МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
кафедра начального
образования
Педагогический совет
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов
Петрозаводск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
(далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.
Национально-региональный
компонент
является
важным
составляющим содержания современного школьного образования. В числе
основных
его
задач —
приобщение
подрастающего
поколения
к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям
своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с
другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока,
на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая,
развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с
использованием
материала
национально-регионального
компонента
активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к
истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов,
сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным,
увлекательным, что повышает эффективность урока.
Национально региональный компонент представлен в тематическом
планировании.
Внесение изменений в РП по учебному предмету
в условиях перехода на ДО
Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и
дистанционные формы организации обучения. Дистанционные формы
обучения реализуются в основном с применением информационно
телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с
обучающимися. С использованием дистанционных образовательных
технологий могут организовываться такие виды учебной деятельности, как:
– уроки;
– лекции;
– онлайн-консультации,
– практические занятия;
– контрольныеработы;
– самостоятельные работы
Образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий.
Планирование электронных занятий осуществляется так, чтобы не нарушить
требования СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения
технических средств. Подробности – в таблице.
Таблица 1
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на занятии
Вид
деятельности
непрерывной
Время
деятельности
зависимости от класса, мин.
1–2-й класс
3–4-й класс
Просмотр
статических
изображений
на
экранах
отраженного свечения
10
15
Просмотр телепередач
15
20
в
Просмотр динамических
изображений на экранах
отраженного свечения
15
20
Работа с изображением на
индивидуальном мониторе
компьютера и клавиатурой
15
15
Прослушивание
аудиозаписи
20
20
Прослушивание
аудиозаписи в наушниках
10
15
Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м
классе – 20 минут, 3-4-м – 25 минут.
Формы ДО по русскому языку: использование различных сайтов,
образовательных платформ.
http://www.edu.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://videouroki.net
https://proshkolu.ru/
https://1sept.ru/news/sources/374/2
https://rosuchebnik.ru/
ОП «Уч.ру» https://uchi.ru
Яндекс. Учебник – начальная школа https://education.yandex.ru/home/
Аудиофайлы.
Формы контроля: через электронный журнал, электронную почту
(каждый учитель создает папку, а родители или дети отправляют фото, сканы
выполненных работ), мессенджеры: ВКонтакте.
Ресурсы.
Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы
данных с учебной информацией, компьютерное и/или коммуникационное
оборудование и интернет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося
будут
сформированы
следующие
личностные
новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос
на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать
многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации,
осознавать
язык
как
одну
из
главных
духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить
звукобуквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять
грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как
части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать
распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять
изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);
определять
тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное
содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное
чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]
Тематическое планирование
4 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов
и темпрограммы
Количествочасов
Всего
1
Общие сведения о языке
1
2
Фонетика и графика
3
3
Лексика
5
4
Состав слова
6
Контрольныеработы
Практическиеработы
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
5
Морфология.
Синтаксис
67
https://m.edsoo.ru/7f411da6
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
6
Орфография и
пунктуация
55
4
7
Развитие речи
33
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
0
Поурочное планирование
4 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Темаурока
Контрольные
работы
Всего
Электронныецифровыеобразова
тельныересурсы
1.
Русский язык как язык межнационального
общения. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36
2.
Характеристика звуков русского языка
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a
3.
Соотношение звукового и буквенного
состава слов
1
4.
Входная контрольная работа
1
5.
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов. РК
1
6.
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646
7.
Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов . РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
8.
Учимся понимать фразеологизмы
1
9.
Учимся использовать фразеологизмы
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818
Якласс https://www.yaklass.ru/
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10
Якласс https://www.yaklass.ru/
10.
Повторяем состав слова
1
11.
Основа слова
1
12.
Неизменяемые слова: состав слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc
13.
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
14.
Отрабатываем разбор слова по составу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70
15.
Имена существительные 1, 2, 3го
склонения
1
16.
Падежные окончания имён
существительных 1 склонения
1
17.
Падежные окончания имён
существительных 2 склонения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
18.
Падежные окончания имён
существительных 3 склонения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
19.
Контрольная работа по теме "Имя
существительное"
1
20.
Особенности падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже
1
21.
Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800
22.
Несклоняемые имена существительные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4
23.
Морфологический разбор имени
существительного
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10
24.
Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276
25.
Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437fb0
26.
Склонение имён прилагательных. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818
27.
Особенности склонения имён
прилагательных во множественном числе
1
28.
Морфологический разбор имени
прилагательного
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec
29.
Местоимение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40
30.
Личные местоимения 1го и 3го лица
единственного и множественного числа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8
31.
Склонение личных местоимений
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc
32.
Проверочная работа "Морфологический
разбор"
1
33.
Работа над ошибками. Глагол как часть
речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866
34.
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4
35.
Неопределенная форма глагола
1
Библиотека ЦОК
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
https://m.edsoo.ru/f843f210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e
36.
Личные формы глагола
1
37.
Спряжение глаголов: изменение по лицам
и числам
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4
38.
I и II спряжение глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408
39.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a
40.
Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе
1
41.
Способы определения I и II спряжения
глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
42.
Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
43.
Настоящее время глагола
1
https://www.yaklass.ru/
44.
Прошедшее время глагола
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c
45.
Будущее время глагола
1
https://www.yaklass.ru/
46.
Повелительное наклонение глагола:
наблюдение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a
47.
Образование повелительного наклонения
глагола
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a
48.
Особенности разбора глаголов по составу
слова
1
https://www.yaklass.ru/
49.
Глагол в словосочетании
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
50.
Глагол в предложении. РК
1
51.
Морфологический разбор глагола
1
52.
Контрольная работа за 1 триместр
1
53.
Работа над ошибками. Обобщение знаний
о глаголе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90
54.
Частица не, её значение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72
55.
Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a
56.
Как образуются наречия
1
57.
Наречие: обобщение знаний
1
58.
Союз как часть речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea
59.
Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8
60.
Обобщение: самостоятельные и служебные
части речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca
61.
Числительное как часть речи
1
62.
Числительное. Закрепление
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de
63.
Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
64.
Связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de
65.
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a
66.
Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8
67.
Распространённые и
нераспространённыепредложения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42
68.
Контрольная работа "Синтаксический
анализ предложения"
1
69.
Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60
70.
Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
1
https://www.yaklass.ru/
71.
Предложение и словосочетание: сходство
и различие
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443b1c
72.
Словосочетание
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e
73.
Связь слов в словосочетании
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6
74.
Связь слов в словосочетании: обобщение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4
75.
Простое и сложное предложение. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e
76.
Сложные предложения
1
Библиотека ЦОК
1
https://www.yaklass.ru/
https://m.edsoo.ru/f84444d6
77.
Сложные предложения с союзами и, а, но
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc
78.
Сложные предложения без союзов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a
79.
Предложения с прямой речью после слов
автора
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4
80.
Резервный урок по разделу синтаксис:
отработка темы "Предложения с
обращениями"
1
81.
Резервный урок по разделу синтаксис:
повторяем всё, что узнали о синтаксисе
1
82.
Правила правописания, изученные в 1-3
классах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4
83.
Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da
84.
Правописание падежных окончаний имён
существительных 1 склонения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2
85.
Правописание падежных окончаний имён
существительных 2 склонения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344
86.
Правописание падежных окончаний имён
существительных 3 склонения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
87.
Контрольное списывание
1
88.
Правописание падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4
89.
Правописание падежных окончаний имён
1
Библиотека ЦОК
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12
существительных в дательном и
предложном падеже
https://m.edsoo.ru/f84453f4
90.
Правописание падежных окончаний имён
существительных в творительном падеже
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
91.
Падежные окончания имён
существительных множественного числа в
дательном, творительном, предложном
падежах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
92.
Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a
93.
Безударные падежные окончания имён
существительных: систематизация. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72
94.
Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
95.
Правописание суффиксов имён
существительных
1
96.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных. РК
1
97.
Контролная работа
1
98.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном числе
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
99.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2
100.
Безударные падежные окончания имён
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12
прилагательных: систематизация
https://m.edsoo.ru/f8438122
101.
Безударные падежные окончания имён
прилагательных: обобщение
1
https://www.yaklass.ru/
102.
Правописание суффиксов имён
прилагательных
1
https://www.yaklass.ru/
103.
Правописание личных местоимений
1
https://www.yaklass.ru/
104.
Раздельное написание личных
местоимений с предлогами
1
105.
Правописание глаголов на -ться и –тся
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8
106.
Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся
1
https://www.yaklass.ru/
107.
Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2го лица единственного
числа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44
108.
Контрольная работа за 2 триместр
1
109.
Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2го лица единственного числа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e
110.
Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732
111.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c
112.
Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08
113.
Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов-исключений
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc
114.
Безударные личные окончания глаголов:
трудные случаи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6
115.
Отрабатываем трудные случаи написания
безударных личных окончаний глаголов
1
https://www.yaklass.ru/
116.
Безударные личные окончания глаголов:
систематизация
1
117.
Безударные личные окончания глаголов:
обобщение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4
118.
Правописание суффиксов глаголов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e
119.
Правописание глаголов с орфограммами в
суффиксах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e
120.
Правописание глаголов в прошедшем
времени
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a
121.
Отрабатываем правописание суффиксов и
окончаний глаголов в прошедшем времени
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e
122.
Контрольная работа по теме "Глагол"
1
123.
Изученные правила правописания
глаголов: систематизация
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a
124.
Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e
125.
Мягкий знак на конце наречий после
шипящих
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298
126.
Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак
на конце наречий после шипящих»
1
127.
Наблюдаем за правописанием
числительных
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca
128.
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но
1
129.
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзом
и
1
130.
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
131.
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами без союзов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
132.
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
133.
Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba
134.
Всероссийская проверочная работа
1
135.
Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых
1
136.
Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
автора
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2
137.
Речь: диалогическая и монологическая
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a
138.
Речевая культура диалога
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
ЭОР. «Всероссийские проверочные
работы 4 класс. Русский язык»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba
https://m.edsoo.ru/f8435378
139.
Ситуации устного и письменного общения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2
140.
Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку, объявление
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4
141.
Нормы речевого этикета
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea
142.
Можно ли по-разному читать один и тот
же текст?
1
143.
Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
144.
Текст: тема и основная мысль. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
145.
Текст: заголовок. РК
1
146.
Контрольная работа
1
147.
Подбираем заголовки, отражающие тему
или основную мысль текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
148.
Вспоминаем типы текстов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
149.
Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
150.
Текст. Образные языковые средства. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
151.
Текст. Структура текста. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
152.
Текст. План текста. РК
1
Библиотека ЦОК
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
https://m.edsoo.ru/f843f67a
153.
Пишем собственный текст по
предложенному заголовку
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
154.
Пишем текст по предложенному плану
1
155.
Как сделать текст интереснее. РК
1
156.
Редактируем предложенный текст
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c
157.
Учимся пересказывать: подробный устный
пересказ текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
158.
Учимся пересказывать: выборочный
устный пересказ текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
159.
Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466
160.
Контрольное изложение
1
161.
Сочинение как вид письменной работы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
162.
Пишем сочинение-отзыв по репродукции
картины
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c
163.
Пишем подробный пересказ текста. РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc
164.
Пишем сочинение-повествование на тему.
РК
1
165.
Пишем сжатый пересказ текста
1
166.
Пишем сочинение-описание на тему. РК
1
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e
167.
Пишем подробный пересказ текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6
168.
Пишем сочинение-рассуждение на тему.
РК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72
169.
Правописание слов с трудными
орфограммами
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
170.
Резервный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И. и другие / Под. ред.
Иванова С.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. - Москва : Вентана-Граф
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Иванов С.В. Русский язык : 4 класс : комментарии к урокам /
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. — М. : Вентана-Граф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
сайт - URL: http://uchi.ru - Текст: электронный
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL:
https://educont.ru/- Текст: электронный