воспитательной работы МОУ «Лицей №40» осуществляется по следующим
направлениям:
 Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и
социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.
(Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И.
Рожковым), Изучение уровня воспитанности учащихся из методики диагностических программ,
разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой).
 Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся: Критерий: динамика
личностного

развития

обучающихся

каждого

класса.

Способ

получения

информации:

педагогическое наблюдение. Анализ осуществляется классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании классных руководителей или педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
 какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год?
 какие проблемы решить не удалось и почему?
 какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу? Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностно-развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способы получения информации:
 беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления,
 анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического
самоуправления (по решению административного совета)
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями и педагогами-организаторами.
Полученные

результаты

обсуждаются

на

заседании

классных

руководителей

или

педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:
 качество проводимых общешкольных ключевых дел;
 качество совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
 качество существующего в школе ученического самоуправления;
 качество проводимых в школе экскурсий, походов; выездных мероприятий;
 качество профориентационной работы школы;
 качество взаимодействия школы и семей обучающихся.
Результатом самоанализа воспитательной работы МОУ «Лицей №40» будет ряд выявленных
проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».