МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Кафедра гуманитарных Педагогический совет
наук
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Анализ художественного текста»
для обучающихся 10-11 классов
Петрозаводск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Анализ художественного текста» составлена на
основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а
также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Анализ художественного текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной
из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому
языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение
правильно, логично выразить свою мысль.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует
развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё
состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические
приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной
познавательной деятельности.
Культура восприятия художественного произведения важна как основа
формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво,
анализировать, осознанно делать выводы. Курс нужен тем, кто стремиться стать
настоящим читателем, понимающим ценность художественного текста, желающим
изучить под руководством учителя ряд произведений русской и зарубежной литературы,
выходящих за рамки школьной программы.
Актуальность программы курса «Анализ художественного текста» определяется
необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи
учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом
обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным
образовательным тенденциям.
Программа курса для 10 класса рассчитана на 34 учебных часа, состоит из четырех
разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического анализа»
направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического
анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа
прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста»
разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская
конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как
результат реализации своих творческих возможностей.
Программа курса в 11 классе рассчитана на 34 учебных часа и знакомит со всеми
видами
анализа
художественного
текста:
ритмико-интонационным,
лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс
всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя презентацию всех
приобретённых учащимися знаний и умений.
Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к
написанию итогового сочинения, задания № 26 ЕГЭ по русскому языку, готовит к ЕГЭ по
литературе. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык»,
«Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной
направленности.
Цель курса:
• расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного
текста;
• развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с
художественным текстом;
• овладение разными видами чтения.
2
Задачи курса:
• формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
• развивать навыки анализа художественного текста;
• совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и
терминами как инструментом анализа художественного текста.
Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся
Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как
семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится
самостоятельной подготовке презентации результатов собственной исследовательской
деятельности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума,
связанного с развитием творческих способностей обучающихся.
Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму,
носят рекомендательный характер. Разделы завершаются творческой работой. Ученик
должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме
этого формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты)
исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного
текста к итоговой читательской конференции.
В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать литературоведческие
знания и умение анализировать прозаический или поэтический текст.
С целью реализации
предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в содержание курса «Анализ художественного текста»
включены следующие темы:
• Практикум. Анализ рассказа Л. Андреева «Город».
• Практикум. Анализ рассказа А.П. Чехова «Устрицы».
• Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон».
• Практикум. В.В. Набоков «Нежить».
• Семинар. И. Бунин «Одиночество».
В результате изучения этих тем будут достигнуты следующие результаты:
•
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
•
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
•
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
•
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
•
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
С целью реализации национально-регионального компонента в содержание курса
«Анализ художественного текста» включены следующие темы:
• Итоговая читательская конференция. Интерпретация самостоятельно прочитанного
художественного произведения (презентация)
• Особенности создания образа лирического героя.
3
• Зачет по основным направлениям анализа художественного произведения.
• Сюжет художественного произведения.
•
Пространство и время литературного произведения.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
•
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
•
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм;
•
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
•
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
•
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
•
готовность и способность к образованию;
•
эстетическое отношения к миру.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
4
•
•
•
•
•
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
•
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми,
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
•
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
•
в устной и письменной форме анализировать:
5
•
•
•
•
конкретные произведения с использованием различных научных методов,
методик и практик чтения;
конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства
(театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой,
психологией и др.);
несколько различных интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения;
ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном
литературном процессе, опираясь на:
понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих
литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты
направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном),
знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и
взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов,
сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт
самостоятельного чтения):
давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы,
самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в
том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в
том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI
вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях
литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях.
Содержание учебного курса
10 класс
Раздел
1.
Понятие
литературоведческого
и
стилистического
анализа
художественного текста (2 ч.)
1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста: сюжет
и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация
литературного произведения.
1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной
изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и
др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых
средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс,
звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).
6
Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.)
2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации
произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти».
Семинар. Л.Андреев «Город»
2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи
между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN».
Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор».
Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Роль автора в художественном
произведении. Роль портрета в художественном произведении И. Бунин «Красавица»
Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон».
2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В.
Набоков «Нежить», «Облако, озеро, башня».
2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы».
2.6. Зачет.
Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)
3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного
текста. Н.А. Некрасов «Элегия».
3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта.
3.3. Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная
организация стихотворения. А.А. Фет, Ф.И. Тютчев. Н. Заболоцкий.
3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».
3.5. Лексические средства выразительности художественной речи.
3.6. Стихосложение. А. Фет, В. Брюсов, В. Маяковский, И. Бродский.
Семинар. И. Бунин «Одиночество»
Раздел 4. Итоговая читательская конференция (2 ч.)
4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного
художественного произведения (презентация)
11 класс
Раздел 1. Художественный текст первой четверти XX века: «мир в человеке» (4 часа)
1.1. Художественный текст и его анализ (основные положения). Основные
характеристики художественного текста, интегративный подход к его анализу, проблемы
интерпретации художественного текста.
1.2. Динамика литературного процесса начала XX века. Активные поиски новых форм
языковых средств выразительности, обусловленные воззрениями времени, историческим
процессом; развитие малого жанра. Мотивный анализ и анализ хронотопа как способ
интерпретации «целого» текста художественного произведения.
Раздел 2. Художественный текст как объект литературоведческого и
лингвостилистического исследования (24 часа)
2.1. И.А. Бунин. «Холодная осень». Хронологические рамки изображаемых событий,
языковые, речевые, композиционные способы их выражения. Сверхфразовый уровень
организации текста рассказа, роль речевого этикета и ключевых лексем (словесное поле
текста), номинативно-изобразительных средств в организации смыслового уровня текста.
2.2. И.А. Бунин. «Чистый Понедельник». Смыслообразующая роль прецедентных
феноменов, «контекст авторского восприятия» и «контекст интерпретатора», роль
ключевых лексем. Прецедентные феномены как «знаки интертекстуальности», «знаки
истории». Внетекстовая реальность в рассказе.
2.3. И. Куприн «Суламифь». Стилизация «Песни Песней».
2.4. Семинар. И. Бунин «Легкое дыхание».
7
2.5. В. Набоков «Звонок», «Возвращение Чорба». Смыслообразующая функция речевых
структур, речевой композиции, ключевых лексем и их ассоциативного фона, их участие в
формировании мотива отчужденности и сложной специфики хронотопа рассказа.
2.6. Е. Замятин. «Пещера». Денотативное и ассоциативное представление времени и
пространства, вертикальный и горизонтальный пространственный планы, смысловая
доминанта как способ организации образа героя.
2.7. Б. Пильняк «Смертельное манит». Проявление воззрений времени (антиномичность
иррационального и рационального начал, чувственное восприятие и познание мира как
авторская смысловая доминанта). Интертекстуальные связи рассказа (на фоне эпохи
первой четверти XX века).
2.8. М. Зощенко. «Приятная встреча» «Лексические приметы» времени, элементы сказа,
особенности композиционной структуры и композиционно-речевых построений.
2.9. Русская нетрадиционная проза конца XX века. Литература переходного периода.
Нетрадиционная проза, ее направления («другая» литература, литература постмодернизма,
сюрреализма, иронического авангарда, новая антиутопия); особенности нетрадиционной
прозы.
2.10. Женская проза в литературном процессе конца XX века. Т. Толстая. «Петерс»,
«Соня». «Коммуникативная состоятельность» текста рассказа Т. Толстой. Способы
раскрытия внутреннего мира и характеристики героя, экспликация мировосприятия
автора. Проблемы интертекстуальности.
2.11. С. Довлатов. «Эмигранты». Лингвокультурная деталь, лингвокультурные
универсалии и речевые партии героев как способ создания иронии, характеризации
персонажей и авторской интенции; аллюзии и интертекстуальность.
Раздел 3. Поэзия XX века: проблемы интерпретации (7 часов)
3.1. Анализ стихотворения А.А. Блока «Миры летят. Года летят…». Художественный
образ.
3.2. Особенности использования тропов в поэзии «Серебряного века». Интерпретация
стихотворений В. Брюсова «Тени», В. Хлебникова «Заклятие смехом» и «Кузнечик», О.
Мандельштама «Сонет», К. Бальмонта «Камыши»
3.3. Семинар. Интерпретация стихотворения поэтов XX века (по выбору обучающихся)
Раздел 4. Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с
последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся.
8
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 часа)
Сущность литературоведческого анализа прозаического и
1
Литература. 10 - 11 классы поэтического текста
ГАОУ ВО МГПУ
Сущность стилистического анализа художественного
1
Цифровой курс «Литература» 10
текста
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Основные направления анализа прозаического текста (20 часов)
Сюжет и композиция как важнейшие структурные
1
принципы организации произведения
Цифровой курс «Литература» 10
Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого
1
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
«Три смерти»
Минпросвещения России»
Практикум. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Сюжет художественного произведения
Пространство и время литературного произведения
Причинно-временные связи между временем и
пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи
NN»
Художественное время и пространство в рассказе А.П.
Чехова «Вор»
Анализ рассказа А.П. Чехова «Устрицы». Практикум
Автор в художественном произведении
Роль портрета в художественном произведении (на
примере рассказа И. Бунина «Красавица»)
1
1
1
1
Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон»
1
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
1
1
1
1
9
1
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
14
Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и
глас»
1
15
16
Семинар (произведение выбираем с обучающимися)
Субъектная организация литературного произведения. А.П.
Чехов «Спать хочется»
Разнообразие мотивов в рассказе В. Набокова «Облако,
озеро, башня»
Роль реминисценций в художественном произведении
В.В. Набоков «Нежить». Практикум
Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев
«Певцы»
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
1
1
1
1
1
Зачет по основным направлениям анализа
1
1
художественного произведения
Зачет по основным направлениям анализа
1
1
художественного произведения
Основные направления анализа поэтического текста (9 часов)
Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое
своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия»
1
Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое
своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия»
Особенности создания образа лирического героя
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
-
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
1
1
Художественно-выразительные средства поэтической речи.
Н. Заболоцкий «Прохожий»
Ритмико-интонационная организация стихотворения Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета
1
Поэтическая фонетика. Н. Заболоцкий «Журавли», Б.
Пастернак «Зимняя ночь»
Лексические средства выразительности художественной
1
1
1
10
Цифровой курс «Литература» 10
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Литература. 10 - 11 классы - ГАОУ
30
речи
Стихосложение. А. Фет, В. Брюсов, И. Бродский
1
31
Семинар. И. Бунин «Одиночество»
1
32
33
34
Итоговая читательская конференция (3 часа)
Индивидуальные консультации обучающихся,
1
выполняющих самостоятельные исследования. Подготовка
к итоговой конференции
Итоговая читательская конференция. Интерпретация
1
самостоятельно прочитанного художественного
произведения (презентация)
Итоговая читательская конференция. Интерпретация
1
самостоятельно прочитанного художественного
произведения (презентация)
Всего
34
4
11
ВО МГПУ
Литература. 10 - 11 классы - ГАОУ
ВО МГПУ
Литература. 10 - 11 классы - ГАОУ
ВО МГПУ
-
-
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Художественный текст первой четверти XX века: «мир в человеке»
(4 часа)
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
3
4
Художественный текст и его анализ (основные
2
Литература. 10 - 11 классы положения). Проблемы интерпретации художественного
ГАОУ ВО МГПУ
текста
Динамика литературного процесса начала XX века.
2
Литература. 10 - 11 классы Мотивный анализ и анализ хронотопа как способ
ГАОУ ВО МГПУ
интерпретации
«целого»
текста
художественного
произведения
Художественный текст как объект литературоведческого и лингвостилистического исследования
(8 часов)
5
6
Стилизация как художественный прием в рассказе И.
Куприна «Суламифь». Стилизация «Песни Песней»
2
7
8
Организация смыслового уровня текста в рассказе И.А.
Бунина «Холодная осень»
2
9
10
Интертекстуальность рассказа И.А. Бунина «Чистый
Понедельник»
2
11
12
Семинар. И. Бунин «Легкое дыхание»
2
1
2
Поэзия XX века: проблемы интерпретации
(6 часов)
12
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
13
14
Поэзия «Серебряного века». Анализ стихотворения А. А.
Блока «Миры летят. Года летят…». Художественный образ
15
Особенности использования тропов в поэзии «Серебряного
1
века». Интерпретация стихотворений В. Брюсова «Тени»;
В. Хлебникова «Заклятие смехом», «Кузнечик»; О.
Мандельштама «Сонет»; К. Бальмонта «Камыши»
Семинар. Интерпретация стихотворения поэтов XX века
2
(по выбору обучающихся)
Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного
1
текста с последующим обсуждением результатов
самостоятельной работы учащихся
Художественный текст как объект литературоведческого и лингвостилистического исследования
(16 часов)
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Хронотоп рассказа В. Набокова «Возвращение Чорба».
Мотив отчужденности в рассказе В. Набокова «Звонок»
Смысловая доминанта как способ организации образа
героя в рассказе Е. Замятина «Пещера»
Интертекстуальные
связи
рассказа
Б.
Пильняка
«Смертельное манит» (на фоне эпохи первой четверти XX
века)
«Лексические приметы» времени, элементы сказа,
особенности
композиционной
структуры
и
композиционно-речевых построений в рассказе М.
Зощенко «Приятная встреча»
Русская нетрадиционная проза конца XX века. В. Пелевин
рассказ «Зигмунд в кафе»
Женская проза в литературном процессе конца XX века. Т.
Толстая «Петерс». Проблемы интертекстуальности
13
2
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
2
2
2
2
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
2
2
Цифровой курс «Литература» 11
класс - ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
31
32
33
34
Всего
Т. Толстая «Соня». Способы раскрытия внутреннего мира
и характеристики героя, экспликация мировосприятия
автора
Лингвокультурная деталь, лингвокультурные универсалии
и речевые партии героев как способ создания иронии в
рассказе С. Довлатова «Эмигранты»
2
2
34
Электронные образовательные ресурсы
Литература.
10 - 11
классы
Комплексный образовательный материал по литературе, включающий сценарии уроков, сценарии
изучения тем, видеоуроки, тесты с автоматической проверкой для использования на уроках и
самоподготовки учащихся
ГАОУ ВО МГПУ
Цифровой
курс
"Литература
" 10 класс
Цифровой курс разработан в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, федеральными основными образовательными программами и универсальным
тематическим классификатором для использования при реализации части общеобразовательной
программы, формируемой участниками образовательных отношений по предмету "Литература"
(среднее общее образование, базовый уровень)
ФГАОУ ДПО "Академия
Минпросвещения России"
Цифровой
курс
"Литература
" 11 класс
Цифровой курс разработан в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, федеральными основными образовательными программами и универсальным
тематическим классификатором для использования при реализации части общеобразовательной
программы, формируемой участниками образовательных отношений по предмету "Литература"
(среднее общее образование, базовый уровень)
ФГАОУ ДПО "Академия
Минпросвещения России"
14