Полиглотик (карельский язык)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»

Согласовано

Принято

на заседании кафедры
(протокол № 1 от
28.08.2024)

на педагогическом совете
(протокол № 8 от
29.08.2024)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Полиглотик (карельский язык)»

начальное общее образование

2024-2025 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Общая характеристика программы.
Язык – один из главных отличительных признаков народности. На земном шаре
насчитывается свыше пяти тысяч языков. Среди них – карельский, один из древнейших в
семье прибалтийско-финских языков. Он веками служил средством общения древнего
народа, вобрал в себя громадную информацию о духовной и материальной культуре его и
до настоящего времени является выражением духовной жизни карел. Большинство
карельского населения подтверждает своё стремление к сохранению родного языка. И
сейчас немало делается шагов в этом направлении. Это и издание учебников, и словарей,
выход в свет газеты «Oma mua», регулярные радио- и телепередачи, преподавание
карельского языка в дошкольных учреждениях, в школах, вузах и т. д.
На практике уже доказано, что обучать второму языку можно и нужно
дошкольников и младших школьников в силу их психофизиологических особенностей и
открытости к постижению новых знаний.
К большому сожалению, нужно констатировать, что мало кто из живущих в
Карелии владеет «родным языком». Однако очевиден интерес к изучению карельского
языка не только со стороны потенциальных носителей, но и представителей других
языковых групп, проживающих в Карелии. Этим и обусловлена актуальность разработки
и создания данной программы.
Следует отметить, что активным средством усвоения новых знаний для всех
является как русский, так и «родной язык». В этом случае у многих учащихся
складывается ситуация взаимодействия не двух, а трёх культур, что, несомненно, только
положительно влияет на формирование личности обучаемого, на глубину его знаний,
представлений о мире. Гуманистическая ценность изучения иных языков заключается в
возможности воспитания детей в духе взаимопонимания и взаимоуважения, терпимости
друг к другу на основе познания истории, быта и традиций другого народа через его язык.
Данная программа основывается на особенностях психофизиологического развития
ребёнка младшего школьного возраста, связанных с такой особенностью детей данной
группы, как возможность изучать второй язык только в устной форме.
Отсюда вытекает важность таких речевых видов деятельности, как аудирование и
говорение на данном этапе. Программа «Полиглотик» строится на развитии навыков и
умений в этих видах речевой деятельности. Причём больший упор делается на
аудирование. Формирование аудитивных навыков и умений уделяется по следующим
причинам:
- аудирование является основным и единственным источником получения информации о
языке и окружающем мире;
- аудирование является способом накопления языковых знаний;
- аудирование является таким видом речевой деятельности, который должен
формироваться и развиваться в младшем школьном возрасте, как в родном, так и во
втором языке.
Данная программа строится на основе следующих принципов:
1. Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Этот принцип
не только определяет структуру и конкретное наполнение программы, но и отбор
языкового материала, логику его передачи.
2. Принцип личносто-деятельностного подхода в организации обучения. Отбор
материала проводится для каждого этапа в отдельности.
3. Принцип регулярности, систематичности и повторяемости языкового материала.
4. Принцип коммуникативности и функциональности.

5. Принцип внедрения в учебный процесс национально-регионального компонента.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений,
творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой
барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Полиглотик»
по
общеинтеллектуальному направлению предназначена для учащихся 2 классов МОУ
«Средняя школа № 36».
Программа составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта с учетом примерной программы по английскому языку.
Программа курса внеурочной деятельности является вариативной: педагог может
вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму
работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми
приемами и т.д.).
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по карельскому языку основана на двух формах:
индивидуальная, групповая. Ведущей формой организации занятий является групповая
работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный
подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение
занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения,
проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов
деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный
процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами
изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных
элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и
создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам,
индивидуально.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на детей 8-10 лет, реализуется за 1 года.
Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
1-й год обучения 2 раза в неделю по 40 мин.
Общее количество часов - 68
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате,
спортивном зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида
деятельности на занятии).
Виды деятельности:

 игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
 литературно-художественная деятельность;
 изобразительная деятельность;
 прослушивание песен и стихов;
 разучивание стихов;
 разучивание и исполнение песен;
 проектная деятельность;
 моделирование;
 выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие
воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
 добровольность участия и желание проявить себя,
 сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
 сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
 занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
 эстетичность всех проводимых мероприятий;
 четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
 наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать
в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
 широкое использование методов педагогического стимулирования активности
учащихся;
 гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем
овладения карельским языком.
Основные методы и технологии





технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
1.2. Цель и задачи программы.






Цель программы – создание условий для интеллектуального развития ребенка и
формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную
деятельность посредством карельского языка.
Задачи программы:
познакомить детей c культурой Карелии (музыка, история, литература, традиции,
праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них
языковому миру и осознанию ими карельского языка как инструмента познания мира и
средства общения;
познакомить с менталитетом карельского народа;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в
карельском языке;









способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению карельским языком и культурой;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра
проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на карельском языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к культуре своего народа;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с
другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная
ответственность);
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Личностные результаты:







эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к ведению диалога с людьми;
интерес к изучению языка;

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:





самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:





пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;




задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.

Предметные результаты









формировать слухо- произносительные навыки;
пользоваться определённым словарём в рамках тем, предусмотренных программой;
воспринимать на слух отдельные слова и соотносить их с конкретными
предметами в рамках программных требований;
понимать речь учителя карельского языка с опорой на зрительную наглядность и
реагировать на неё;
понимать и реагировать на простые команды, поступающие от учителя;
вступать в контакт со сверстниками в игровых ситуациях, используя формулы
приветствия и формулы вежливости;
пассивно-рецептивное усвоение конструкции типа: Как тебя зовут? Кто ты? Что
это? и т.д.
активное усвоение конструкции типа: Меня зовут… Я девочка. Я мальчик.
Здравствуйте. До свидания.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебнопознавательные и
учебнопрактические задачи

Содержание
(перечень
дидактических
единиц, учебный
материал)

Виды внеурочной
деятельности

Знакомство
и
представление
на
карельском языке.
Знакомство
со
звучанием
карельской речи.
Знакомство детей с
кошкой
Машкой
(составление
диалога).

Знакомство. Приветствие (1 ч.)
Мягкая игрушка
Изобразить
(кошка Машка),
домашнее животное
Карточки.
(кошку).
Лексические
конструкции.
(Здравствуй! Меня
зовут кошка Машка.
А как тебя зовут?
- Меня зовут…),
словарь.
Я и моя семья (5 ч.)

Изучение лексики
по теме, называние
членов своей семьи
на
карельском
языке.
Ответы на вопросы:
Kuibo kučutah sinun
muamua
(tuattua)?

Демонстрационный
материал по теме
«Семья». Карточки
со
словами,
фотографии,
словарь.
Словарь:
Muamo
(mama)?

Рассмотреть
иллюстрации
(семья).
Рассмотреть
фотографии
(моя
мама, мой папа).
спеть
песню
«Mamale»

Формы организации
внеурочной
деятельности

Ролевая игра.
Творческая
мастерская

Ролевая игра.
Сюжетная игра
«Pereh. Творческая
мастерская.

Tuatto (tata).
Изобразить
свою
Tämä
on
minun семьью.
Назвать
muamo (tuatto).
членов своей семьи,
Minun
muamua изображённых
на
kučutah (имя).
рисунке.
Minun
tuattua
kučutah (имя).
Minä
suvaičen
muamua.
Части тела (4 ч.)
Знакомство
с Речевая конструкция Рассмотреть
лексикой,
для
называния изображения
называющей части частей
тела. человека,
назвать
тела человека.
Лексические
части тела.
единицы по теме.
Показать
Где? Что?
Словарь:
Глаза, нос, рот, уши, Мой-мои, твой-твои.
волосы,
голова, У меня, у тебя.
рука-руки,
нога- Слепить
из
ноги.
пластилина
человечка.
Оперировать
активной лексикой в
процессе общения.
Suvaičetgo sinä
muamua (tuattua)?

Знакомство
с
новыми
лексическими
единица по теме.
Знакомство
с
карельскими играми
(хороводные
и
подвижные).
Знакомство с песней
«Talvi, talvi, vilu
talvi».

Времена года (6 ч.)
Лексические
Рассмотреть
единицы на
тему иллюстрации
«Времена года» (о (фотографий) и их
зиме, осени, весне,
обсудить.
лете).
Оперировать
Демонстративный
материал
по активной лексикой в
изучаемой
теме. процессе общения.
Слова песни «Talvi,
talvi,
vilu Самостоятельно
изобразить разные
talvi».Лексические
времён года. Спеть
единицы.
карельскую песню
Словарь:
Лето, осень, зима, «Talvi, talvi, vilu
весна,
сейчас, talvi».
сегодня,
холодно,
тепло, солнце, снег,
дождь, небо, цветокцветы,
дереводеревья,улица,
на
улице,
светить,
таять, петь, идти
(падать),
пойти,
голые деревья.

Игра «Vastua
livvikse». Ролевая
игра. Творческая
мастерская.

Беседа. Игра «Угадай
время года», ролевая
игра, творческая
мастерская,
лексическая
мастерская
(обсуждение
иллюстраций), игра
«Отгадай, что
изображено на
картинке»

Знакомство с новой
лексикой в ходе
игры. Закрепление
лексики по темам
«Моя
семья»,
«Части тела»

Знакомство с новой
лексикой.

Дать представление
о
предназначении
печи (чтобы в доме
было тепло, чтобы
готовить еду, печь
пироги). Знакомство
с новой лексикой.

Знакомство с новой

Мои любимые игрушки (3 ч.)
Актуализация
Рассказать о своих
изученной
ранее любимых игрушках,
лексики.
показать и назвать
Разнообразные
части тела (если это
игрушки. Картинки. кукла),
получить
Лексические
представление
о
единицы. Словарь: школьных
Кукла,
машина, принадлежностях,
самолёт, мяч, кошка, прочитать стихи А.
собака,
заяц, Барто на русском
медведь, волк, лиса, языке (перевод на
птица,
дом, карельский
З.
игрушка-игрушки,
Дубинин,
читает
конструктор, много, учитель).
мало,
играть, Нарисовать
нравиться (любить), любимую игрушку.
хотеть, дать, плакать
Квартира, мебель (4ч.)
Загадки о мебели. Изготовить
макет
Фотографии.
квартиры
с
Речевые
интерьером.
конструкции
для
Рассказать о своей
описания комнаты.
Твоя
комната комнате на русском
языке.
Назвать
большая? (да, нет)
Наша
комната предметы интерьера
маленькая? (да, нет) на
карельском
Что есть в комнате? языке. Оперировать
В комнате есть….
активной лексикой в
Новые лексические
процессе общения.
единицы. Словарь:
Комната, стул, стол,
кровать,
диван,
кресло, шкаф, окно,
дверь, наша, стена.
Карельская изба. Печь. (3 ч.)
Новые лексические Сконструировать из
единицы по теме кирпичиков печку,
«Карельская
изба, лежанку. Выполнить
печь». Презентация упражнение «Vilu da
«Строительство
lämmin» («Холодно
карельской избы»
и
тепло»).
Посмотреть
презентацию
«Строительство
карельской избы»,
обсудить увиденное.
Различные действия с предметами (2 ч)
Наглядный
Посмотреть

Игра « Kel midä on?»
Ролевая игра. Игра
«Найди игрушку».
Творческая
мастерская.
Совместное занятие с
воспитанниками
ДОУ, изучающими
карельский язык.
Сказкотерапия.

Игра
«Midä
on
pertis?» Ролевая игра.
Творческая
мастерская.

Сюжетная
игра
«Lämmitämmö päčin»
(«Истопим печь»).
Игровое упражнение
«Vilu da lämmin»
(«Холодно и тепло»).
Игра«Padaine».
Беседа

Игра

«Не

лексикой. Научить
применять
новые
лексические
единицы
на
практике.

Знакомство с новой
лексикой.
Дать
детям
представление
о
том, как карелы
встречают
гостей,
угощают их чаем.
Знакомство
с
самоваром,
его
предназначением.
Знакомство детей с
названиями лесных
ягод. Представление
об
использовании
карелами ягод в
пищу (сушат, варят
варенье,
морс,
кисель).

Знакомство с новой
лексикой.
Дать представление,
как
карелы
одевались в старину.

материал.
Фото.
Презентация
«Различные
действия
с
предметами».
Лексические
единицы по теме
«Различные
действия
с
предметами».
Словарь:
Давать,
взять,
показывать,
положить, сказать,
делать,
видеть,
рисовать, танцевать,
строить.

презентацию.
Ответить
на
вопросы.
Нарисовать людей,
занятых
разными
видами
деятельности.

Посуда, еда (8 ч.)
Работа
с Выполнить
иллюстрациями
аппликацию
лесных
ягод. «Comendammo
Презентация
kupit»
(«Украсим
«Предназначение
чашки»).
скалки, противня». Нарисовать
Картинки,
фото. «Muarjazet».
Лексические
(«Ягодки»).
единицы по теме Выполнить
«Посуда,
еда». аппликацию
«Muarjazet»
Словарь:
Samvuaru,
kuppi, («Ягодки»). Слепить
luzikku, čuaju. Vezi «Piirai» («Пирог»).
on palavu.
Спеть
песню
Muarju,mandzoi,
«Pastan,
pastan
must*oi, magei, pieni, piiraidu»
mehu, kiiseli.
Värtin,piirai, magei,
pastua, ajella.
Piirai on magei.
Одежда (5 ч.)
Презентация
Посмотреть
«Одежда карелов», презентацию,
наглядный материал. обсудить увиденное.
Кукла. Лексические Нарисовать
эскиз
единицы по теме платья.
«Одежда».
Словарь:
Платье, кофта, юбка,
брюки,
рубашка,
свитер,шапка пальто
шарф,
рукавички,
сапоги,

перепутай».
Подвижные
игры.
Игра
«Занятия
людей». Творческая
мастерская.

Дидактическая игра
«Juotammo Kat*oidu
čuajul»
(«Напоим
Катю
чаем»).
Пальчиковая
игра
«Cagarine»
(«Мезинец»).
Дидактическая игра
«Что
лишнее?»
Творческая
мастерская.

Игра «Кто быстрее»,
игра
«Помоги
подруге
выбрать
наряд». Игра «Кто
наряднее?»
Дидактическая игра
«Оденем куклу на
прогулку».
Беседа.
Творческая
мастерская.

туфли,тапочки,
валенки.
Надевать, раздевать,
одежда.
Виды прикладного искусства (рукоделие, вязание) (5 ч.)
Дать понятие о двух Презентация
Нарисовать
Дидактическая игра
видах прикладного «Шерстяная
и клубочки.
«Keräine»
искусства
– льняная
нить». Сматывать нити в («Клубочек»).
рукоделием,
Определение цвета клубок.
Экскурсия в музей
вязанием.
и величины клубка.
«Карельская изба»
Знакомство
с Рассказ о рукоделии
процессом прядения и вязании.
(как
из
шерсти Книги
с
получается
карельскими
тоненькая нить).
сказками.
Словарь:
Langu, keräine, pieni,
suuri,
ruskei,
mustu,valgei, villaine.
Kuozali, värtin.
Знакомство с новой
лексикой.
Дать представление
о значении цвета в
жизни животных и
растений.

Форма и цвет (7 ч.)
Поговорить
о
Демонстративный
каждого
материал по теме значении
цвета.
«Форма и цвет».
Смоделировать
Лексические
сказочный
замок.
единицы. Словарь: Слепить различные
Красный – красные,
белый
–
белые,
чёрный – чёрные,
зелёный – зелёные,
синий
–
синие,
жёлтый – жёлтые,
круглый,
квадратный,
широкий, узкий.

Беседа.
Дидактические игры
«Разноцветные
фигурки»,
«Что
такого же цвета»,
«Поменяй слово»
предметы.
Ролевая
игра.
Рассказать
о Творческая
значении цвета в мастерская.
жизни животных и
растений.

Какой?
Дать
понятие
календарь,
год,
месяц, сутки.
Знакомство
с
лексическими
единицами
по
изучаемой
теме.
Повторение
темы
«Времена года»

Календарь. Год. Месяц. Сутки. (4 ч.)
Активизация
Отгадывать загадки.
лексического
Прослушать стихи
материала,
на
карельском
изученного
ранее. языке. Рассказать о
Загадки,
стихи. временах года (на
Лексические
русском языке».
единицы
по
изучаемой теме.
Словарь:

Дидактические игры
«Составь
предложения»,
«Составь
предложения
по
картинке».
Игра
«Когда это бывает?»

Год, месяц, январь,
февраль, март, день,
утро – утром, вечер
– вечером, скоро,
будет, ночь – ночью,
спать
Дать представление
о
традиционных
карельских
праздниках.

Праздники. (11 ч.)
Демонстративный
Рассказать детей о
материал по теме своих
любимых
«Праздники».
праздниках.
Лексические
Рассказать
о
единицы
по традиционных
изучаемой
теме. карельских
праздниках.
Словарь:
Праздник,
День Подготовить прект
рождения,
Новый «Традиционный
год, Женский день, карельский
Утренник, Мужской праздник».
день

Карельские
игры.
Проект
«Традиционный
карельский
праздник».
Обсуждение
представленного
материала.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П/П

Содержание

Количество часов
теория практика

Знакомство. Приветствие (1 ч.)
1

1

Здравствуйте! Добро пожаловать!

1

Я и моя семья (5 ч. )
2

1

Это моя мама

1

3

2

Мой папа

1

4

3

Как здорово, что мы вместе

0,5

0,5

5

4

Любимая семья

0,5

0,5

6

5

Моя семья на картинке.

1

Части тела (4 ч.)
7

1

Давайте поиграем!

8

2

Человек – удивительное существо

1
0,5

0,5

9

3

Найди различия

1

10

4

Я и моё тело

1
Времена года (6 ч.)

11

1

«Моё любимое время года»

12

2

Летние забавы.

0,5

13

3

Осенние чудеса.

1

14

4

Зимние игры

1

15

5

Пробуждайся, природа!

16

6

«Моё любимое время года» (конкурс рисунков)

1

0,5

0,5

0,5

1

Мои любимые игрушки (3 ч.)
17

1

Моя любимая игрушка

1

18

2

Школьные принадлежности и игрушки. Нарисуй-ка!

1

19

3

Мы в детском саду. Давайте познакомимся!

1

Квартира, мебель (4 ч.)
20

1

Мой дом

21

2

Что меня окружает

22

3

Что нам стоит дом построить

0,5

0,5

23

4

Оборудуем квартиру

0.5

0,5

1
1

Карельская изба (3 ч.)
24

1

Путешествие в карельскую избу

25

2

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь)

26

3

Конструирование печки

1
0,5

0,5
1

Различные действия с предметами (2 ч.)
27

1

Чудеса да и только

28

2

Веселись, дружок

0,5

0,5
1

Посуда, еда (8 ч.)
29

1

Отправляемся в гости.

0,5

0,5

30

2

Самоварчик

1

31

3

Аппликация «Comendammo kupit» («Украсим чашки»).

1

32

4

А что в лукошке?

33

5

Нарисуй-ка!

1

34

6

Аппликация «Muarjazet» («Ягодки»).

1

35

7

Хозяйкины помощники

36

8

Лепка «Piirai» («Пирог»).

0,5

0,5

0,5

0,5
1

Одежда (5 ч.)
37

1

Модная одежда

38

2

Оденем куклу на прогулку

39

3

Поработаем модельерами

0,5

0,5

40

4

Эскиз платья

0,5

0,5

41

5

Собираемся на бал

0,5

0,5
1

1

Виды прикладного искусства (5 ч.)
42

1

Чудесные спицы

43

2

Рисование сказочных клубочков

1

44

3

Золотое веретено

1

45

4

Сочиним вместе сказку

46

5

Нарисуй-ка

0,5

0,5

0,5

0,5
1

Форма и цвет (7 ч.)
47

1

Цвет в жизни людей

0,5

0,5

48

2

Цвет в жизни животных и растений

0,5

0,5

49

3

Эскиз сказочного замка

0,5

0,5

50

4

Моделирование сказочного замка

1

51

5

Форма

1

52

6

Лепим вместе

1

53

7

Красота вокруг нас

1

Календарь. Год. Месяц. Сутки (4 ч.)
54

1

Что такое календарь

0,5

0,5

55

2

Куда спрятался месяц

0,5

0,5

56

3

Нарисуй-ка

1

57

4

Презентация работ

1
Праздники (11 ч.)

Мой любимый праздник

58

1

1

59-61

2-4

Карельские праздники

2

1

62-66

5-9

Карельские игры

2

3

67

10

Рисуем праздник

1

68

11

Презентация лучших работ

1

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Учебники
1. Бойко Т.П. Родное слово. Книга для чтения на карельском языке для начальных
классов. – Петрозаводск: Карелия, 1993. – 110 с. ил.
2. Karjalan kieli 1: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ [авт.: О. М.
Жаринова, А. В. Барышникова, С. Ф. Кондратьева, Т. В. Щербакова; худож. Н. В.
Трухин]. - Петрозаводск : Периодика, 2007. - 39 с. : ил. ; 30 см.
3. Karjalan kieli : 1. klassu : ruadotetratti / Т. В. Щербакова, С. Ф. Кондратьева ; [худож.: Е.
Агафонова, О. Икконен]. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы, 2013. - 27 с. :
ил. ; 28 см. (Рабочая тетрадь к учебнику «Карельский язык» (ливвиковское наречие):
для 1 класса).
5.2. Учебно-методические пособия
а) для учителя
1. Бим И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык.
Начальное общее образование. [Текст] / И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др. - М.:
Астрель АСТ, 2004. – 192 с.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Игры на уроках карельского и вепсского языков в начальной школе: учебно-методич.
Пособие / ГОУВПО «КГПУ»; (сост. : Шевченко Л. Н, и др.). – Петрозаводск:КГПУ,
2004. 116 с.

4. Карельский, вепсский, финские языки в детском саду:региональная программа
дошкольного образования/ (сост.6 Решетина А. А. и др.; под ред. Н. Г. Зайцевой).Петрозаводск: Verso, 2018.- 256 с.
5. Карельский фольклор: Хрестоматия/Изд. Подготовила Н. А. Лавонен. – На русском и
карельском языках. – Петрозаводск: Карелия, 1992. -272 с.
6. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка:
Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
7. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией
языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов,
А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
8. Кондратьева С. Ф. Сборник учебных материалов по карельскому языку: из опыта
работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная финно-угорская
школа имени Элиаса Лённрота»/С. Ф. Кондратьева, Мин. обр. РК, ГАУ ДПО РК
«КИРО».- Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015.-108 с.: ил.
9. Национальная культура как фактор воспитания и средство приобщения детей к
родному языку в условиях раннего обучения: материалы конференции 06. 12. 2005. –
Петрозаводск: КГПУ, 2005. – 104 с.
10. Обучение и воспитание на родном языке (карельский и вепсский): учебное пособие/
Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПУ». – Петрозаводск: КГПУ, 2006.
– 208 с.
11. Песенный открою короб: Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ
Карельской АССР. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 222 с.
12. Сборник текстов для разговорных занятий (ливвиковский диалект) / Л. Ф. Маркианова,
О. М. Ильина, Н. И. Кузьмина. – Петрозаводск: ПГУ, 1994. – 60 с.
13. Туттуева Л. М. Обучение карельскому языку в детском саду (из опыта работы) /
ГОУВПО «КГПУ». – Петрозаводск: КГПУ, 23004.- 52 с.
14. Туттуева Л. М. Приобщение детей к истокам карельской национальной культуры:
учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, КГПУ, 2007. – 96 с.
15. Шевченко Л. Н, Программно-методические материалы по обучению веппскому языку
в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях. – Петрозаводск, КГПУ,
2007. -156 с.
16. Kielilippahaine/ Ielena Ruppieva; (худож. Анастасия Трифанова).- Петрозаводск: Verso,
2018.-96 с. : ил. – В выпускных данных автор и заглавие: Языковой ларец (сборник
материалов для изучения ливвиковского наречия карельского языка в школе) / Елена
Викторовна Руппиева. Текст карел.
17. Markianova L. Opastummo karjalakse: lugemistu aiguzile/ L. Markianova, Aaro Mensonen:
– Petroskoi: Verso, 2006. - 228 s.
б) для обучающихся
1. Дубинина З.Т. Бабушкин сундучок. – Петрозаводск: Карелия, 1994.
2. Карельские народные загадки/ Ин-т яз., лит. и истории Карел. фил. Ан СССР, Изд.
подгот. Н. А. Лавонен. – Петрозаводск: Карелия, 1982. –144 с.
3. Карельские и финские народные загадки. / Сост. М.Л. Раунио. Петрозаводск, 1987.
4. Карельские сказки. – Петрозаводск: Карелия, 1983. – 112 с.
5. Лексика по фауне и флоре/ сост. Л. Ф. Маркианова. – Петрозаводск: Периодика, 2005.
– 64 с.
6. Маркианова Л.Ф., Бойко Т.П. Карельско – русский словарь. Около 8000 слов. –
Петрозаводск: Карелия, 1996. – 222 с.

7. Общественно-политическая лексика (А-О) (ливвиковское наречие)/ Республиканская
термино-орфографическая комиссия: сост. Л. Маркианова. – Петрозаводск:
Периодика, 2004. – 132 с.
8. Общественно-политическая лексика (П-Я) (ливвиковское наречие)/ Республиканская
термино-орфографическая комиссия: сост. Л. Маркианова. – Петрозаводск:
Периодика, 2004. – 256 с.
9. Словарь карельского языка: Около 20000 слов / Сост. Макаров Г.Н. – Петрозаводск:
Карелия, 1990. – 495 с.
10. Школьная лексика (бюллетень № 2) / Сост. Маркианова Л.Ф. – Петрозаводск:
Периодика, 2000.
11. Dubinina Z. Minun livvin linduzile: runot, kerdomukset, kiännökset lapsile. – Petroskoi:
Periodika, 2006. – 112 s.
5.3. Образовательные Интернет-ресурсы
1)
Сайт для учителей карельского языка, режим доступа: www.opastajat.net Täs
linkis on kačelmus erähih opastunduresursoih da ehtotuksii, kui vois ruveta opastumah.
2)
Карело-русско-финский словарь, режим доступа: http://sanakniigu.onego.ru/
3)
Бойко Т. П., Маркианова Л. Ф. Большой русско-карельский словарь
ливвиковское наречие). – Петрозаводск : Verso, 2011. – Режим доступа в Интернете:
file:///C:/Documents%20and%20Settings/root/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0
%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/russkokarelskij_slovar.pdf
4)
Электронная коллекция изданий на карельском языке. Финно-угорские
библиотеки России, режим доступа: http://fulr.karelia.ru/cgi-bin/flib/view.cgi?id=38
5)
Интернет-сайт
газеты
”Oma
Mua”,
режим
доступа:
http://www.omamua.rkperiodika.ru/
6)
Интернет-сайт
газеты
”Vienan
Karjala”,
режим
доступа:
http://vienan.rkperiodika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17&l
ang=ru
5.4. Учебное оборудование: компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор, макет
карельской избы

5.5. Электронные образовательные ресурсы
1. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной
работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок», 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. –
URL: http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (22.02.11).– М., 2006.
– URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11).
2. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому
языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ,
2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL:
http://festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).

3.
Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на
начальной ступени изучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября».
– М., 2007-2008. – URL: http://festival.1september.ru/articles/510846/ (22.02.11).
4. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний
учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ,
2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL:
http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».