Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»
Согласовано
Принято
на заседании кафедры
(протокол № 1 от
28.08.2024)
на педагогическом совете
(протокол № 8 от
29.08.2024)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школа проектов»
начальное общее образование
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа проектов» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы
воспитания и Основной образовательной программы МОУ «Лицей №40».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ПРОЕКТОВ»
В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие
приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В образовании
главными становятся методы, обеспечивающие становление самостоятельной
творческой учебной деятельности обучающегося, способного применять предметные
знания и умения во вне учебных ситуаций, приближённых к реальным жизненным
задачам, т.е. функциональная грамотность.
Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение;
учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации
обучения. Учебный курс внеурочной деятельности «Школа проектов» представляет
систему обучающих и развивающих занятий по проектноисследовательской
деятельности для детей по учебным предметам начального образования. Каждое
занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,
познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами
публичного выступления перед независимой аудиторией, поможет расширить
кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ПРОЕКТОВ»
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на
основе самостоятельных исследований; развитие личности и создание основ
творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров
по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность
и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом —
работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную
информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они
хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами
составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных
источников информации по теме.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация учителями воспитательного потенциала занятий внеурочной деятельности
«Школа проектов» предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации,
активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией;
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей,
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ПРОЕКТОВ»
Программа включает проекты по русскому языку, математике, литературному
чтению, окружающему миру и дополняет урочную деятельность.
2 класс
Русский язык
Тайна одного слова, составление текста по опорным словам, синонимы.
Математика
Виды углов – составление композиции, составление памятки – правила умножения
и деления, величины.
Литературное чтение
Волшебные предметы, в мире загадок, копилка скороговорок.
Окружающий мир
Явления природы, материки, путешествие по…, об одном растении, любимое время
года.
3 класс
Русский язык
Тайна одного слова, фразеологизмы, синонимы.
Математика
Скворечник, покупка, математика в сказках.
Литературное чтение
Инсценирование басни, о пользе вредных советов, портрет любимого
литературного героя.
Окружающий мир
Редкие животные, грибы, деньги.
4 класс
Русский язык
Словарь профессий, устаревшие слова, роль глаголов.
Математика
Диаграммы, доли, геометрический пейзаж.
Литературное чтение
Создание волшебной сказки, сочинение небылиц, в роли переводчика.
Окружающий мир
История моей семьи, природная зона нашей местности, все об одном удивительном
месте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе изучения данного курса в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
— первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества;
уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
— осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы;
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
— понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
— проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание
красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
— проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам
практической преобразующей деятельности;
— проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
— готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе изучения данного курса в начальной школе у обучающегося формируются
следующие универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в рамках изучаемого курса
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
— осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
— сравнивать группы объектов/предметов/изделий, выделять в них общее и
различия;
— делать обобщения по изучаемой тематике;
— использовать схемы, модели, рисунки, таблицы, простейшие чертежи в
собственной практической творческой деятельности;
— комбинировать и использовать освоенные технологии при планировании и
осуществлении своей деятельности в рамках изучаемого курса;
— понимать необходимость поиска новых решений, технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного социального
опыта.
Работа с информацией:
— осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебных
пособиях, хрестоматиях, картах, атласах и других доступных источниках,
анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
— анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
— использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования
для решения конкретных учебных задач;
— следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
— вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
— создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) в рамках
изучаемого курса;
— строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) в рамках изучаемого курса;
— объяснять последовательность совершаемых действий в рамках выполнения
проектов и исследования.
Регулятивные УУД:
— рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
— выполнять правила безопасности при выполнении работы;
— планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
— устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
— выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
— проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
— организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе:
обсуждать
задачу,
распределять
роли,
выполнять
функции
руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
— проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания; оказывать при необходимости помощь;
— понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения;
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной, исследовательской
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся:
- собирать интересный материал по теме проекта;
- правильно выбирать себе помощников в работе;
- отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет,
если…»
- определять значение слова «цель»;
- выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это
сделаю?»
- выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере
предложенного текста);
- давать оценку своей деятельности с помощью учителя;
- строить свою деятельность по предложенному плану;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной
деятельности; использовать разные источники информации;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- делать выводы и умозаключения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
1-2
Наименование тем программы
Что такое проект? Этапы проекта
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
3-4
Как задавать вопросы?
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по русскому языку
5.
«Кит или кот?»
1
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
6-7.
Составляем текст по опорным словам.
2
Презентация проекта
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
8-9.
«Слова-родственники»
2
Презентация проекта
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по математике
10-11.
Угол. Виды углов. Многоугольники
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
12-14
Умножение и деление
3
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
15-16.
Величины.
2
Презентация проекта
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по литературному чтению
17-18.
Музей волшебных предметов
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
19-21.
В стране загадок
3
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
22-24.
Копилка скороговорок
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по окружающему миру
25-26.
Явления природы
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
27-28.
На одном из материков Земли
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
29-31.
Путешествие по…
3
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
32-33.
Всё об одном растении
2
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
34.
Любимое время года
1
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3 класс
№
1-2
Наименование тем программы
Что такое проект? Этапы проекта
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
https://wilda.ru/onlayn-konstruktorshkolnyh-prezentaciy-s-1-11klass (Современный
Учительский портал)
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
3-4.
Постановка цели и задач. Источники
реализации проекта
2
https://wilda.ru/onlayn-konstruktorshkolnyh-prezentaciy-s-1-11klass (Современный
Учительский портал)
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по русскому языку
5-6.
«Тайна одного слова»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7-8.
«Фразеологический зверинец»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
9-10.
«Слова-близнецы»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по математике
11-14.
Скворечник
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
15-16.
Покупка
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
17-18.
Математика в сказках и рассказах
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по литературному чтению
19-21.
22-23.
Попробуй себя в роли актёра (инсценировка
басни)
3
О пользе «вредных» советов
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
24-25.
Портрет любимого героя
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по окружающему миру
26-28.
Редкие животные
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
29-31.
Грибы
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
32-34.
Деньги
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 класс
№
Наименование тем программы
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1-2
Что такое проект? Этапы проекта.
Повторение
2
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
3-4.
Постановка цели и задач. Источники
реализации проекта
2
https://obuchonok.ru/nac
halnaya-shkola
Проекты по русскому языку
5-7.
«Составляем словарь профессий»
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
8-9.
«Устаревшие слова»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
10-11.
«Роль глаголов в тексте-повествовании»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по математике
12-15.
Диаграммы
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
16-17.
Доли
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
18-20.
Геометрический пейзаж
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по литературному чтению
21-23.
Создаём волшебную сказку
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
24-25.
Сочиняем небылицы
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
26-27.
Ты в роли переводчика
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Проекты по окружающему миру
28-29.
Одна из историй семьи
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
30-32.
Природная зона нашей местности
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
33-34.
Всё об удивительном месте
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Виды деятельности: групповая, игровая, творческая, информационно-поисковая
деятельность, проблемно-ценностное общение.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и
приемы работы:
игры; опыты;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
дискуссии, беседы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Дёмочко
Русский
Лицей.
Дёмочко
Русский
Лицей.
Дёмочко
Русский
Лицей.
Т. В., Межуева Ю. В. Проекты. 2 класс. Работаем по новым стандартам.
язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Саратов:
Т. В., Межуева Ю. В. Проекты. 3 класс. Работаем по новым стандартам.
язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Саратов:
Т. В., Межуева Ю. В. Проекты. 4 класс. Работаем по новым стандартам.
язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Саратов:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»
2. М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. – Москва: БАЛЛАС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog
https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola
https://wilda.ru/onlayn-konstruktor-shkolnyh-prezentaciy-s-1-11-klass (Современный Учительский
портал)
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL: https://educont.ru/Текст: электронный