МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Кафедра гуманитарных Педагогический совет
наук
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 10-11 классов
Петрозаводск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы
воспитания.
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового
рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли
доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны,
легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к
дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою
очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того,
отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных,
страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у
населения. Таким образом, финансовая грамотность, в том числе среди учащихся 10-11
классов, в области финансового рынка и финансовых инструментов на сегодняшний день
играет значимую роль.
Программа курса «Основы финансовой грамотности» предназначена для учащихся
10-11 классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности
каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их
желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую экономическую
направленность. Данный образовательный курс рассчитан на 68 часов в 10 - 11 классах, 1
час в неделю, изучается в течение 2 лет.
Целью преподавания курса «Основы финансовой грамотности» является
формирование у учащихся специальных компетенций в области управления личными
финансами. Задачи:
• освоить механизм моделирования и управления личными финансами;
• изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом мире;
• познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
• рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе финансового
планирования
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты изучения курса:
-
сформированность
основ саморазвития
и
самовоспитания,
способности к творческой и ответственной деятельности;
формирование
- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- готовность и способность к образованию и самообразованию;
- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку
зрения, стремление строить своё будущее на основе целеполагания и планирования;
- осознание ответственности за настоящее и будущее своё, своей семьи и
государства.
Метапредметные результаты изучения курса:
1.Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа
финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов
личного бюджета.
2. Познавательные универсальные действия:
- умение определять понятия, создавать общения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение и делать выводы.
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения задач данного курса;
- умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого, разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществление деловой коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, навыков
работы со статистической, фактической и аналитической информацией;
- координирование и выполнение работы в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты:
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индекса потребительских цен;
• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно
личной
финансовой
безопасности,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать, анализировать полученные данные;
• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый
план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и
гражданина;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе
полученных знаний по финансовой грамотности.
Содержание учебного курса
Человеческий
капитал,
деньги,
финансы,
финансовые
цели,
финансовое
планирование, активы, пассивы, доходы, расходы, личный бюджет, семейный бюджет,
дефицит, профицит, баланс.
Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения
инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная
ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с
капитализацией,
банковская
карта
(дебетовая,
кредитная),
банкомат,
заемщик,
финансовые риски, ликвидность
Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность,
срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная
процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по
целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов
(дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита
прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы,
минимальный платеж по кредиту.
Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские
карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании
банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, страховой агент,
страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни,
страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества,
страхование), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай,
страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные
инструменты,
ценные
бумаги
(акции,
облигации),
инвестиционный
портфель,
ликвидность,
соотношение
риска
и
доходности
финансовых
инструментов,
диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации,
векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования
для физических лиц.
Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его
функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия,
корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения,
ставка
налога,
сумма
налога,
системы
налогообложения
(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты
налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете,
по телефону, при операциях с наличными.
Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3-4
5-6
7
8-9
10-11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21
22
23
Темы
Количество
часов
ЭОР
Введение (1 ч.)
1
Финансовая грамотность – залог
Библиотека ЦОК
успеха
https://lesson.edu.ru/60/10
Тема I. Личное финансовое планирование (8 ч.)
1
Человеческий капитал
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
2
Способы принятия решений в
Библиотека ЦОК
условиях ограниченности ресурсов.
https://lesson.edu.ru/60/10
SWOT-анализ как один из способов
принятия решений
2
Домашняя бухгалтерия. Личный
Библиотека ЦОК
бюджет. Структура, способы
https://lesson.edu.ru/60/10
составления и планирования личного
бюджета
1
Личный финансовый план:
Библиотека ЦОК
финансовые цели, стратегия и
https://lesson.edu.ru/60/10
способы их достижения
2
Деловой практикум. Составляем
Библиотека ЦОК
личный финансовый план и бюджет
https://lesson.edu.ru/60/10
Тема II. Депозит (7 ч.)
2
Накопления и инфляция
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Банк и банковские депозиты
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Как собирать и анализировать
Библиотека ЦОК
информацию о банке и банковских
https://lesson.edu.ru/60/10
продуктах. Как читать и заключать
договор с банком
1
Управление рисками по депозиту
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
2
Практикум по теме «Депозит»
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Тема III. Кредит (9 ч.)
1
Банковский кредит, виды банковских
Библиотека ЦОК
кредитов. Принципы кредитования
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Из чего складывается плата за кредит
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Выбирайте цели кредитования
Библиотека ЦОК
разумно
https://lesson.edu.ru/60/10
Как собирать и анализировать
информацию о кредитных продуктах
Как уменьшить стоимость кредита
1
Типичные ошибки при
использовании кредита
Банкротство физических лиц
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Библиотека ЦОК
24-25
26
27
28-29
30-31
32
33
34
https://lesson.edu.ru/60/10
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Тема IV. Расчетно-кассовые операции (9 ч.)
1
Деньги и их эволюция
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Хранение, обмен и перевод денег –
Библиотека ЦОК
банковские операции для физических
https://lesson.edu.ru/60/10
лиц
2
Виды платежных средств
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
2
Формы дистанционного банковского
Библиотека ЦОК
обслуживания
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Как защититься от мошенничества
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Практикум по теме «РасчетноБиблиотека ЦОК
кассовые операции»
https://lesson.edu.ru/60/10
1
Итоговое повторение
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/10
Итого: 34 часа
Практикум по теме «Кредит»
2
11 класс
№
1
2
3
4
5-6
Темы
Количество
часов
Тема V. Страхование (6 ч.)
Что такое страхование
1
Договор страхования. Участники
страхования
Виды страхования в России
1
Как использовать страхование в
повседневной жизни
Практикум по теме «Страхование»
1
1
2
9
Тема VI. Инвестиции (8 ч.)
Инвестиции и способы
2
инвестирования для физических лиц
Виды финансовых продуктов
1
10
Инвестиционные риски
1
11
Фондовый рынок и его инструменты
1
12
Инвестиции в личном финансовом
плане
Практикум по теме «Инвестиции»
1
7-8
13-14
15
2
Тема VII. Пенсии (6 ч.)
Государственная пенсионная система
1
в РФ
ЭОР
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
16
Накопительная и страховая пенсии
1
17
Пенсионные фонды
1
18
Формирование индивидуального
1
пенсионного капитала
Практическое занятие по теме
2
«Пенсии»
Тема VIII. Налоги (5 ч.)
Налоговая система в РФ
1
19-20
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
22
Виды налогов для физических лиц
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
23
Использование налоговых льгот и
1
Библиотека ЦОК
налоговых вычетов
https://lesson.edu.ru/60/11
24-25 Практическое занятие по теме
2
Библиотека ЦОК
«Налоги»
https://lesson.edu.ru/60/11
Тема IX. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке (9 ч.)
26
Основные признаки и виды
1
Библиотека ЦОК
финансовых пирамид
https://lesson.edu.ru/60/11
27
Виды финансового мошенничества
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
28
Правила личной финансовой
1
Библиотека ЦОК
безопасности
https://lesson.edu.ru/60/11
29
Мошенничества с банковскими
1
Библиотека ЦОК
картами
https://lesson.edu.ru/60/11
30
Махинации с кредитами
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
31
Мошенничества с инвестиционными
1
Библиотека ЦОК
инструментами
https://lesson.edu.ru/60/11
32-33 Практикум по теме «Защита от
2
Библиотека ЦОК
мошеннических действий на
https://lesson.edu.ru/60/11
финансовом рынке»
34
Итоговое повторение
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/60/11
Итого: 34 часа
21
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Гринберг Р.С., Королева Г.Э., Соболева О.Б., Цыплакова О.Г. / под ред. Тишкова В. А.
Обществознание 10 класс. Учебник. Базовый и углублённый уровень. – Москва :
Вентана-Граф, корпорация Российский учебник, 2022.
- Гринберг Р.С., Королева Г.Э., Соболева О.Б., Цыплакова О.Г. / под ред. Тишкова В. А.
Обществознание 11 класс. Учебник. Базовый и углублённый уровень. – Москва :
Вентана-Граф, корпорация Российский учебник, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/