Рабочая программа учебного предмета Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
МОУ «Лицей № 40»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

кафедра начального
образования

Педагогический совет

Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.

Протокол № 11
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов

Петрозаводск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
(далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван

сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.
Национально-региональный
компонент
является
важным
составляющим содержания современного школьного образования. В числе
основных

его

задач —

приобщение

подрастающего

поколения

к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям
своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с
другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока,
на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая,
развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с
использованием

материала

национально-регионального

компонента

активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к
истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов,
сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным,
увлекательным, что повышает эффективность урока.
Национально региональный компонент представлен в тематическом
планировании.
Внесение изменений в РП по учебному предмету
в условиях перехода на ДО

Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и
дистанционные формы организации обучения. Дистанционные формы
обучения реализуются в основном с применением информационно
телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с
обучающимися. С использованием дистанционных образовательных
технологий могут организовываться такие виды учебной деятельности, как:
– уроки;
– лекции;
– онлайн-консультации,
– практические занятия;
– контрольныеработы;
– самостоятельные работы
Образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий.
Планирование электронных занятий осуществляется так, чтобы не нарушить
требования СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения
технических средств. Подробности – в таблице.
Таблица 1
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на занятии
Вид
деятельности

непрерывной

Время
деятельности
зависимости от класса, мин.
1–2-й класс

3–4-й класс

Просмотр
статических
изображений
на
экранах
отраженного свечения

10

15

Просмотр телепередач

15

20

в

Просмотр динамических
изображений на экранах
отраженного свечения

15

20

Работа с изображением на
индивидуальном мониторе
компьютера и клавиатурой

15

15

Прослушивание
аудиозаписи

20

20

Прослушивание
аудиозаписи в наушниках

10

15

Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м
классе – 20 минут, 3-4-м – 25 минут.
Формы ДО по русскому языку: использование различных сайтов,
образовательных платформ.
http://www.edu.ru
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://videouroki.net
https://proshkolu.ru/
https://1sept.ru/news/sources/374/2
https://rosuchebnik.ru/
ОП «Уч.ру» https://uchi.ru
Яндекс. Учебник – начальная школа https://education.yandex.ru/home/
Аудиофайлы.
Формы контроля: через электронный журнал, электронную почту
(каждый учитель создает папку, а родители или дети отправляют фото, сканы
выполненных работ), мессенджеры: ВКонтакте.
Ресурсы.

Для дистанционного обучения понадобится три вида ресурсов: базы
данных с учебной информацией, компьютерное и/или коммуникационное
оборудование и интернет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося
будут
сформированы
следующие
личностные
новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос
на дополнительную информацию;
устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

осознавать

многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации,
осознавать
язык
как
одну
из
главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить
звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять
грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как
части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;

различать

распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять
изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);

определять

тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное
содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное
чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

Тематическое планирование
4 КЛАСС

№
п/п

Наименованиеразделов
и темпрограммы

Количествочасов
Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

3

3

Лексика

5

4

Состав слова

6

Контрольныеработы

Практическиеработы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
5

Морфология.
Синтаксис

67

https://m.edsoo.ru/7f411da6

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

6

Орфография и
пунктуация

55

4

7

Развитие речи

33

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

0

Поурочное планирование
4 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Темаурока

Контрольные
работы

Всего

Электронныецифровыеобразова
тельныересурсы

1.

Русский язык как язык межнационального
общения. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

2.

Характеристика звуков русского языка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a

3.

Соотношение звукового и буквенного
состава слов

1

4.

Входная контрольная работа

1

5.

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов. РК

1

6.

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646

7.

Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов . РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

8.

Учимся понимать фразеологизмы

1

9.

Учимся использовать фразеологизмы

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818
Якласс https://www.yaklass.ru/

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10
Якласс https://www.yaklass.ru/

10.

Повторяем состав слова

1

11.

Основа слова

1

12.

Неизменяемые слова: состав слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc

13.

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

14.

Отрабатываем разбор слова по составу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

15.

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

16.

Падежные окончания имён
существительных 1 склонения

1

17.

Падежные окончания имён
существительных 2 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

18.

Падежные окончания имён
существительных 3 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

19.

Контрольная работа по теме "Имя
существительное"

1

20.

Особенности падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

21.

Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800

22.

Несклоняемые имена существительные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4

23.

Морфологический разбор имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10

24.

Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

25.

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437fb0

26.

Склонение имён прилагательных. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818

27.

Особенности склонения имён
прилагательных во множественном числе

1

28.

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

29.

Местоимение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

30.

Личные местоимения 1­го и 3­го лица
единственного и множественного числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8

31.

Склонение личных местоимений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

32.

Проверочная работа "Морфологический
разбор"

1

33.

Работа над ошибками. Глагол как часть
речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866

34.

Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

35.

Неопределенная форма глагола

1

Библиотека ЦОК

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

https://m.edsoo.ru/f843f210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e

36.

Личные формы глагола

1

37.

Спряжение глаголов: изменение по лицам
и числам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4

38.

I и II спряжение глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408

39.

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a

40.

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе

1

41.

Способы определения I и II спряжения
глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

42.

Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

43.

Настоящее время глагола

1

https://www.yaklass.ru/

44.

Прошедшее время глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

45.

Будущее время глагола

1

https://www.yaklass.ru/

46.

Повелительное наклонение глагола:
наблюдение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a

47.

Образование повелительного наклонения
глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a

48.

Особенности разбора глаголов по составу
слова

1

https://www.yaklass.ru/

49.

Глагол в словосочетании

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

50.

Глагол в предложении. РК

1

51.

Морфологический разбор глагола

1

52.

Контрольная работа за 1 триместр

1

53.

Работа над ошибками. Обобщение знаний
о глаголе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90

54.

Частица не, её значение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72

55.

Наречие: значение, вопросы, употребление
в речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a

56.

Как образуются наречия

1

57.

Наречие: обобщение знаний

1

58.

Союз как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea

59.

Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

60.

Обобщение: самостоятельные и служебные
части речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

61.

Числительное как часть речи

1

62.

Числительное. Закрепление

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

63.

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

64.

Связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

65.

Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a

66.

Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

67.

Распространённые и
нераспространённыепредложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42

68.

Контрольная работа "Синтаксический
анализ предложения"

1

69.

Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

70.

Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.

1

https://www.yaklass.ru/

71.

Предложение и словосочетание: сходство
и различие

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443b1c

72.

Словосочетание

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e

73.

Связь слов в словосочетании

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6

74.

Связь слов в словосочетании: обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4

75.

Простое и сложное предложение. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e

76.

Сложные предложения

1

Библиотека ЦОК

1

https://www.yaklass.ru/

https://m.edsoo.ru/f84444d6
77.

Сложные предложения с союзами и, а, но

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc

78.

Сложные предложения без союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a

79.

Предложения с прямой речью после слов
автора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4

80.

Резервный урок по разделу синтаксис:
отработка темы "Предложения с
обращениями"

1

81.

Резервный урок по разделу синтаксис:
повторяем всё, что узнали о синтаксисе

1

82.

Правила правописания, изученные в 1-3
классах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4

83.

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

84.

Правописание падежных окончаний имён
существительных 1 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

85.

Правописание падежных окончаний имён
существительных 2 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

86.

Правописание падежных окончаний имён
существительных 3 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

87.

Контрольное списывание

1

88.

Правописание падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4

89.

Правописание падежных окончаний имён

1

Библиотека ЦОК

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

существительных в дательном и
предложном падеже

https://m.edsoo.ru/f84453f4

90.

Правописание падежных окончаний имён
существительных в творительном падеже

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

91.

Падежные окончания имён
существительных множественного числа в
дательном, творительном, предложном
падежах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

92.

Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

93.

Безударные падежные окончания имён
существительных: систематизация. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

94.

Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

95.

Правописание суффиксов имён
существительных

1

96.

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных. РК

1

97.

Контролная работа

1

98.

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных в единственном числе

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

99.

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

100.

Безударные падежные окончания имён

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

прилагательных: систематизация

https://m.edsoo.ru/f8438122

101.

Безударные падежные окончания имён
прилагательных: обобщение

1

https://www.yaklass.ru/

102.

Правописание суффиксов имён
прилагательных

1

https://www.yaklass.ru/

103.

Правописание личных местоимений

1

https://www.yaklass.ru/

104.

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами

1

105.

Правописание глаголов на -ться и –тся

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

106.

Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся

1

https://www.yaklass.ru/

107.

Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного
числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44

108.

Контрольная работа за 2 триместр

1

109.

Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2­го лица единственного числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

110.

Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732

111.

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c

112.

Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

113.

Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов-исключений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc

114.

Безударные личные окончания глаголов:
трудные случаи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

115.

Отрабатываем трудные случаи написания
безударных личных окончаний глаголов

1

https://www.yaklass.ru/

116.

Безударные личные окончания глаголов:
систематизация

1

117.

Безударные личные окончания глаголов:
обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

118.

Правописание суффиксов глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

119.

Правописание глаголов с орфограммами в
суффиксах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

120.

Правописание глаголов в прошедшем
времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

121.

Отрабатываем правописание суффиксов и
окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

122.

Контрольная работа по теме "Глагол"

1

123.

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

124.

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

125.

Мягкий знак на конце наречий после
шипящих

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298

126.

Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак
на конце наречий после шипящих»

1

127.

Наблюдаем за правописанием
числительных

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca

128.

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но

1

129.

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзом
и

1

130.

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

131.

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами без союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

132.

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

133.

Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba

134.

Всероссийская проверочная работа

1

135.

Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых

1

136.

Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
автора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

137.

Речь: диалогическая и монологическая

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

138.

Речевая культура диалога

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

ЭОР. «Всероссийские проверочные
работы 4 класс. Русский язык»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba

https://m.edsoo.ru/f8435378
139.

Ситуации устного и письменного общения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2

140.

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку, объявление

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

141.

Нормы речевого этикета

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea

142.

Можно ли по-разному читать один и тот
же текст?

1

143.

Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

144.

Текст: тема и основная мысль. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

145.

Текст: заголовок. РК

1

146.

Контрольная работа

1

147.

Подбираем заголовки, отражающие тему
или основную мысль текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

148.

Вспоминаем типы текстов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

149.

Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

150.

Текст. Образные языковые средства. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

151.

Текст. Структура текста. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

152.

Текст. План текста. РК

1

Библиотека ЦОК

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

https://m.edsoo.ru/f843f67a
153.

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

154.

Пишем текст по предложенному плану

1

155.

Как сделать текст интереснее. РК

1

156.

Редактируем предложенный текст

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

157.

Учимся пересказывать: подробный устный
пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

158.

Учимся пересказывать: выборочный
устный пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

159.

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

160.

Контрольное изложение

1

161.

Сочинение как вид письменной работы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

162.

Пишем сочинение-отзыв по репродукции
картины

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c

163.

Пишем подробный пересказ текста. РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc

164.

Пишем сочинение-повествование на тему.
РК

1

165.

Пишем сжатый пересказ текста

1

166.

Пишем сочинение-описание на тему. РК

1

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
ЭОР. «Русский язык. 4 класс»
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f843b67e
167.

Пишем подробный пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

168.

Пишем сочинение-рассуждение на тему.
РК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

169.

Правописание слов с трудными
орфограммами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

170.

Резервный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И. и другие / Под. ред.
Иванова С.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. - Москва : Вентана-Граф
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Иванов С.В. Русский язык : 4 класс : комментарии к урокам /
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. — М. : Вентана-Граф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
сайт - URL: http://uchi.ru - Текст: электронный
Библиотека цифрового образовательного контента: сайт – URL:
https://educont.ru/- Текст: электронный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».