26а_Рабочая программа учебного курса Языковой практикум (немецкий язык) 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
Кафедра иностранных
языков

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет

Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2871882)
учебного курса «Языковой практикум» (немецкий язык)
для обучающихся 10-11 классов

Петрозаводск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по немецкому языку «Языковой практикум» на уровне
среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО.
Программа учебного курса по немецкому языку предусматривает примерный ресурс
учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности
изучения немецкого языка, исходя из его лингвистических особенностей и структуры
родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (немецкого)
языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Содержание программы учебного курса «Языковой практикум» нацелено на
поддержку и дополнительную подготовку учащихся, изучающих немецкий язык на базовом
уровне. Данный учебный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах
гуманитарного профиля. Изучение курса предоставляет учащимся возможность
дополнительной подготовки по предмету "Немецкий язык" и предполагает применение
коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Содержание программы учебного курса по немецкому языку для уровня среднего
общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и
воспитания, обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их
личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего
образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся 16 –17
лет.
Личностные, метапредметные и предметные результаты представлены в программе по
немецкому языку с учётом особенностей преподавания немецкого языка на уровне среднего
общего образования на базовом уровне на основе отечественных методических традиций
построения школьного курса немецкого языка и в соответствии с новыми реалиями и
тенденциями развития общего образования.
Учебный курс «Языковой практикум" обеспечивает дополнительное, глубокое
развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы
обучающимся гуманитарного профиля для дальнейшего обучения и предназначена для
учащихся среднего уровня образования, изучающих немецкий язык на углублённом уровне.
Учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык» принадлежит важное место в
системе среднего общего образования и воспитания современного обучающегося в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на
формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как
инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему
речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора,
воспитанию чувств и эмоций.
Предметные знания и способы деятельности, осваиваемые обучающимися при
изучении иностранного языка, находят применение в образовательном процессе при
изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования
положительных качеств личности. Таким образом, они ориентированы на формирование как
метапредметных, так и личностных результатов обучения.
Трансформация взглядов на владение иностранным языком, связанная с усилением
общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, овладевать новыми компетенциями.
Владение иностранным языком как доступ к передовым международным научным и
1

технологическим
достижениям,
расширяющим
возможности
образования
и
самообразования, одно из важнейших средств социализации, самовыражения и успешной
профессиональной деятельности выпускника общеобразовательной организации.
Значимость владения иностранными языками как первым, так и вторым, расширение
номенклатуры изучаемых иностранных языков соответствует стратегическим интересам
России в эпоху постглобализации и многополярного мира. Знание родного языка
экономического или политического партнёра обеспечивает общение, учитывающее
особенности менталитета и культуры партнёра, что позволяет успешнее приходить к
консенсусу при проведении переговоров, решении возникающих проблем с целью
достижения поставленных задач.
Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к
переосмыслению целей и содержания обучения предмету.
Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре,
формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и соответственно
воплощается в личностных, метапредметных и предметных результатах. Иностранный язык
признается как ценный ресурс личности для социальной адаптации и самореализации (в том
числе в профессии), инструмент развития умений поиска, обработки и использования
информации в познавательных целях; одно из средств воспитания качеств гражданина,
патриота, развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между
людьми разных стран и народов.
Главная цель учебного курса по немецкому языку «Языковой практикум» –
поддержка гуманитарного профиля через предоставление учащимся возможности
дальнейшего развития и формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а также
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка,
дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в
других областях знаний в дальнейшей профессиональной сфере.
Освоение учебного курса «Языковой практикум» в 10-11 классах направлено на
достижение уровня владения языком, превышающего пороговый, достаточного для делового
общения в рамках выбранного профиля и достижения такого уровня иноязычной
коммуникативной компетенции, который позволит общаться на иностранном языке в устной
и письменной формах в пределах тематики учебного курса как с носителями иностранного
языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как
средство межличностного и межкультурного общения, а также использовать иностранный
язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных
и самообразовательных целях.
Содержание программы учебного курса способствует качественной и серьезной
подготовке к сдаче единого экзамена, которая будет востребована в процессе обучения на
профильном уровне (10-11 класс). Содержание данного курса носит практикоориентированный характер. Учебный курс «Языковой практикум» включает в себя также
выполнение заданий в формате ГИА, аналогичных тем, которые включены в КИМы для
сдачи ЕГЭ, большое внимание уделяется формированию стратегий для успешного
преодоления экзаменационных испытаний.
Работа с содержанием курса поможет выявить потенциальные склонности,
способности учащихся, их готовность к выбору дальнейшего направления своего
образования и к определению в нем места иностранного языка. Данный учебный курс
поможет:
2










создать условия для общения на немецком языке;
расширить лексический запас для свободного общения, социокультурные знания и
умения
развить умение планировать своё речевое и неречевое поведение;
совершенствовать коммуникативные умения, компенсаторные умения, а также
общеучебные умения и универсальные способы деятельности.
развить коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
сформировать мотивацию к изучению иностранного языка и стремление к
самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом;
подготовиться к сдаче ЕГЭ;
использовать знание немецкого языка в дальнейшей профессиональной деятельности.

На прагматическом уровне целью иноязычного образования на уровне среднего общего
образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции
обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве
таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и
метапредметная компетенции:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими) в соответствии с
отобранными темами общения, освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка,
разных способах выражения мысли в родном и немецком языках;
социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям
немецкоязычных стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся на уровне среднего общего образования,
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного
общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств немецкого языка при получении и передаче информации;
метапредметная/учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных
учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению
иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других
областях знания.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией в процессе овладения
иностранным языком формируются ключевые универсальные учебные компетенции,
включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебнопознавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного
самосовершенствования.
Основными
подходами
к
обучению
иностранным
языкам
признаются
компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативнокогнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность
реализовать поставленные цели иноязычного образования на уровне среднего общего
образования, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания
обучения, отобранного для данного уровня общего образования при использовании новых
педагогических технологий и возможностей цифровой образовательной среды.
3

Для полноценной реализации образовательно-развивающего потенциала немецкого
языка как учебного предмета необходимо, чтобы процесс приобщения учащихся
к изучаемому языку не только расширял их кругозор, повышал их общеобразовательный
уровень, открывал доступ к европейскому культурному богатству, но и способствовал более
глубокому пониманию собственной культуры и ее роли в духовном и материальном
развитии человечества.
С целью реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в содержание программы включены темы, раскрывающие вопросы
духовно-нравственного воспитания:
 Я и моя семья, моё окружение. Общение с друзьями и знакомыми. Карьера и семья.
 Моя страна. Путешествие по своей стране и за рубежом.
 Здоровый образ жизни и правильное питание.
 Мир вокруг нас. Система ценностей. Образование и профессия.
 Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка.
 Заповедники России. Деятельность различных организаций по защите окружающей
среды.
 Молодёжные инициативы и проекты, выбор профессии, качества человека будущего.
 Научно-технический прогресс. Достижения современной науки. Выдающиеся личности в
истории моей страны.
 Молодёжные субкультуры. Классическое современное искусство.
В результате изучения этих тем будут достигнуты следующие результаты:
 воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (гербу, флагу, гимну);
 формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной
деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями,
осознанному выбору будущей профессии как способу реализации собственных жизненных
планов;
 формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, норм здорового и
безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического
и социального здоровья;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

4

 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;
 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
 формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 формирование экологической культуры, бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
 осознание ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта экологически направленной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
С целью реализации национально-регионального компонента в содержание курса
включены следующие темы:
1. Отдых в Карелии. Предложения турфирм.
2. Мой лицей.
3. Известные карельские семьи: Тамара Юфа.
4. Экологические проблемы и мой вклад в охрану окружающей среды в регионе.
5. Карельские заповедники.
6. Праздники и традиции моего края.
7. Способы проведения досуга в выходные в Петрозаводске
8. Культурная жизнь Карелии.
9. Карельские спортсмены.
10. ВУЗы и профцентры Петрозаводска.
Культуроведческое наполнение учебной программы национально-региональным
компонентом, система заданий творческого и поискового характера с элементами
сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют
познавательной активности, повышению мотивации к изучению немецкого языка, позволяет
учащимся всесторонне познакомиться с традициями, культурой, природой и укладом жизни
Республики Карелия как части многонационального общества России.
Задачи курса
 способствовать развитию умений публичных выступлений, таких как: сообщение,
представление результатов работы по проекту;
 предоставить возможность участия в индивидуальных и групповых творческих проектах;
 совершенствовать ИКТ - компетентность, необходимую для эффективного решения
учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения;
 развивать на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира личность обучающихся;
 совершенствовать умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и
чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль и передавать информацию
в связных аргументированных высказываниях;
 учить планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации
общения;
5















совершенствовать умение участвовать в диалогах этикетного характера, диалогахрасспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах - обмене информацией, в
диалогах смешанного типа;
совершенствовать умение участвовать в дискуссии с соблюдением речевых норм и
правил поведения, принятых в странах изучаемого языка, запрашивая и обмениваясь
информацией, высказывая и аргументируя свою точку зрения, возражая, расспрашивая
собеседника и уточняя его мнение, беря на себя инициативу в разговоре, вносить
пояснения;
совершенствовать умение выходить из ситуации дефицита языковых средств в процессе
иноязычного общения;
способствовать устранению устоявшихся предрассудков и клише, снятию языкового
барьера, развитию толерантного отношения к народу, его культуре и истории;
способствовать осознанию целостной картины мира за счёт интеграции знаний из
различных предметных областей;
развивать речевые способности (фонематический слух, чувство языка, языковую догадку,
логическое мышление);
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, совершенствованию
грамматического и фонетических навыков, умений и навыков диалогической и
монологической речи;
содействовать приобретению опыта публичного выступления;
способствовать приобретению опыта положительного эмоционального отношения к
иностранному языку; опыта, направленного на систему ценностных ориентаций
учащихся, а также понимание значимости владения иностранным языком в современном
мире;
способствовать формированию личностного портфолио учащихся

Формы организации обучения
При изучении учебного курса применяются как традиционные, так и дистанционные формы
организации обучения. Дистанционные формы обучения реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном
взаимодействии с обучающимися.
С использованием дистанционных образовательных технологий могут организовываться
такие виды учебной деятельности, как лекции; онлайн-консультации, письменные и устные
высказывания на немецком языке, контрольные работы, тесты, самостоятельные работы,
грамматические
практикумы,
тренировочные
упражнения
с
использованием
образовательных платформ, самостоятельные устные сообщения-презентации, онлайнпроекты, онлайн-викторины, просмотр видеосюжетов с последующим изложением
содержания, прослушивание песен, просмотр фильмов на немецком языке, а также
монологические и диалогические высказывания.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Развитие у обучающихся способностей использовать иностранный язык в качестве
инструмента общения в диалоге культур, а именно, формирование у учащихся культуры
устной речи является важным аспектом и осуществляется в рамках учебного курса в разных
ситуациях общения: беседа, спор, дискуссия, обмен мнениями и так далее. Обучение
технологиям общения способствует подготовке выпускников школы к успешной
демонстрации сформированности иноязычной компетенции, включая все её составляющие,
на различных независимых экзаменах.
Коммуникативная направленность курса обучение в диалоге и сотрудничестве, а
6

также темы и сферы общения способствуют формированию у выпускников личностных
результатов.




















В результате освоения учебного курса у выпускников будут сформированы:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
способность применять немецкий язык в своей профессиональной деятельности,
направленной на укрепление благосостояния своей страны;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

Метапредметные результаты
В результате освоения программы учебного курса «Языковой практикум» выпускники
продемонстрируют метапредметные результаты, представленные тремя группами
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
7

 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 владеть стратегиями смыслового чтения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками и со взрослыми на немецком
языке, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений
Предметные результаты
Значительная роль в учебном курсе «Языковой практикум» отводится
межпредметным связям с литературой, историей, географией, музыкой, изобразительным
8

искусством. Межпредметные связи носят взаимодействующий характер. Знания,
приобретённые при изучении разных предметов в рамках освоения программы среднего
общего образования, используются в процессе обучения немецкому языку. Информация,
полученная с помощью немецкого языка, обогащает и расширяет кругозор учащихся и их
знания в других предметных областях.
Практическая направленность занятий учебного курса позволяет обеспечить
коммуникативную подготовку учащихся к грамотному и эффективному владению немецким
языком.
Выпускник на углубленном уровне научится:
Коммуникативные умения. Говорение, диалогическая речь
 кратко комментировать точку зрения другого человека;
 проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо
информации;
 обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую
информацию;
 выражать различные чувства (радость, удивление, грусть, заинтересованность,
безразличие), используя лексико-грамматические средства языка
Говорение, монологическая речь
 резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
 обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста;
 формулировать вопрос или проблему, объясняя причины, высказывая предположения о
возможных последствиях
 высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая ее аргументами
и пояснениями;
 комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против;
 строить устное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных
текстов, передавая их содержание, сравнивая их и делая выводы
Аудирование
 полно и точно воспринимать информацию в распространённых коммуникативных
ситуациях;
 обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной
задачей/вопросом;
 детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического
характера с чётким нормативным произношением в ситуациях повседневного общения.
Чтение
 читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и
отвечать на ряд уточняющих вопросов;
 использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации;
 отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов.
Письмо
 писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу;
 описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства;
 расспрашивать о новостях и излагать их в электронном письме личного характера;
 делать выписки из иноязычного текста;
 выражать письменно своё мнение по поводу фактической информации в рамках
изученной тематики;
 строить письменное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или
прослушанных текстов, передавая их содержание и делая выводы
9

Языковые навыки
Фонетическая сторона речи
 произносить звуки немецкого языка чётко, не допуская ярко выраженного акцента;
 чётко и естественно произносить слова немецкого языка, в том числе применительно к
новому языковому материалу.
Орфография и пунктуация
 соблюдать правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих
понимание.
Лексическая сторона речи
 использовать глаголы с управлением по широкому спектру тем, уместно употребляя их в
соответствии со стилем речи;
 узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы;
 распознавать и употреблять в речи различные фразы-клише для участия в диалогах/
полилогах в различных коммуникативных ситуациях.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться
Коммуникативные умении
Говорение, диалогическая речь
 бегло говорить на разнообразные темы, четко обозначая взаимосвязь идей;
 без подготовки вести диалог/полилог в рамках ситуаций официального и неофициального
общения;
 аргументированно отвечать на ряд доводов собеседника
Говорение, монологическая речь
 высказываться по широкому кругу вопросов, углубляясь в подтемы и заканчивая
соответствующим выводом;
 пояснять свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы
различных позиций;
 делать ясный, логично выстроенный доклад, выделяя важные элементы.
Аудирование
 следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств;
 понимать разговорную речь в пределах литературной нормы, в том числе вне изученной
тематики.
Чтение
 детально понимать сложные тексты, включающие средства художественной
выразительности;
 определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий;
 прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;
 определять замысел автора.
Письмо
 описывать явления, события; излагать факты в письме делового характера;
 составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной и/или
исследовательской деятельности.
Языковые навыки
Фонетическая сторона речи
 передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации
и логического ударения.
Орфография и пунктуация
10

 создавать сложные связные тексты, соблюдая правила орфографии и пунктуации, не
допуская ошибок, затрудняющих понимание.
Лексическая сторона речи
 узнавать и употреблять в речи широкий спектр названий и имён собственных в рамках
интересующей тематики;
 использовать термины из области грамматики, лексикологии, синтаксиса;
 узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте специальную терминологию
по интересующей тематике.
В рамках развития языковой компетенции предполагается более глубокое овладение
учащимися уже известными видовременными формами глагола, включая пассивный залог,
детальное знакомство с употреблением артикля и служебных слов. Большое внимание
уделяется также дифференциации синонимов, семантике многозначных слов.
Учебно – познавательная компетенция заключается в дальнейшем развитии умения и
навыков перевода, а также владении немецким языком как одним из средств формирования
учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных
областях.
В процессе освоения данного курса корректируются фонетические, грамматические
недостатки, формируется языковая и стилистическая компетенция, пополняются и
систематизируются культурологические и лексические знания.
2. Содержание учебного курса












География стран изучаемого языка. Германия на карте мира. Исторический взгляд на
прошлое страны. Диктатура национал-социалистов. Германия после второй мировой
войны. Раскол и объединение Германии. Берлинская стена. Последствия объединения.
Германия в диалоге культур.
Культурные путешествия. Обращение в туристическое агентство. Бронирование комнаты
в отеле. Курорты России. Мировые достопримечательности.
Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления.
Федеральные земли Германии. Общие сведения, символика. Интересные факты.
Достопримечательности. Государственное устройство и общественно-политическая
жизнь страны. Партии и бундестаг. Политическая система немецкоговорящих стран и
России.
Жизнь в крупном мегаполисе и в деревне. Экономика и общественная жизнь. Деньги и
общество потребления. Карманные деньги. История денег. Реклама и отношение к ней.
Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Связь с предыдущими поколениями.
Семейные истории. Семья и брак. Первая любовь. Любовь в век информации. Переписка
с друзьями. Известные истории любви. Клара Шуман. Система ценностей. Волонтёрство
и благотворительность. Выдающиеся личности в истории стран изучаемого языка
Выбор профессии. Образование и профессии. Немецкие университеты мирового
значения. Условия обучения в ВУЗе в Германии. Определение уровня владения
немецким языком. Планы на будущее. Карьера и семья. Профессии будущего. Учёба за
рубежом. Практика в будущей профессии. Собеседование – первый шаг в приёме на
работу. Иностранные языки в профессиональной деятельности. Ключевые компетенции –
залог успеха. Подработка для старшеклассников. Международные проекты. Стажировка
за границей. Международное сотрудничество в космосе. Российско-немецкий парламент.
Школьный обмен.
Изменение климата и его последствия. Природные катастрофы. Деятельность
11












организаций по защите окружающей среды. Природные ресурсы. Энергосбережение.
Изменение климата и глобальное потепление. Международные экологические проекты.
Великая Байкальска тропа. Заповедники России и мира.
Технический прогресс и качество жизни. Плюсы и минусы. Новые информационные
технологии. Робототехника. Генные технологии. Развитие генной инженерии: плюсы и
минусы. Немецкие учёные и их изобретения, их польза для человечества. Женщина и
наука. Сетевое производство как новая индустриальная революция.
Свободное время с пользой. Интересные хобби и кружки. Увлечения современной
молодёжи. Досуг и отдых. Спорт как хобби. Экстремальные виды спорта. История
олимпийского движения. Олимпийские виды спорта.
Здоровый образ жизни и правильное питание. Визит к врачу. Глобальные проблемы
здоровья человечества. Современные тенденции в заботе о здоровье: йога, фитнес,
вегетарианство. Вредные привычки – разрушители здоровья подростков и молодёжи.
Мир книг. Развитие языка. Диалекты. Молодёжный сленг. Литературные жанры. Любовь
в искусстве и литературе. Любовная лирика. Сказки братьев Гримм. История
книгопечатания. Аудиокниги и чтение в интернете. Культурная жизнь страны и стран
изучаемого языка. Классическое и современное искусства. Абстрактная живопись. Пауль
Клее. Граффити – искусство доступное для всех. Изобразительные (живопись,
архитектура, скульптура, графика) и неизобразительные (музыка, театр, кино,
хореография) виды искусства.
Мода и дизайн как часть культуры. Мода и стиль. Молодые дизайнеры. Школьная
форма: стирает границы или убивает свободу? В магазине одежды.
Цифровые средства информации. Интернет и зависимость от современных технологий.
Опасности виртуального мира и использование Интернета для образования.
Дистанционное обучение: плюсы и минусы. Проблемы с использованием электорнных
устройств. История создания Интернета. Влияние социальных сетей на общение в
реальном мире.
Стереотипы о немцах. Типичные черты, особенности немцев как нации. Культура и
традиции сорбов. История русских немцев. Быт немцев в России. Типично немецкое и
типично русское: преодоление предрассудков.

Обучение немецкому языку в 10-11 классе имеет многоуровневый характер. Поскольку в
основу современных стандартов положен личностно-ориентированный подход, согласно
которому между учителем и учениками выстраиваются субъектно-субъектные отношения, а
весь процесс обучения направлен на формирование способности и готовности к
непрерывному самообразованию в течение всей жизни, то одним из основных
дидактических принципов является принцип дифференциации обучения. Этот принцип
поддерживается и УМК, рекомендуемым Федеральный перечнем учебников, который может
быть использован как на базовом, так и на углублённом уровне изучения немецкого языка. \
3. Тематическое и поурочное планирование 11 класс
Учебный год 2024-2025
Учебный курс: немецкий язык / языковой практикум
Класс: 11 А
Учебный план: 68 часов в год
Тематический план.
№
урока

№
урока
в

Тема урока

Контрольная
работа
12

Электронные цифровые
образовательные

модуле

ресурсы

Модуль № 1 Повторение. Отдых с пользой. (6 уроков)
Путешествие с семьёй. Путешествие по Карелии. Экологический отдых. СМИ и
цифровизация процесса обучения.
Грамматический материал
Повторение: временные формы глагола, страдательный залог, двойные союзы,
субстантивация прилагательных, придаточные предложения разных типов. Инфинитивная
группа с частицей и без. Употребление плюсквамперфекта.
1
1
Отдых с семьёй или
Издательство
друзьями?
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
2
2
Досуг старшеклассника.
3
3
Полезный отдых. Летний
языковой лагерь.
4
4
Цифровизация обучения:
плюсы и минусы
5
5
Сравнительный анализ
иллюстраций
6
6
Грамматический тренинг
Модуль № 2 Культурные путешествия (5 уроков)
Путешествия и иноязычные культуры. Заказа железнодорожных билетов через Интернет или
терминал на вокзале. Путешествие разными видами транспорта: преимущества и недостатки.
Типично немецкое и типично русское. Культура и традиции сорбов. История русских
немцев. Повторение: устная речь по теме с опорой на данные статистики. Написание
личного письма.
Грамматический материал
Повторение и активизация в образовании прошедшего времени перфект. Повелительное
наклонение. Косвенный вопрос. Начальный грамматический срез
7
1
Путешествие по железной
Издательство
дороге в Германии
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
8
2
Диалогическая речь по теме
«Покупка билетов в кассе»
9
3
Как снять номер в отеле?
10
4
Как преодолеть боязнь перед
полётом.
11
5
Сувениры из путешествия
Модуль № 3. Международные проекты (6 уроков)
Стажировка за границей. Международное сотрудничество. Международные молодёжные
проекты. Презентация собственных проектов. Российско-германские проекты.
Заповедники России и Карелии. Экотуризм. Глобализация и её недостатки. Развитие города
и регионов. Школьный обмен. Описание школьной жизни в России.
Грамматический материал
Употребления глаголов с управлением. Местоимённые наречия. Подготовка к ЕГЭ
12
1
Польза экологических
Издательство
проектов для жителей
«Просвещение» ЭОР
региона
https://prosv.ru
13
2
Глобализация. Причины и
последствия
14
3
Мировые продукты
15
4
Как создать свой проект?
16
5
Проект по школьному обмену
13

Задания в формате ЕГЭ.
1
Устная речь. Письмо
Модуль № 4. Искусство (7 уроков)
Влияние современного искусства на повседневную жизнь. Жанры искусства. Описание
картин. Альтернативные виды искусства. Молодежные субкультуры. Диалоги по теме
«Искусство». Классическая музыка. Театр, кино. Граффити. Контроль навыка аудирования.
В музее изобразительных искусств Карелии.
Грамматический материал
Повторение: степени сравнения прилагательных. Сравнительные придаточные предложения
18
1
Искусство для всех: репортаж
Издательство
из школы. Аудирование
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
19
2
Альфред Шнитке: руссконемецкий композитор
20
3
Пауль Клее. Символический
смысл картин
21
4
Граффити – искусство,
доступное для всех
22
5
Искусство на каждый день.
Стиль баухаус и его
представители
23
6
Эссе по цитате архитектора
Ф.Хундертвассер
24
7
Проект «Знаменитые
художники Германии и
России»
Модуль № 5. Любовь и дружба (6 уроков)
Друзья и их качества характера. Дружба и любовь. Выбор партнёра. Истории любви великих
людей. Отношение немецких подростков к любви и дружбе. Любовные переживания.
Любовь в век информации. Биография Клары Шуман
Грамматический материал Повторение: типы придаточных предложений
25
1
Признаки настоящей дружбы.
Издательство
Описание своего друга
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
26
2
Поиск друзей. Советы
27
3
Первая любовь. Аудирование
28
4
Первая любовь. Советы
психолога
29
5
Ситуативные диалоги.
Разговор по душам
30
6
Эссе по теме «Настоящая
любовь»
Модуль № 6. Здоровый образ жизни (8 уроков)
Факторы, влияющие на качество жизни. Принципы здорового питания, составление плана
рационального распределения времени. Спорт и его влияние на здоровье. День ЗОЖ в моей
школе. Необычные свойства продуктов. Эффективная подготовка к экзаменам: советы.
Грамматический материал
Инфинитивные обороты statt…zu, ohne…zu, um…zu
31
1
Правильное питание. Еда в
Издательство
Германии
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
32
2
Пирамида питания как основа
его разумной организации
17

6

14

Здоровый перекус в школе
Правильный распорядок дня
Время в нашей жизни
Спорт как составляющая
здорового образа жизни
37
7
Спорт и фитнес. Советы.
Реклама фитнес-центра
38
8
Эффективная подготовка к
экзаменам: советы
Модуль № 7. Мода и красота (7 уроков)
Предметы одежды. Характеристика внешнего вида. Покупки в магазине. Обмен и возврат
товаров в магазине. Мода и стиль. Профессия дизайнера. Известные и молодые немецкие
дизайнеры. Школьная форма. Национальная одежда в России и Германии. Национальный
карельский костюм. Карельская вышивка. Модные стили. Карьера фотомодели.
Грамматический материал
Повторение: склонение прилагательных и степени сравнения прилагательных
39
1
В магазине одежды. Обмен и
Издательство
возврат товара
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
40
2
Имя прилагательное.
Грамматический тренинг
41
3
Немецкий стиль покоряет
мир. Джил Сандер и Карл
Лагерфельд
42
4
Недовольство своей
внешностью. Советы
43
5
Национальная одежда в
Германии, России, Карелии
44
6
Задания в формате ЕГЭ.
Чтение. Письмо
45
7
Аудирование. Карьера
фотомодели. Интервью с
консультантом
Модуль № 8. Деньги и общество потребления (7 уроков)
Карманные расходы немецких и российских подростков. Стратегии обращения с
карманными деньгами. Планирование бюджета. Реклама и общество потребления.
Отношение к деньгам как часть менталитета. История возникновения денег. Стереотипы в
немецкой и русской культуре в отношении денег
Грамматический материал
Сослагательное наклонение для выражения нереальных желаний
Употребление сослагательного наклонения в прошедшем времени
46
1
Обращение молодёжи с
Издательство
деньгами. Диалогическая
«Просвещение» ЭОР
речь
https://prosv.ru
47
2
Способы накопить и
сэкономить деньги
48
3
Как появились деньги.
История денег
49
4
Интересные факты из
истории денег. Пересказ
содержания
33
34
35
36

3
4
5
6

15

Совместное потребление:
новая экономическая
парадигма
51
6
Покупки через интернет:
мнения за и против
52
7
Реклама и отношение к ней.
Чтение в формате ЕГЭ
Модуль № 9. Выбор профессии (10 уроков)
Профессия мечты. Определяющие критерии при выборе профессии. Профессиональные
области. Хобби и профессия. Высшее образование. Написание биографии и мотивационного
письма. Высшие учебные заведения Германии: типы и правила поступления. Российские
ВУЗы. Петрозаводский университет и его факультеты. Особенности написания онлайнрезюме. Образование за рубежом и карьерный рост. Центр занятости г. Петрозаводска.
Грамматический материал
Употребление относительных местоимений и относительных предложений
53
1
Хобби стало профессией.
Издательство
Поисковое чтение
«Просвещение» ЭОР
https://prosv.ru
54
2
Мои интересы и будущая
профессия. Интернет-анкета
55
3
Риски связи хобби и
профессии. Чтение интервью
56
4
Эссе «Может ли хобби
превратиться в будущую
профессию?»
57
5
Отличие образования в
университетах Европы и
России
58
6
Особенности написания
онлайн-резюме
59
7
В мире профессий. Описание
фотографий
60
8
Задания в формате ЕГЭ.
Аудирование. Планы на
будущее
61
9
Год отдыха после школы:
варианты его проведения.
Чтение
62
10
Задания в формате ЕГЭ.
1
Родители беспокоятся о
будущем своих детей
Модуль № 10. Ключевые компетенции – залог успеха (10 уроков)
Качества личности для профессионального успеха. Как я представляю своё будущее?
Требования работодателей для сотрудников. Популярные образовательные программы для
студентов. Международная компетенция. Важность владения иностранным языком для
будущей профессии. Подработка для старшеклассников. Жизнь в городе и деревне: плюсы и
минусы.
Грамматический материал
Систематизация и повторение грамматического материала. Задания по подготовке к
итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
63
1
Определение ключевых
Издательство
компетенций
«Просвещение» ЭОР
50

5

16

64
65

66
67
68

Значение международной
компетенции. Аудирование
3
Значение иностранных
языков для будущей
профессии
4
Профессии, связанные с
иностранными языками
5
Профессия переводчик
6
Собеседование – первый шаг
в приёме на работу. Личное
письмо
Итого по плану: 68 часов
2

https://prosv.ru

2 контрольные
работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Немецкий язык, Вундеркинды Плюс, 11 класс/ Радченко ОА., Лытаева М.А., Гутброд
О.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ




Книга для учителя. 11 класс. Автор: Лытаева М. А. Линия УМК: УМК "Вундеркинды"
Г.В. Яцковская
Рабочая тетрадь к УМК "Вундеркинды Плюс" О. А. Радченко, М. А. Лытаева, О. В.
Гутброд, 11 класс
Александр Шамов: Современный урок иностранного языка. Английский язык. Немецкий
язык. Материалы к урокам. Планирование.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Издательство «Просвещение» ЭОР https://prosv.ru

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».