МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра воспитания
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
________________________
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
________________________
Протокол № 8
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Мы актёры»
для обучающихся 5-9 классов
Петрозаводск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы актёры» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания и Основной образовательной программы МОУ «Лицей №40».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ АКТЁРЫ»
Театр – популярное направление внеурочной деятельности, которое
объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе особую
художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального
действия глубоко родственна принципам системно-деятельностного подхода. Она
реализуется через эмоционально насыщенные, личностно значимые формы
активного проживания художественных образов, идей и смыслов. В связи с этим
данный вид творческого развития обучающихся является одним из наиболее
эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации
личности. Деятельность школьного музыкального театра вносит большой вклад в
реализацию программы воспитательной работы, открывает широкие возможности
для самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной позиции.
Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий психотерапевтический
потенциал. Дух сотрудничества, активные формы совместной проектной
деятельности старших и младших школьников, разнообразные способы
привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный театр «точкой
сборки» межпоколенных отношений, укреплять гуманистические, нравственные,
семейные ценности. Дружба, взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача,
настроенность на другого человека, уверенность в себе – эти и другие
исключительно важные качества личности, ценностные установки формируются
органично и естественно в процессе занятий театром. Деятельность театрального
коллектива в школе становится центром притяжения для всех участников
образовательного процесса. Каждое представление музыкального театра является
ярким событием не только для его воспитанников, но и для других обучающихся,
учителей, администрации образовательного учреждения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ
АКТЁРЫ»
Развитие музыкальной и театральной культуры обучающихся как части их
духовной культуры через коллективное творчество – создание музыкального
сценического образа. Основные цели в соответствии со спецификой освоения
предметной области «Искусство» в целом, и музыкально-театрального искусства в
частности: 1) становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в
единстве эмоциональной и рациональной сферы; 2) осознание значения искусства
как специфического способа познания мира, художественного отражения
многообразия жизни, универсального языка общения; 3) реализация эстетических
потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями
искусства, внутренней мотивации к творческой деятельности и самореализации.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач,
конкретизирующих в процессе регулярной театральной деятельности обучающихся
наиболее важные направления, а именно: приобщение к общечеловеческим
духовным ценностям через опыт собственного проживания сценических образов,
развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на
прекрасное в искусстве и в жизни; − развитие эмоционального интеллекта; общих и
специальных способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и
образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство
ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь
и т.д.; формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины
мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства; −
приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание
основных закономерностей музыкального и театрального искусства, их языка,
выразительных средств; − накопление знаний о театре, музыке, других видах
искусства; владение специальной терминологией; − воспитание уважения к
культурному наследию России; практическое освоение образного содержания
произведений отечественной культуры; − расширение кругозора, воспитание
любознательности, интереса к музыке и театральной культуре других стран и
народов; − формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу, ответственности за общий результат; - гармонизация
межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий
мир; − получение опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,
города, республики, страны; − создание в образовательном учреждении творческой
культурной среды.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТЁРЫ»
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ
История театра.
История театрального искусства.
Виды драматургии.
Виды театров.
Основы сценического мастерства.
Сценическая речь. Художественная речь. Чтение по ролям.
Слово как действие. Типология словесных действий. «Подтексты» речи и
поведения.
Образ. Пластичность.
Импровизация. Понятие «характер» и его сценическое воплощение.
Понятие «внутренний монолог». Пространство. Сценические движения.
Звук. Свет. Декорации. Эскизы.
Взаимодействие с партнерами.
Театральные постановки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, творческой видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
эстетическое отношение к миру.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- творческая самореализация;
- получение основ театрального мастерства, театрального слова;
- интерес к чтению;
- развитие речевого аппарата, чувства самовыражения при помощи тела,
мимики, жестов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номе
р
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Основы
сценического
мастерства
История
театрального
искусства
История появления
первого театра
Современный театр
и его обустройство
Театры родного
города
Виды театров
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
Постановка ко Дню
учителя
3
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
Театральные
профессии
Театральные
термины
Речевая гимнастика
1
Упражнения на
дыхание
Упражнения на
постановку голоса
Гимнастика чувств
1
Художественная
речь. Словесные
зарисовки
Этюды
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
Виды
драматургического
искусства
Слово как действие
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
1
21
Типология
словесных действий
Импровизация
22
Этюды
1
23
1
24
Пластические
упражнения
Сценическая речь
25
Актерский тренинг
1
26
1
27
Художественная
речь
Пантомима
28
Этюды
1
29
30
31
32
Постановка к
Новому году
3
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
Театр-экспромт
1
33
Мастерская образа
1
34
Пластичность
1
35
Работа над
сценической речью
«Подтексты» речи и
поведения
Практикум по
овладению
словесными
воздействиями
Обсуждение
спектакля одного из
театров города
Сценическое
воплощение
характера
Этюды-
1
18
19
20
36
37
38
39
40
1
1
1
1
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
.60
61
импровизация
Сценические
движения
История
театрального
костюма
История кукольного
театра
Способы
изготовления кукол
Декорации
1
1
1
1
1
Изготовление
декораций
Создание эскиза
сцены для
спектакля
Подготовка к
постановке,
посвященной 8
Марта
Понятие «характер»
и его сценическое
воплощение
Понятие
«внутренний
монолог» и его
сценическое
воплощение
Я в пространстве
1
Чтение по ролям
произведения
Взаимодействие с
партнерами
Подбор музыки для
спектакля
Коллективное
творчество
Свет в постановке
1
Общение со
зрителем во время
спектакля
Хореография в
постановке
Театральная
1
1
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
3
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
1
1
1
1
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
62
63
64
65
66
постановка
Подготовка к
постановке ко дню
9 Мая
Основы
сценического
движения
Звук в постановке
Закулисье
театральной
деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
67
68
3
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
1
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
https://partacademy.ru/20uprazhnen
iy
2
68
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятие-прослушивание
Актёрские, танцевальные этюды и упражнения, импровизации
Творческая проектная деятельность
Репетиционно-постановочные занятия
Сводная репетиция, прогон спектакля
Сценический показ: спектакль, представление, концерт
Посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ
событий театральной жизни
Ролевая игра
Творческая мастерская
Мастер-класс
Участие в поэтической гостиной
Участие в читательском кафе
Актёрский тренинг
Инсценирование прочитанного произведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Венецианова М.А. Актёрский тренинг. Мастерство актёра в терминах
Станиславского. Москва: АСТ, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Актерское
мастерство:
https://partacademy.ru/20uprazhneniy
20
лучших
упражнений
//