МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра воспитания
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 8
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Литературные игры»
для обучающихся 5-8 классов
Петрозаводск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературные игры» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания и Основной образовательной программы МОУ «Лицей №40».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ»
Курс внеурочной деятельности «Литературные игры» способствует формированию
личности вдумчивого, творческого читателя. Программа будет востребована в первую
очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую
мотивацию к предметам гуманитарного цикла: литературе, истории, МХК и к
гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным
отношениям. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их
индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в
привлекательной для них деятельности.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ»
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса внеурочной деятельности - формирование коммуникативных и
социальных умений учащихся через игровую деятельность посредством
литературных игр.
Задачи курса внеурочной деятельности:
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной
литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ИГРЫ»
Литература первой половины XIX века
Пушкин А.С. Сказки
Пушкин А.С.Роман «Дубровский»
Пушкин А.С. «Повести Белкина»
Литература XX–XXI веков
Яковлев Ю. Я. Рассказ «Багульник»
Литвинец Н.С. Рассказ «Антиквар»
Сунгуров А.Е. Рассказ «Подарок для Шерлока Холмса»
Никольская А.О. Рассказ «Вадимкины слезы»
Зарубежная литература
Родари Д. «Фиалка на Северном полюсе»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в
творческом , созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владеть
смысловым чтением; организовывать учебное сотрудничество со
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть
устной и письменной речью, монологической речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оставлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на
доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об
эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать
своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения; определять (на доступном уровне)
основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов,
былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен; выделять слова автора,
действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые
описания; вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать
цитирование; определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как
оно выражено.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номе
р
урока
Наименование разделов и тем
программы
Количест
во часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.readchildren.
ru/blog/literaturnayamasterskaya-literaturnyeigry/
1
2
Литературная игра как способ
мотивации к изучению литературы
2
3
4
Особенности сказок А.С. Пушкина
2
resh.edu.ru
5
6
Роль художественных деталей в
сказках А.С. Пушкина
2
resh.edu.ru
7
8
9
10
Творческое задание
2
-
Проведение литературной игры по
сказкам А.С. Пушкина
(5 классы)
2
-
11
12
Мир сказок Д. Родари
2
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/5066/main/144644/
13
14
15
16
Творческое задание
2
-
2
-
17
18
Проведение литературной игры по
сказке Д. Родари «Фиалка на
Северном полюсе» (5 классы)
Роман «Дубровский» - произведение
для чтения подросткам
2
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7045/start/314958/
19
20
Создание кроссворда по роману А.С.
Пушкина
2
-
21
22
Роль иллюстраций для понимания
прочитанного
2
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7044/start/247410/
23
24
Проведение литературной игры по
роману А.С. Пушкина «Дубровский»
(6 классы)
2
-
25
26
Мир прозы А. Е. Сунгурова
2
https://schoolinternat23.ru/5574/13258/
27
28
Роль художественной детали в
рассказе А. Е.Сунгурова
2
-
29
30
31
32
Творческое задание
2
-
Проведение литературной игры по
2
рассказу А.Е.Сунгурова «Подарок для
Шерлока Холмса» (6 классы)
-
33
34
Композиционные особенности
«Повестей Белкина»
2
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7047/start/299136/
35
36
Творческое задание
2
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/2312/start/
37
38
Проведение литературной игры по
2
«Повестям Белкина» А.С. Пушкина (7
классы)
-
39
40
Мир детских увлечений в рассказе Ю. 2
Я.Яковлева «Багульник»
https://www.youtube.com/
watch?v=GA54ZuFYmpQ
41
42
Душевная красота героя рассказа
«Багульник»
2
https://videouroki.net/razra
botki/otkrytyi-urok-porasskazu-iu-iakovlievabaghul-nik.html
43
44
45
46
Творческое задание
2
-
Проведение литературной игры по
2
рассказу Ю. Я. Яковлева «Багульник»
(8 классы)
Проза А. Никольской
2
-
49
50
Мир детства в рассказе «Вадимкины
слезы»
2
-
51
52
53
54
Творческое задание
2
-
Проведение литературной игры по
рассказу А. Никольской «Вадимкины
2
-
47
48
http://www.litkonkurs.com/
projects/doc_view_2prn.ph
p?tid=86689&pid=45
слезы» (7 классы)
55
56
Нравственные проблемы в рассказе
Н.С.Литвинец «Антиквар»
2
-
57
58
Роль семьи в рассказе «Антиквар»
2
https://infourok.ru/test-porasskazu-niny-litvinecantikvar-5059574.html
59
60
61
62
Творческое задание
2
-
Проведение литературной игры по
рассказу Н. С.Литвинец «Антиквар»
2
https://infourok.ru/voprosypo-rasskazu-niny-litvinecantikvar-5141076.html
63
64
65-68
Подведение итогов
2
-
Составление плана работы на 2024-25 4
учебный год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
68
ПРОГРАММЕ
-
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, творческие
упражнения на основе литературного материала, коммуникативные и деловые игры,
квесты, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога,
конкурс, индивидуальная и групповая работа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературные игры в библиотеке: методические рекомендации / сост. А. А.
Денисова. – Архангельск : 2018. – 19 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://pedbank.ru/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%
D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/
https://arzamas.academy/materials/1212
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/start/247410/
https://rosuchebnik.ru/material/urok-91-yu-ya-yakovlev-bagul-nik-obraz-bagul-nika-egorol-v-rasskaze-2313/
http://www.readchildren.ru/blog/literaturnaya-masterskaya-literaturnye-igry/
https://godliteratury.ru/articles/2018/02/26/igry-po-knigam-knigi-po-igram
https://multiurok.ru/files/multimediinaia-prezentatsiia-po-sledam-skazok-as-p.html