Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа «Лицей № 40»
Согласовано
на
(
п
р
о
т
о
к
о
л
заседании
Принято
кафедры
на педагогическом совете
(протокол
№
8
от
№
1
о
т
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Орлята России»
начальное общее образование
учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с
Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова
Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной
Л.В. - Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»,
разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4
классов составлена на основании федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. - Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом
программы воспитанияи основываются на российских базовых национальных ценностях.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
оспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
оспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
ормировать лидерские качества и умение работать в команде.
азвивать творческие способности и эстетический вкус.
оспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
оспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
одействовать воспитанию экологической
к окружающему миру.
культуры
ормировать ценностное отношение к
знаниям
поисковую и исследовательскую деятельность.
и ответственного отношения
через
интеллектуальную,
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и
формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс,
квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие
задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие
и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах
программы. Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается
с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых
предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с
заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от
того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном
году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок»,
который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по
стажу пребывания детей в Программе.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах
начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (33 недели 1 класс 34 учебные недели в
год 2-4 класс).
Содержание учебного курса
4 класс
Трек «Орлѐнок - Лидер» - 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека - конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих
поручений
Трек «Орлѐнок - Эрудит» - 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - конверт- копилка 89 Трек
«Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. - в
этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо
для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок - Мастер» - 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека - шкатулка Мастера В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены
на два временных
промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок - Доброволец» - 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека - круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлѐнок - Спортсмен» - 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чеклистВремя для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок - Эколог» - 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека - рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок - Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлѐнок Хранитель исторической памяти» - 6 занятий Ценности, значимые качества трека: семья,
Родина Символ трека - альбом «Мы - хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через
понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
4 класс
Личностные результаты:
формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;
формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование
учебно- познавательного интереса к треку «Орлѐнок - Эрудит»; умение активизировать
мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над
осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к
культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к
мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и
ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации
здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека;
формирование учебно-познавательного интереса к содержанию трека «Орлѐнок - Эколог»;
осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры;
формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
формирование чувство сопричастности к традициям своей страны
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять
готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение
сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения
поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение
согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения,
договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое
мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на
принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и
пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе,
выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно
относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые
логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение
применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный
интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного
творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение
анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение
составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и
укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать
сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.
Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий,
объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности;
умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать
свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки
и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и
сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения,
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения
оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять
свои знания в практической деятельности Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические
рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение
знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи,
разнообразных приѐмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра
(безвозмездность и дело для других - помощь, забота); формирование знания о
положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать
основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология
и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на
природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖, «хранитель исторической памяти»,
формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание
особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за
достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с
учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в
жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей
от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни
позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной
деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в
доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям;
участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральныйвред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: «интеллектуальная игра», «коллективнотворческое дело»,
диспуты, флешмобы, просмотры фильмов и м/фильмов, соревнования, викторины, ярмарки,
выставки, походы.
Календарно-тематическое планирование для 4 класса
№
Дата
проведения
урока
Тема урок
Количество часов
всего
Оценочные процедуры
(итоговые контрольные
и проверочные работы)
Вводный«Орлятский урок»
ОрлятаРоссии.рф
«Лидер– это…» «Я могу быть лидером»
Орлята России.рф
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
«Мы дружный класс!»
«Кто такой эрудит?»
Орлята России.рф
Орлята России.рф
«Я–эрудит, а это значит…»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!» Итоги трека «На
старте новых открытий»
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
КТД «Мастер своего дела»
«Путь в мастерство»–подводим итоги
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
«От словак делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД«Подари улыбку миру!»
«Доброволец –это доброе сердце»
«Движение–жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное»
«Страна экологии», «Мой след на планете»
Экологический квест «Ключи природы»
«Орлѐнок–Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс«Орлѐнка–Хранителя»
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлятароссии.рф
Орлятароссии.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф
Орлята России.рф