12_Рабочая программа учебного предмета ИНФОРМАТИКА (углубленный уровень) (ТП 5-6 и 7 углубленный уровень)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»

РАССМОТРЕНО
Кафедра информатики
и физики
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика. Углубленный уровень»
для обучающихся 5-7 классов

Петрозаводск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-7 классов
на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения федеральной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с федеральной рабочей программой по учебному предмету «Информатика», а также
на основе федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на
базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной
итоговой аттестации).
Программа по информатике является основой для составления авторских
учебных программ, тематического планирования курса учителем.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:
• формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия
для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;
• формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном
обществе;
• формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в
том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её
результаты;

• формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования
являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний,
умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации
в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной
безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов
в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение
как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
• цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
• теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали:
вначале осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для
научного обобщения в старших классах;
• информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности, знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного
описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;

знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем
для решения с их помощью практических задач;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в
виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс образовательной организацией выделено за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями
информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках
логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех
без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и
обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения
курса информатики основной школы в 7–9 классах.
В системе общего образования информатика признана обязательным
учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и
информатика». ФГОС ООО предусмотрены требования к освоению предмет-

ных результатов по информатике на базовом и углублённом уровнях, имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это позволяет
реализовывать углублённое изучение информатики как в рамках отдельных
классов, так и в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в том
числе используя сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По завершении реализации программ углублённого уровня обучающиеся смогут детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня
сложности.
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе
и 1 час в неделю в 6 классе.
В текущем учебном году на изучение информатики на углубленном
уровне отводится 204 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения).
Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на
веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и
по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с
помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное
зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование

графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание.
Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 КЛАСС
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к
файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов).
Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем

(например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью
списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
7 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Техника безопасности и
правила работы на компьютере.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный
ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его
характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий диск и твердотельный накопитель, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Теоретические основы информатики.
Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация
как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.

Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Двоичный алфавит. Количество различных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Искажение данных при передаче.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка
ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода.
Информационный объём текста.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB, CMYK, HSL. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота дискретизации. Количество
каналов записи. Оценка информационного объёма звуковых файлов.
Информационные технологии.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста.
Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание.
Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервалы, выравнивание. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.

Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый документ диаграмм и формул.
Параметры страницы, нумерация страниц. Добавление в документ колонтитулов, ссылок.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов Интернете для обработки текста.
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования.
Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки, каталога). Путь к файлу (папке, каталогу).
Файловый менеджер. Работа с файлами и папками (каталогами): создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов.
Архивация данных. Использование программ-архиваторов.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов.
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск

информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел,
записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод натуральных чисел в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатиричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатиричной системы в
двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Представление целых чисел в Р-ичных системах счисления. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления.
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция,
логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание), «исключающее или» (сложение по модулю 2), «импликация» (следование), «эквиваленция» (логическая равнозначность). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания
при известных значениях истинности входящих в него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики. Построение логических выражений по таблице истинности.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Сумматор.
Алгоритмы и программирование.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа).

Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных
данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Вспомогательные алгоритмы. Использование параметров для изменения
результатов работы вспомогательных алгоритмов.
Анализ алгоритмов для исполнителей.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и
логические ошибки. Отказы.
Система координат в компьютерной графике. Изменение цвета пикселя.
Графические примитивы: отрезок, прямоугольник, окружность (круг).
Свойства контура (цвет, толщина линии) и заливки. Построение изображений
из графических примитивов.
Использование циклов для построения изображений. Штриховка замкнутой области простой формы (прямоугольник, треугольник с основанием, параллельным оси координат).
Принципы анимации. Использование анимации для имитации движения
объекта. Управления анимацией с помощью клавиатуры.
Язык программирования (Python, C++, Java, C#). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Проверка делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Случайные (псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух,
трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.

Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа
в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные
цифры. Разложение натурального числа на простые сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на простоту.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных, определение возможных
входных данных, приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значений элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Java,
C#): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с
формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Понятие о сложности алгоритмов.
Информационные технологии.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для
поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм
(гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в

Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей).
Разработка веб-страниц. Язык HTML. Структура веб-страницы. Заголовок и тело страницы. Логическая разметка: заголовки, абзацы. Разработка
страниц, содержащих рисунки, списки и гиперссылки.
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы сетевой активности).
Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видеоконференции и другие сервисы), справочные
службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы обновления
программного обеспечения. Сервисы государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые
текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные
и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка соответствие модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе
данных с помощью визуального редактора.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник)
и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества
путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью
дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели
от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.

Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование.
Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы (подпрограммы, процедуры, функции). Параметры как средство изменения результатов работы подпрограммы. Результат функции. Логические функции.
Рекурсия. Рекурсивные подпрограммы (процедуры, функции). Условие
окончания рекурсии (базовые случаи). Применение рекурсии для перебора вариантов.
Сортировка массивов. Встроенные возможности сортировки выбранного
языка программирования. Сортировка по нескольким критериям (уровням).
Двоичный поиск в упорядоченном массиве.
Двумерные массивы (матрицы). Основные алгоритмы обработки двумерных массивов (матриц): заполнение двумерного массива случайными числами
и с использованием формул, вычисление суммы элементов, минимума и максимума строки, столбца, диапазона, поиск заданного значения. Сортировка по
нескольким критериям (уровням).
Динамическое программирование. Задачи, решаемые с помощью динамического программирования: вычисление функций, заданных рекуррентной
формулой, подсчёт количества вариантов, выбор оптимального решения.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома, автономная система управления транспортным средством и другие системы).
Информационные технологии.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных.
Динамическое программирование в электронных таблицах.
Численное моделирование в электронных таблицах. Численное решение
уравнений с помощью подбора параметра. Поиск оптимального решения.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона.

Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного
обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
Знакомство с перспективными направлениями развития информационных
технологий (на примере искусственного интеллекта и машинного обучения).
Системы умного города (компьютерное зрение и анализ больших данных).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных
технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде,
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:

сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том
числе существующих в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах
безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной
информации;

запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования с использованием последовательного
выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и
абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию.
К концу обучения в 6 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:
записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке
(каталогу);
работать
с
файловой
системой
персонального
компьютера
с использованием графического интерфейса: создавать, копировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять
поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от
вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в
операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь
представление
об
основных
единицах
измерения
информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;

создавать простые векторные рисунки и использовать их для
иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с
элементами анимации.
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
демонстрировать владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, алгоритм, использовать их для решения учебных и практических задач;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание (пояснять сущность) основных принципов кодирования информации различной природы: числовой, текстовой (в различных современных кодировках), графической (в растровом и векторном представлении), аудио, видео;
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи данных, сравнивать их количественные характеристики;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода и вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
выделять основные этапы в истории развития компьютеров, основные
тенденции развития информационных технологий, в том числе глобальных сетей;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций, демонстрируя
владение умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа
различных видов информации, формировать личное информационное пространство.

К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
записывать, сравнивать и производить арифметические операции над целыми числами в позиционных системах счисления;
оперировать понятиями «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации и эквиваленции, определять истинность логических выражений при известных значениях истинности входящих в него
переменных;
строить таблицы истинности для логических выражений, строить логические выражения по таблицам истинности;
упрощать логические выражения, используя законы алгебры логики;
приводить примеры логических элементов компьютера;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (папки, каталога), путь к файлу (папке, каталогу) по
имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного
носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера и облачными
хранилищами с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств
ИКТ, иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье
пользователя, уметь применять методы профилактики заболеваний, связанных
с использованием цифровых устройств;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и
права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов
сети Интернет, в том числе защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты
данных) с учётом основных технологических и социально-психологических
аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);

искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам и по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций, цифровые
сервисы государственных услуг, цифровые образовательные сервисы;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»,
понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе
в виде блок-схемы;
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;
оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция присваивания, арифметические и логические операции, включая операции целочисленного деления и остатка от деления;
использовать константы и переменные различных типов (числовых – целых и вещественных, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений, определять возможные входные данные, приводящие к определённому результату;
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием ветвлений (нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел, решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов с переменной,
циклов с условиями (алгоритмы нахождения наибольшего общего делителя

двух натуральных чисел, проверки натурального числа на простоту, разложения натурального числа на простые сомножители, выделения цифр из натурального числа);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки потока данных (вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значений элементов числовой последовательности, удовлетворяющих заданному условию);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы обработки символьных данных (посимвольная обработка строк, подсчёт частоты появления символа в строке, использование встроенных функций
для обработки строк);
создавать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования из приведённого выше списка: заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел, линейный
поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение суммы, минимального и максимального значений элементов массива;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование, вычисление среднего арифметического, поиск максимального и минимального
значений), абсолютной, относительной и смешанной адресации.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
демонстрировать владение понятиями «модель», «моделирование»: раскрывать их смысл, определять виды моделей, оценивать соответствие модели
моделируемому объекту и целям моделирования, использовать моделирование для решения учебных и практических задач;
создавать однотабличную базу данных, составлять запросы к базе данных
с помощью визуального редактора;
демонстрировать владение терминологией, связанной с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);

использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры, находить кратчайший путь в заданном графе, вычислять количество путей между двумя вершинами в направленном ациклическом графе, выполнять перебор вариантов с помощью дерева;
строить несложные математические модели и использовать их для решения задач с помощью математического (компьютерного) моделирования, понимать сущность этапов компьютерного моделирования (постановка задачи,
построение математической модели, программная реализация, тестирование,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение
модели);
разбивать задачи на подзадачи; создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения (Python, С++, Java,
C#), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
подпрограмм (процедур, функций);
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие несложные рекурсивные алгоритмы;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие алгоритмы сортировки массивов, двоичного поиска в упорядоченном массиве;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие основные алгоритмы обработки двумерных массивов (матриц): заполнение двумерного массива случайными числами и с использованием формул, вычисление суммы элементов, максимального и минимального значений элементов
строки, столбца, диапазона, поиск заданного значения;
составлять и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие простые приёмы динамического программирования;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
использовать для обработки данных в электронных таблицах встроенные
функции (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию);
использовать численные методы в электронных таблицах для решения задач из разных предметных областей: численного моделирования, решения
уравнений и поиска оптимальных решений;

разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
приводить примеры сфер профессиональной деятельности, связанных с
информатикой, программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями;
приводить примеры перспективных направлений развития информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта и машинного обучения;
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих
в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1

Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе

1.2

Программы для компьютеров. Файлы и папки

1.3

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

7

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация в жизни человека

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

3

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1

Алгоритмы и исполнители

2

30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

Количество часов
№ п/п

3.2

Наименование разделов и тем программы

Всего

Работа в среде программирования

Контрольные работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

8

Итого по разделу

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

10

Раздел 4. Информационные технологии
4.1

Графический редактор

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

4.2

Текстовый редактор

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

4.3

Компьютерная презентация

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Итого по разделу

12

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

31

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1

Компьютер

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1.2

Файловая система

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1.3

Защита от вредоносных программ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Итого по разделу

4

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация и информационные процессы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2.2

Двоичный код

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2.3

Единицы измерения информации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Итого по разделу

6

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
32

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3.1

Основные алгоритмические конструкции

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

3.2

Вспомогательные алгоритмы

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

Итого по разделу

12

Раздел 4. Информационные технологии
4.1

Векторная графика

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

4.2

Текстовый процессор

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

4.3

Создание интерактивных компьютерных презентаций

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

Итого по разделу

10

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

33

0

7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1

Компьютер - универсальное устройство обработки
данных

Библиотека ЦОК

5

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/c1194510

5

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информация и информационные процессы

2

2.2

Представление информации

10

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1194510

12

Раздел 3. Информационные технологии
3.1

Текстовые документы

7

Библиотека ЦОК

3.2

Компьютерная графика

5

Библиотека ЦОК

3.3

Мультимедийные презентации

4

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

16

Обобщение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

34

https://m.edsoo.ru/c1194510
https://m.edsoo.ru/c1194510
https://m.edsoo.ru/c1194510

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e23218c0

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

Учебный год 2024-2025
Предмет: Информатика
Классы: 5а, 5б, 5в, 5г
Учебный план: 34 часа в год
№ п/п

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Тема урока

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
Тема 1. Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе
1

2

Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы
с информацией
Основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2
https://lesson.edu.ru/lesson/184ac926dd19-4ea9-9ddd-6c9646807890

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2

Тема 2. Программы для компьютеров. Файлы и папки
3

Программы для компьютеров

1

4

Файлы и папки

1

5

Работа с файлами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152826
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74

Тема 3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете
6

Сеть Интернет

1
35

Библиотека ЦОК

№ п/п

7

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Тема урока

Правила безопасного поведения в Интернете

1

Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/8a153244
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153460

Раздел2. Теоретические основы информатики
Тема 4. Информация в жизни человека
8

Информация в жизни человека

1

9

Действия с информацией

1

10

Кодирование информации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
Тема 5. Алгоритмы и исполнители
11

Алгоритмы и исполнители

1

12

Алгоритмы вокруг нас.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

Тема 6. Работа в среде программирования
13
14

Преобразование информации по заданным правилам. Калькулятор
Преобразование информации путём рассуждений.
Черные ящики

1
1

36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

№ п/п
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Работа в среде программирования КУМИР. Исполнитель Водолей
Разработка плана действий. Исполнитель Водолей

Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1

Работа в среде программирования КУМИР. Исполнитель Кузнечик
Разработка плана действий. Исполнитель Кузнечик

1
1

Работа в среде программирования КУМИР. Исполнитель Чертежник
Разработка плана действий. Исполнитель Чертежник

1
1

Электронные цифровые образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

Раздел 4. Информационные технологии
Тема 7. Графический редактор
21

Графический редактор

1

22

Преобразование графических изображений

1

23

Планируем работу в графическом редакторе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163874
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1639d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16404e

Тема 8. Текстовый редактор
24
25

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод
текста.

1
1
37

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

№ п/п

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Тема урока

26

Редактирование текста.

27

Текстовый фрагмент и операции с ним.

1

28

Форматирование текста.

1

29

Создание текстового документа

1

1

Электронные цифровые образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162fe6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162fe6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1635c2

Тема 9. Компьютерная презентация
30

Компьютерные презентации. Планирование работы

1

31

Правила размещения объектов на слайдах

1

32

Создание презентации на основе готовых шаблонов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

Резервное время
33

Мини-проект. Создание презентации

1

34

Мини-проект. Создание презентации

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

38

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
0

6 КЛАСС

Учебный год 2024-2025
Предмет: Информатика
Классы: 6а, 6б, 6в, 6г
У чебный план: 34 часа в год
№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность
Тема 1. Компьютер
1

Компьютер

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2

Тема 2. Файловая система
2

Файловая система. Файлы и папки

3

Работа с файлами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74

Тема 3. Защита от вредоносных программ
4

Защита от вредоносных программ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152f74

Раздел2. Теоретические основы информатики
Тема 4. Информация и информационные процессы
5

Информация и информационные процессы

6

Преобразование информации
39

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a

1

Библиотека ЦОК

№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/8a161e2a

Тема 5. Двоичный код
7

Двоичный код

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186

8

Двоичный код. Кодирование информации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186

Тема 6. Единицы измерения информации
9

Единицы измерения информации

10

Единицы измерения информации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
Тема 7. Основные алгоритмические конструкции
11

Алгоритмы и исполнители

12

Среда текстового программирования

13

Управление исполнителем

14

Циклические алгоритмы

16

Переменные
40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17949e

№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

17

Разработка программ для управления исполнителем с использованием циклов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

18

Разработка программ для управления исполнителем с использованием циклов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

Тема 8. Вспомогательные алгоритмы
19

Использование вспомогательных алгоритмов (процедур)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

20

Разработка программ для управления исполнителем с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур).
Процедуры с параметрами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

Разработка программ для управления исполнителем, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998a

21
22

Раздел 4. Информационные технологии
Тема 9. Векторная графика
23

Векторная графика. Исследование возможностей
векторного графического редактора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30

24

Создание и редактирование изображения базовыми
средствами векторного редактора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30

25

Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30

Тема 10. Текстовый процессор
41

№ п/п

Количество часов

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

26

Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков и таблиц

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

27

Нумерованные, маркированные и многоуровневые
списки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

28

Добавление таблиц в текстовые документы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

29

Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e

Тема 11. Создание интерактивных компьютерных презентаций
30

Создание компьютерных презентаций

31

Создание презентации с интерактивными элементами

32

Создание презентации с гиперссылками

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

Резервное время
33

Мини-проект. Создание презентации

34

Мини-проект. Создание презентации

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4

34

42

0

7 КЛАСС

Учебный год 2024-2025
Предмет: Информатика
Классы: 7б, 7в
Учебный план: 34 часа в год

№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Компьютер - универсальное устройство обработки данных
1

Компьютер — универсальное вычислительное
устройство, работающее по программе. Техника
безопасности и правила работы на компьютере

1

Библиотека ЦОК

2

Основные компоненты компьютера и их назначение

1

Библиотека ЦОК

3

История развития компьютеров и программного
обеспечения. Современные тенденции развития
компьютеров

1

Библиотека ЦОК

4

Персональный компьютер и его характеристики

1

Библиотека ЦОК

5

Носители информации и скорость доступа к ним

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/a4c8bedc

https://m.edsoo.ru/c3fff0e9

https://m.edsoo.ru/45a23514

https://m.edsoo.ru/8720c7b2
https://m.edsoo.ru/71ffb849

Информация и информационные процессы
6

Информация и данные

1

Библиотека ЦОК

7

Информационные процессы

1

Библиотека ЦОК

Представление информации
43

https://m.edsoo.ru/713e7c25
https://m.edsoo.ru/8e14b58b

№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

8

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки

1

Библиотека ЦОК

9

Двоичный алфавит. Преобразование любого алфавита к двоичному

1

Библиотека ЦОК

10

Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите

1

Библиотека ЦОК

11

Единицы количества информации и скорости передачи данных

1

Библиотека ЦОК

12

Кодирование текстов

1

Библиотека ЦОК

13

Декодирование сообщений. Информационный
объём текста

1

Библиотека ЦОК

14

Кодирование цвета. Цветовые модели

1

Библиотека ЦОК

15

Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения

1

Библиотека ЦОК

16

Кодирование звука

1

Библиотека ЦОК

17

Контрольная работа по теме «Представление информации»

1

https://m.edsoo.ru/f07fbd1c
https://m.edsoo.ru/418e5823
https://m.edsoo.ru/cea434cf
https://m.edsoo.ru/385ac7a1
https://m.edsoo.ru/492d4035
https://m.edsoo.ru/5bddfddd
https://m.edsoo.ru/607916c9
https://m.edsoo.ru/3000650a
https://m.edsoo.ru/fe657630
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/59b55261

Текстовые документы
18

Текстовые документы, их ввод и редактирование в
текстовом процессоре

1

Библиотека ЦОК

19

Форматирование текстовых документов

1

Библиотека ЦОК

44

https://m.edsoo.ru/98d4bb25
https://m.edsoo.ru/778c2da3

№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

20

Структурирование информации с помощью списков

1

Библиотека ЦОК

21

Структурирование информации с помощью таблиц

1

Библиотека ЦОК

22

Вставка в документ формул и изображений

1

Библиотека ЦОК

23

Интеллектуальные возможности текстовых процессоров и Интернет-сервисов по созданию текстовых
документов

1

Библиотека ЦОК

24

Создание текстовых документов с колонтитулами,
цитатами и ссылками

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/0216f728
https://m.edsoo.ru/73bb307f
https://m.edsoo.ru/513d5789

https://m.edsoo.ru/336a3395

https://m.edsoo.ru/9aa19db5

Компьютерная графика
25

Графический редактор. Растровые рисунки

1

Библиотека ЦОК

26

Операции редактирования графических объектов

1

Библиотека ЦОК

27

Создание и редактирование изображений с помощью инструментов растрового графического редактора

1

Библиотека ЦОК

28

Векторная графика

1

Библиотека ЦОК

29

Создание и редактирование изображений с помощью инструментов векторного графического редактора

1

Библиотека ЦОК

Мультимедийные презентации
45

https://m.edsoo.ru/e49b7c84
https://m.edsoo.ru/08c423c9

https://m.edsoo.ru/08c423c9

https://m.edsoo.ru/ca326e33

https://m.edsoo.ru/d455a540

№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

30

Правила создания компьютерных презентаций

1

Библиотека ЦОК

31

Добавление на слайд текста и изображений

1

Библиотека ЦОК

32

Добавление на слайд аудиовизуальных данных.
Анимация

1

Библиотека ЦОК

33

Создание презентации с гиперссылками на основе
готовых шаблонов

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/c1d78555
https://m.edsoo.ru/415ff821
https://m.edsoo.ru/b928e5e5
https://m.edsoo.ru/2b295957

Обобщение
34

Обобщение учебного материала, изученного в 7
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

46

https://m.edsoo.ru/e23218c0

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика: 7-й класс: углубленный уровень: учебник в 2 частях; 1-е издание 7
класс/ Босова Л.Л., Босов А.Ю., Аквилянов Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ
ИНТЕРНЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

СЕТИ

Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL: https://educont.ru/ Текст: электронный.
Тренажер «Облако знаний». Информатика, ООО «Физикон Лаб»: сайт – URL:
https://school.oblakoz.ru/ - Текст: электронный
Электронный образовательный (информационный) ресурс «Яндекс Учебник. Информатика», ООО «ЯНДЕКС»: сайт – URL: https://education.yandex.ru/uchebnik/main Текст: электронный.
Якласс: сайт - URL: https://www.yaklass.ru/p/informatika - Текст: электронный.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса, углубленный
уровень (УМК Босова Л.Л.): сайт – URL:
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7uufrp.php - Текст: электронный.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».