МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра гуманитарных
наук
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 8
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Целью
учебного
курса
«Индивидуальный
проект»
является
развитие
исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного
познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
•
формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
•
развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности
•
формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
•
развивать
познавательную
активность,
интеллектуальные
и
творческие
способности;
•
воспитывать сознательное отношение к труду;
•
научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению
материалов научного исследования/проекта и в соответствии с ними выполнять
работу;
•
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и
отечественной науки;
•
развивать навыки самостоятельной научной работы;
•
обучить навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под
проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
•
развивать исследовательские навыки, то есть способности к анализу, синтезу,
выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
•
развивать навыки целеполагания и планирования деятельности выбора, освоения и
использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
•
обучать поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания
из информационного поля;
•
развивать навыки
самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
•
обучать умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
•
развивать навыки конструктивного сотрудничества;
•
развивать навыки публичного выступления.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего
закон
и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
–
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
–
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
–
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
–
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
–
об истории науки;
–
о новейших разработках в области науки и технологий;
–
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
–
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
–
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
–
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-
познавательных задач;
–
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
–
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
–
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов
учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
–
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
–
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
–
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
–
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
–
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
–
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров
и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
–
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
–
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
2. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
10 класс
Введение
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура.
Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной
деятельности.
Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта,
исследовательской работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и
оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы.
Презентация и защита замыслов проектов, исследовательских работ.
Методические
рекомендации
по
написанию
и
оформлению
проектов,
исследовательских работ.
Структура проектной, исследовательской работы.
Методы
исследования:
методы
эмпирического
исследования
(наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального
проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта
и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной
деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых
работах. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой.
Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Применение информационных
технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ. Работа в сети
Интернет.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов
Оформление промежуточных результатов проектной деятельности
Оформление промежуточных результатов проектной деятельности: текстовая часть
работы, эскизы и модели, макеты проектов, результаты анкетирования и т.д.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ.
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Управление оформлением и завершением проектов
Применение
информационных
технологий
в
исследовании
и
проектной
деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных.
Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные
процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление
завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты
проекта.
Архив
проекта.
Составление
архива
проекта:
электронный
вариант.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные
предпосылки
успеха
публичного
выступления.
Навыки
монологической
речи.
Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное
выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной
деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения
в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов
проектантов.
Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях.
Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Дальнейшее
планирование осуществления проектов. Основные положения Государственной системы
стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ
«О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система
стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия.
Патентное право в России.
Практические работы
1.
Работа с Положением об индивидуальном проекте МОУ «Лицей №40»
2.
Формулировка темы и проблемы проекта
3.
Презентация идеи проекта, цели, задач, результата
4.
Расчет календарного графика проектной деятельности
5.
Заполнение технологической карты реализации проекта
6.
Оформление Введения
7.
Написание ГЛОССАРИЯ
8.
Оформление презентации к предзащите
9.
Написание доклада к предзащите работы
10.
Проверка работы на плагиат
11.
Оформление результатов опытно-экспериментальной работы, анкетирования,
социальной акции, творческой работы и др.
12.
Оформление списка используемых источников
ТЕМАТИЧЕСКОЕ (поурочное) ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
2
Индивидуальный учебный проект/ учебное
исследование
как
форма
организации
образовательной деятельности
Отличие
проектной
деятельности
от
исследовательской. Ознакомление с «Положением
об
итоговом
индивидуальном
проекте
обучающихся МОУ «Лицей №40»
3
Типы
проектов.
Классификация
проектов.
Определение научной проблемы: определение
объекта и предмета исследования
4
Интеллектуальные инструменты для анализа
проблем (SWOT-анализ, диаграмма Исикавы
«рыбий скелет», дерево проблем и др.)
5
Формулирование темы, определение актуальности
темы, проблемы проекта/ учебного исследования.
Тренинг
6
Постановка цели и задач проекта/ учебного
исследования. Практическая работа
1
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
7
Планирование работы и выбор методов работы.
Методы исследования эмпирического
теоретического уровня
1
8
Технологическая
карта
проекта/
учебного
исследования. Структура проекта/исследования
1
9
Логика действий и последовательность шагов при
планировании индивидуального проекта/ учебного
исследования
1
10
Организация работы с научной литературой:
каталоги, энциклопедии, специализированные
словари,
справочники,
библиографические
издания, периодическая печать, ресурсы Интернет.
Составление глоссария по теме проекта, учебного
исследования
11
Виды переработки чужого текста: конспект,
тезисы,
реферат,
аннотация,
рецензия.
Цитирование. Правила оформления цитат
1
12
Оформление сносок на цитируемую литературу.
Оформление списка используемой литературы
(Библиография)
1
13
Что такое плагиат и как его избегать в проектной и
исследовательской работе
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
1
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
https://www.yaklass.ru/
1
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
1
14
Введение.
Рецензирование
Аналитический
реферат.
15
Работа над основной частью проекта, учебного
исследования
1
16
Оформление
результатов
опытноэкспериментальной
работы,
анкетирования,
социальной акции, творческой работы и др.
1
17
Принципы успешной презентации итогов работы.
Создание компьютерной презентации.
1
18
Подготовка к предзащите проекта/ учебного
исследования
1
19
Портфолио проекта/ учебного исследования
1
20
Коррекция технологической
учебного исследования
1
21
Защита промежуточных
учебного исследования
22
Способы оформления промежуточных и конечных
результатов индивидуального проекта/учебного
исследования (презентаций, защиты, творческих
отчетов, просмотров, эскизов, моделей и т.д.).
1
карты
результатов
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
проекта/
проекта/
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
23
Коммуникативные барьеры при публичной защите
результатов проекта/ учебно-исследовательской
работы. Главные предпосылки успеха публичного
выступления
1
24
Подготовка авторского
Проверка на плагиат
1
25
Понятие проектная культура. Проектная культура
как часть общей культуры человека
1
26
Анализ
достижений
проектов/исследовательских
предзащиты
1
27
Работа над Портфолио проекта/исследовательской
работы
1
1
28
Основные процессы исполнения, контроля и
завершения проекта, исследовательских работ
1
1
29
Мониторинг выполняемых
контроля исполнения
1
30
Публичная
защита
результатов
проектной/исследовательской деятельности
1
1
31
Публичная
защита
результатов
проектной/исследовательской деятельности
1
1
доклада,
и
публикации.
1
Библиотека
ЦОК
https://educont.ru/
Якласс
https://www.yaklass.ru/
недостатков
работ
после
работ
и
методы
32
Рефлексия защиты проектной/исследовательской
деятельности. Индивидуальный прогресс в
компетенциях
1
33
Дальнейшее
планирование
проектов/исследования
1
34
Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный
проект»
1
Всего
34
осуществления
2
1
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ 1ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и
для
проведения
внутришкольного
мониторинга
формирования
функциональной
грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с
2. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской
деятельности в образовательных организациях
- https://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/tipovoj-komplekt-dokumentov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://educont.ru/
Якласс https://www.yaklass.ru/