Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Кафедра начального
образования

Педагогический совет

Протокол № 1 от «28»
августа 2024 г.

Протокол № 11 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для обучающихся 4 классов

Петрозаводск 2024
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка,
помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную
ценность произведений искусств. Слияние разных видов искусства: изображения, музыки,
художественного слова имеют большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости
на прекрасное и безобразное.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его
уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и
творческого

потенциала

пространственного

мышления,

ребёнка,
интуиции.

формирование
У

младших

ассоциативно–образного
школьников

развивается

способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально–логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально–образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Программа

по

изобразительному

искусству,разработанная

по

принципам

художественной педагогики и развивающего обучения, требует от учителей и учащихся
реализации их творческого потенциала. Триединая общеобразовательная цель достигается
способом комплексного и разностороннего влияния на учащихся средствами искусства:
художественным словом, предметно выраженными образами из различных пластических
материалов, цветом, линией рисунка.
Искусство является осознанной потребностью личности выражать собственные
чувства, идеи художественными средствами: линиями, цветом, формами, звуками,
движениями, образными словами. Не владея в достаточной степени навыками чтения,
письма, разговорной речи, дети выбирают художественные средства самовыражения. Они
являются для детей одновременно средствами адаптации к внешнему миру и посредством
общения с этим миром.
Опыт искусства способствует осознанию учащимися очень важной истины: на
всякий вопрос можно дать ответ самыми разыми способами. Единственно правильного
2

ответа не бывает. Таким образом, искусство способствует развитию творческой
самобытности,

предупреждает

возникновение

стереотипов

в

мышлении.

Только

творческий импульс обеспечивает успешную самореализацию личности.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будут
поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Приоритетные направления в преподавании предмета
Основой преподавания изобразительного искусства — является его деятельное
освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом
стандарте становится более разнообразным и вариативным. Непосредственное участие
детей

в

разнообразной

художественно-творческой

деятельности

воспитывает

эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления
личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие
способности ребенка, его индивидуальность и дарования.Опыт творческой деятельности
учащихся включает в себя актуальные умения и навыки выразительной передачи
окружающего мира с его собственной интерпретацией.
Цели предмета
• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной;
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и
общества;
3

• овладение элементарной художественной грамотой;
• формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных

видах

художественно–творческой

деятельности,

разными

художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения
• совершенствование эмоционально–образного восприятия произведений искусства
и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы различными художественными материалами;
• формирование у учащихся нравственно–эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в жизни и в искусстве;
• формирование художественно–творческой активности школьника;
• овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков;
• развитие понятия того, что человек–творец может работать определёнными
материалами, и развитие навыков освоения этих материалов;
• развитие наблюдательности у детей.
Приоритетная

цель

художественного

образования

в

школе

—

духовно-

нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Культуросозидающая

роль

программы

состоит

также

в

воспитании

гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей
Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В

основу

программы

положен

принцип

«от

родного

порога

в

мир

общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемогомироотношения.

4

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный
смысловойстержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия

искусства

с

жизнью.

Предусматривается

широкое

привлечение

жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру

человека,

способности

углубления

в

себя,

осознания

своих

внутренних

переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е.
пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся
личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально–ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно–образного
языка,

средств

художественной

выразительности.

Развитая

способность

к

эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особаясила
и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как
собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально–ценностных критериев жизни.
Реализация национально–регионального компонента
С целью реализации национально–регионального компонента в содержание
включены:
• расширение круга знаний культуры родного края, его особенностей, традиций;
• на уроках используются примеры образцов национальной культуры, народного
творчества, а также источники литературы, содержащей сведения о национальных
традициях родного края, образцов художественного творчества

(например,
5

музейные экспонаты, фотографии, репродукции картин художников, презентации
представляющие художников родного края, о памятниках деревянного зодчества
(архитектуре), сказки, поговорки и пословицы коренных жителей Карелии и т.п.).
Уроки, на которых используется региональный компонент, прописаны в
тематическом планировании.
Внесение изменений в РП по учебному предмету
в условиях перехода на ДО
Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и
дистанционные формы организации

обучения. Дистанционные формы обучения

реализуются в основном с применением информационно телекоммуникационных сетей
при

опосредованном

взаимодействии

с

обучающимися.

С

использованием

дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебной
деятельности, как:
• уроки;
• лекции;
• онлайн–консультации;
• практические занятия;
• контрольныеработы;
• самостоятельные работы
Образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий.
Планирование электронных занятий осуществляется так, чтобы не нарушить требования
СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения технических средств.
Подробности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на
занятии
Вид непрерывной деятельности

Время деятельности в зависимости от
класса, мин.
1–2-й класс

3–4-й класс
6

Просмотр

статических

10

15

Просмотр телепередач

15

20

Просмотр

15

20

15

15

Прослушивание аудиозаписи

20

20

Прослушивание аудиозаписи в

10

15

изображений на экранах отраженного
свечения

динамических

изображений на экранах отраженного
свечения
Работа

с

изображением

на

индивидуальном мониторе компьютера
и клавиатурой

наушниках

Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м классе — 20
минут, 3–4-м — 25 минут.
Формы ДОпоизобразительному искусству: использование различных сайтов,
образовательных платформ.
➢ http://www.edu.ru
➢ https://nsportal.ru
➢ https://infourok.ru
➢ https://videouroki.net
➢ https://proshkolu.ru/
➢ https://1sept.ru/news/sources/374/2
Формы контроля: через электронный журнал, электронную почту (каждый
учитель создает папку, а родители или дети отправляют фото, сканы выполненных работ),
мессенджеры: ВКонтакте.
Ресурсы
Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы данных с
учебной информацией, компьютерное и/или коммуникационное оборудование и интернет.
Корректировка

тематического

планирования

отражена

в

разделе

«Тематическое планирование» для каждого класса.
7

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Метапредметные результаты

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся должен достичь
следующих личностных результатов:
▪ в ценностно–эстетической сфере — эмоционально–ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие
разнообразия культурных явлений;
▪ в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному
познанию

мира,

умение

применять

полученные

знания

в

собственной

художественно-творческой деятельности;
▪ в трудовой сфере — навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное

искусство,

художественное

конструирование);

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения;
▪ формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
▪ воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
▪ развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
▪ формирование духовных и эстетических потребностей;
▪ овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
▪ воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
▪ отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты
▪ в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных
8

в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры
пластических искусств, характеризовать их специфику;
▪ в

ценностно–эстетической

сфере

—

умение

различать

и

передавать

в

художественно–творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной
художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к
художественным традициям своего и других народов;
▪ в

коммуникативной

сфере

—

способность

высказывать

суждения

о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных

эмоциональных

состояниях;

умение

обсуждать

коллективные

результаты художественно–творческой деятельности;
▪ в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства
художественной

выразительности

для

передачи

замысла

в

собственной

художественной деятельности;
▪ сформированность первоначальных представлений о роли

изобразительного

искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
▪ ознакомление

учащихся

с

выразительными

средствами

различных

видов

изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
▪

ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;

▪ первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
▪ получение

детьми

представлений

о

некоторых

специфических

формах

художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного
искусства и дизайна.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Кроме этого,
метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
9

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор

источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать

произведения

изобразительного искусства (по

изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие
задания.
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
2. Уметь донести свою позицию до собеседника.
3. Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
4. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
5. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
6. Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках изобразительного искусства и следовать им.
7. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта
;в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
10

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства должны
проявляться в:
• умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
• активном

использовании

языка

изобразительного

искусства

и

различных

художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, музыки, труда и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно–эстетическим содержанием;
• умении

организовывать

самостоятельную

художественно–творческую

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
II. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек,
мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о
богатстве

и

разнообразии

художественной

культуры.

Представление

о

роли

изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
11

Графика
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального
формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного
рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование
навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина, песок, снег (исходя из особенностей
региона) — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы, обрубовка, отсекание и др.)
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов для

художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон
—

сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков

художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно–прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение
работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии
при составлении узора крыльев.
12

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Архитектура
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
Азбука цифровой графики
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка,
ластик, заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ
дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы
«Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жарптицы»).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой
теме.
Обучение основам изобразительной грамоты
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
13

Линия.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,

острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный, и т.д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно–прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство
Земля — наш общий дом.Наблюдение природы и природных явлений, различие
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных
образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи,
домик улитки, и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.
Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.).
Опыт художественно — творческой деятельности
Участие

в

различных

видах

изобразительной, декоративно–прикладной

и

художественно–конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно–прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
14

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание

моделей

предметов

бытового

окружения

человека.

Овладение

элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши,
акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
1 класс
№ п/п

Содержание программы
Ты

1

изображаешь.

Кол-во часов

Знакомство

с

мастером

8

изображения.
2

Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения.

8

3

Ты строишь. Знакомство с мастером постройки.

11

4

Мастера изображения, украшения и постройки всегда

6

помогают друг другу.
Итого:

33
2 класс

№ п/п

Содержание программы

Кол-во часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Итого:

34

15

3 класс
№ п/п

Содержание программы

Кол-во часов

1

Искусство в твоём доме

8

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

10

4

Художник и музей

9

Итого:

34
4 класс

№ п/п

Содержание программы

Кол-во часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Итого:

III.

34

Тематическое планирование, разработанное с учетом Программы

воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

16

Учебный год - 2024 – 2025
Предмет - Изобразительное искусство
Класс – 4 а, 4 б, 4 в
Учитель – Рюгина Оксана Петровна __________________
Учебный план - 34 часа/год
Тематический план
I триместр
№
№
Кол-во
Тема урока
Содержание работы
п/п урока
часов
Раздел 1. Истоки родного искусства – 8 ч
1
1,2
« Пейзаж родной земли»
РК Пейзажи
2
Красота природы в
карельского художникаАлександр Каштанов
произведениях русской
живописи. Разнообразие
пейзажных сюжетов. Повторение
и развитие навыков живописи.
Изображение карельской
природы (пейзаж).
2
3
«Деревня – деревянный мир»
1
Создание образа деревенского
РК Карельские деревни, типы северных изб
подворья со своим типом
постройки северной избы.
Выразительная передача
элементов декора избы, фактуры
природных форм.
3
4
«Деревня – деревянный мир»
1
Создание образа деревенского
РК Карельские деревни, типы северных изб
подворья со своим типом
постройки северной избы.
Выразительная передача
элементов декора избы, фактуры
природных форм.
4
5
«Образ русского человека (женский образ)» 1
Изображение женских и мужских
РК Наряд карельской девушки, будничный
русских народных образов
и праздничный костюм
(индивидуальная работа или
создание общего панно),
развитие навыков изображения
человека.

ЦОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

17

5

6

6

7.8

7

9

8

10

9

11-12

«Образ русского человека (мужской образ)» 1
РК Образ карельского охотника. Костюм.

Изображение женских и мужских
русских народных образов
(индивидуальная работа или
создание общего панно),
развитие навыков изображения
человека.
« Народные праздники».
2
Праздник — это народный образ
РКНародные праздники, которые отмечают
радости и счастливой жизни.
в Карелии.
Изображение праздника является
формой обобщения материала
темы. Развитие композиционных
навыков. Создание работ на
тему народного праздника создание индивидуальных композиционных работ (возможно
также создание коллективного
панно).
Раздел 2. Древние города нашей земли – 6 ч
Древнерусский город-крепость.
1
Работа над образом
древнерусского города — изучение конструкций и пропорций
крепостных башен, постройка
крепостных стен и башен из
бумаги или пластилина.
Возможен изобразительный
вариант задания.
Древние соборы.
1
Изображение на бумаге, лепка
или постройка макета здания
древнерусского каменного храма
Древний город и его жители.
2
Знакомство с различными
слоями населения в древних
русских городах, их внешним
обликом.
Изображение всего жилого
наполнения города, построек
древнего города с людьми

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

18

разных сословий.
Итого
РК

12 часов
7 часов

Учебный год - 2024 – 2025
Предмет - Изобразительное искусство
Класс – 4 а, 4 б, 4 в
Учитель – Рюгина Оксана Петровна __________________
Учебный план - 34 часа/год
Тематический план
II триместр
№
№
Кол-во
Тема урока
Содержание работы
п/п урока
часов
1
13
Узорочье теремов.
1
Изображение интерьера палаты
— подготовка фона для
следующего задания
2
14
Праздничный пир в теремных палатах.
1
Создание коллективного или
индивидуального
аппликационного панно
«Княжеский пир» (изображение
и вклеивание персонажей и
предметного мира праздника)
или индивидуальные
изображения пира.
Раздел 3. Каждый народ – художник - 12 ч
3
15
Страна восходящего солнца. Образ
1
Изображение природы через
художественной культуры. Отношение к
детали, характерные для
природе, общекультурные ценности
японских художников (ветка
дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей
вишни на фоне тумана, дальних

ЦОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

19

4

16

Страна восходящего солнца. Образ
художественной культуры. Архитектурные
формы

1

5

17.18

Искусство народов гор и степей. Пейзаж

2

6

19.20

Образ художественной культуры Средней
Азии. Городской пейзаж

2

7

21.22

Образ художественной культуры Древней
Греции. Архитектура

2

8

23

Образ художественной культуры Древней
Греции. Образ людей в Др. Греции,
традиционные праздники

1

Итого
РК

гор).
Изображение японок в
национальной одежде (кимоно) с
передачей характерных черт
лица, прически, волнообразного
движения фигуры;
Изображение жизни в степи и
красоты пустых пространств.
Развитие живописных навыков.
Работа над образом древнего
среднеазиатского города —
аппликация на цветной бумаге
или создание макета основных
архитектурных построек.
Знакомство с архитектурными
формами на примере Афинского
акрополя. Создание образа
архитектуры греческих храмов.
Работа над коллективным панно
«Древнегреческий праздник».
Как вариант – композиция
спортивных состязаний,
олимпийских игр.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

11 часов
-

20

Учебный год - 2024 – 2025
Предмет - Изобразительное искусство
Класс – 4 а, 4 б, 4 в
Учитель – Рюгина Оксана Петровна __________________
Учебный план - 34 часа/год
Тематический план
III триместр
№
№
Кол-во
Тема урока
Содержание работы
п/п урока
часов
Работа над коллективным панно
Образ художественной культуры Древней
«Древнегреческий праздник».
1
24
Греции. Образ людей в Др. Греции,
1
Композиция спортивных
традиционные праздники
состязаний, олимпийских игр.
2
25.26 Образ художественной культуры
2
Образ средневекового города
средневековой Западной Европы.
(построение архитектурной
Знакомство с архитектурой
формы собора)
Раздел 4. Искусство объединяет народы – 8 ч
3
27.28 Все народы воспевают материнство
2
Изображение матери и дитя, их
единства, ласки, отношения друг
к другу (изображение по
представлению).
4
29.30 Все народы воспевают мудрую старость
2
Изображение любимого
пожилого человека — стремление выразить его внутренний
мир.
5
31
Сопереживание – великая тема искусства
1
Рисунок с драматическим
сюжетом, придуманным автором
Иллюстрация стихотворения
7
32
Герои, борцы и защитники (эскиз
1
Эскиз памятника

ЦОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
21

8

33.34

памятника)
Юность и надежды

2

Итого
РК
Итого за год
РК за год

11 час.
34 часа
7 часов

Изображение радости детства,
мечты о счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.

https://m.edsoo.ru/8a14a932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».